Земля в Сурья-сиддханте, ч.2

Земля плоская, таково заключение Шримад Бхагаватам. Ошибка ИСККОН. Что на самом деле описывает „Сурья-сиддханта“? Устройство вселенной.

Земля плоская, таково заключение Шримад-Бхагаватам. Ошибка ИСККОН. Что на самом деле описывает „Сурья-сиддханта“? Устройство вселенной.

Как уже обсуждалось в первой части этой статьи, хотя ведические Пураны (включая Шримад-Бхагаватам) описывают Землю как колоссальную круговую плоскость с гораздо большим количеством земель и цивилизаций помимо нашей собственной, чтобы попытаться согласовать эту концепцию с современными представлениями о Земле как изолированной планете в форме шара, плавающей в космосе, члены ИСККОН обратились ко второму санскритскому тексту под названием „Сурья-сиддханта“ с целью каким-то образом преодолеть очевидное разрыв между ведическим и современным пониманием. Однако, как мы далее увидим, то, как ИСККОН представил „Сурья-сиддханту“ не столько ведёт к согласованию или примирению ведической и западной космологии, сколько скорее к полному отказу от удивительного откровения Шримад-Бхагаватам, согласно которому мы на самом деле не живем на планете в форме шара, но вместо этого находимся на небольшой части гигантской круглой плоской Земли.

В нашем предыдущем обзоре на видео о Храме ведического планетария, посвященном люстре, изображающей устройство вселенной (см. ссылки ниже), мы выделили четыре важные детали в презентации ИСККОН, касающиеся описания ведической Земли, как она описана в Шримад-Бхагаватам: (1) Ананта-Шеша поддерживает Землю, что означает, что ведическая Земля неподвижна, а не плавает и не движется в космосе, как другие планеты. (2) Джамбудвипа — центральный круглый остров Бху-мандалы, его диаметр составляет 100 000 йоджан (800 000 миль). Бхарата-варша (наша территория на Земле) расположена на южной стороне гигантского массива суши, известного как Джамбудвипа. Это ещё раз указывает на то, что известный нам район Земли является частью более крупной плоской Земли, а не независимой планетой, плавающей в космосе. (3) Сама Джамбудвипа является частью ещё более крупного плана Земли, состоящего из семи островов и семи океанов, имеющих концентрическое строение. Эти семь островов и океанов оцениваются в Шримад-Бхагаватам в 25 350 000 йоджан (202 800 000 миль) и простираются до других областей земного круга, имеющего полный диаметр в 500 миллионов йоджан. (4) Солнце и Луна вращаются над гигантским земным кругом, а не вокруг земного шара, как описывает западная космология. 

Как мы продемонстрировали в нашем обзоре на видео ХВП, принятие этих четырёх пунктов делает невозможным описание Бху-мандалы или Бхарата-варши как так называемого земного шара. Однако вместо того, чтобы проповедовать в соответствии с описанием плоской Земли в Шримад-Бхагаватам, некоторые члены ИСККОН (несмотря на признание того, что Шримад-Бхагаватам действительно описывает плоскую Землю) утверждали, что описание Бху-голы в „Сурья-сиддханте“ является описанием земного шара, и что эту концепцию также следует рассматривать и интегрировать как часть ведического мировоззрения. Затем эти две концепции Земли объединяют вместе, утверждая, что мы живем в многомерной вселенной, в которой Земля одновременно шаровидная и плоская, в зависимости от точки зрения — предположительно, дэвы или полубоги воспринимают Землю как великую Бху-мандалу, тогда как обусловленные души воспринимают Землю как шар в космосе. Однако идея о том, что Бху-мандала находится в более высоком измерении и может быть воспринята только полубогами, удобным образом устраняет ведическую плоскую Землю из поля зрения, из размышлений и даже из сферы существования; между тем, искаженное понимание Бху-голы в „Сурья-сиддханте“ искусственно представлено как фактическая сущность Земли, на которой мы живём. В следующих статьях мы покажем ложную предпосылку, на которой основан этот аргумент, и почему описание Бху-голы в „Сурья-сиддханте“ (с некоторыми заметными упущениями) точно соответствует модели плоской Земли Шримад-Бхагаватам.

Несмотря на часто высказываемые утверждения о том, что Земля для наших обусловленных чувств является шаром, с помощью эмпирического метода мы также можем продемонстрировать, что Земля представляет собой непрерывную горизонтальную плоскость, как учит “Шримад-Бхагаватам.” Основываясь на описании Земли в Шримад-Бхагаватам, мы отвергаем современные так называемые “фотографии” земного шара как лживые выдумки.

ИСККОН ошибочно определил Бхарата-варшу как Бху-голу

Как описано в Шримад-Бхагаватам, наша локализованная область Земли (с центром в Индии, но включая также и другие континенты) является частью области, известной как Бхарата-варша. Однако Бхарата-варша не описывается как планета в форме шара; скорее Бхарата-варша описывается как небольшая часть континента космических размеров, известного как Джамбудвипа, а Джамбудвипа — только один из семи островов космического размера в колоссальном диске Земли (Бху-мандала). На изображении ниже показано как в разработках ХВП представляется местонахождение Бхарата-варши в Джамбудвипе, окруженного другими островами круглой формы и океанами Бху-мандалы: 

Земля плоская, таково заключение Шримад-Бхагаватам. Ошибка ИСККОН. Что на самом деле описывает „Сурья-сиддханта“? Устройство вселенной.

В сопроводительном тексте к этой части видео Антардвипа дас заявляет: “Здесь мы можем увидеть Джамбудвипу, центральный остров Бху-мандалы, а Бхарата-варша находится на южной стороне этого острова”. Хотя приведённое выше изображение не очень чёткое, оно показывает золотую гору Меру в центре острова круглой формы, называемого Джамбудвипой; Бхарата-варша — это группа из девяти меньших островов, расположенных на южной стороне этой суши, а круглые кольца, окружающие Джамбудвипу, представляют другие острова и океаны космических размеров, которые составляют часть обширной площади поверхности Бху-мандалы. В нашей предыдущей критическом обзоре видео с  вселенской люстрой Храма Ведического планетария под названием “Игра окончена для земного шара (часть вторая)” мы обсуждали, почему расположение Бхарата-варши в Джамбудвипе означает провал для любой попытки представить Бхарата-варшу как планету в форме шара. 

Хотя Шримад-Бхагаватам ясно указывает на то, что мы находимся на более крупной плоской Земле, в приведённых ниже цитатах мы слышим некоторые утверждения того же Антардвипа даса (директора по исследованиям ХВП), которые демонстрируют совершенно иное понимание устройства Земли, чем то, что представлено в оригинальном промо-ролике  ХВП. 

Земля плоская, таково заключение Шримад-Бхагаватам. Ошибка ИСККОН. Что на самом деле описывает „Сурья-сиддханта“? Устройство вселенной.

В вышеупомянутой пропаганде, представленной Радха Моханом дасом под названием “Невидимые миры в ведической индуистской вселенной”, Джамбудвипа и остальная часть Бху-мандалы полностью исчезли, и наша локализованная область Земли (Бхарата-варша) была ошибочно воспринята как сама Земля (названная здесь Бху-гола). Однако, согласно Шримад-Бхагаватам, Бхарата-варша — это не “Земля” как таковая, а лишь очень небольшая часть гораздо большего диска Земли; более того, ни Шримад-Бхагаватам, ни „Сурья-сиддханта“ на самом деле не описывают Бху-голу в форме шара. Как мы увидим позже, имя Бху-гола — это просто еще один способ обозначения Бху-мандалы. Вышеупомянутое искажение Бхарата-варши как “Бху-голы” не только противоречит собственному описанию Шримад-Бхагаватам Бху-голы как круглой плоскости (см. ниже), но и полностью меняет понимание того, что Бхарата-варша — это всего лишь небольшой участок Бху-голы и, следовательно, часть более крупной плоской Земли (а вовсе не так, что это отдельная и независимая планета или земной шар, который можно назвать Бху-гола). Далее мы покажем, что вышеупомянутое изображение Бхарата-варши как земного шара также противоречит описанию „Сурья-сиддханты“ Бху-голы и местоположения Бхарата-варши на ней; на самом деле (Сс. 12.34-40) заявляет, что гора Меру находится в середине Бху-голы, а Бхарата-варша находится к югу от горы Меру, что еще раз ясно указывает на то, что Бхарата-варша — только одна из областей гораздо более крупной Бху-голы, а не сама Бху-гола. Это станет очевидно, когда мы подробно рассмотрим конкретные стихи (см. ниже). 

В цитатах вышеупомянутого мема Антардвипа дас говорит: “Пураны… дают подробное описание Земли как Бху-мандалы, в то время как джйотиш-тексты описывают Землю как Бху-голу”. Здесь Антардвипа дас пытается доказать, что Бху-мандала и Бху-гола — это названия двух различных концепций Земли в ведической культуре; то есть, что Пураны описывают плоскую Землю (Бху-мандалу), тогда как тексты джойтиш описывают сферическую Землю (Бху-голу). Однако, вопреки тому, что здесь утверждает Антардвипа дас, Шримад-Бхагаватам, хотя и является Пураной (а именно, Бхагавата-пураной), также регулярно использует определение “Бху-гола” для обозначения Земли, ведь ведическая Земля именуется множеством имён, таких как Бху-гола (ШБ, 10.8.37), Бху-мандала (ШБ, 4.12.16), Кшити-тала (ШБ, 2.7.1), Авани (ШБ, 1.8.43), Притхиви (ШБ, 1.16.36), Махи (ШБ, 1.12.5) ), Гам (ШБ, 3.18.6) и т.д. В нашей собственной Бхагавата Пуране Шукадева Госвами конкретно заявляет, что он расскажет нам имя (нама), форму (рупа), размер (мана) и характеристики (лакшанатах) Бху-голы, о котором идет речь: бху-голака-вишешам нама-рупа-мана-лакшанато вьякхьясйамах (ШБ, 5.16.4). Поэтому, если мы хотим узнать форму, размер и положение Бхуголы, нам нужно только прочитать описание Бхуголы Шукадева Госвами, содержащееся в главах 16-26 Пятой песни Шримад-Бхагаватам. В первой части этой статьи мы объяснили, как члены ИСККОН обходят собственное описание Шримад-Бхагаватам Бхуголы, чтобы представить интерполированное значение Бхуголы, как оно проявляется в Сурья-сиддханте. 

Причина, по которой Шукадева Госвами специально упоминает нама-рупа-мана-лакшанато (имена, формы, размеры и характеристики) в своем описании Земли, заключается в том, чтобы мы смогли правильно отличать одно место от другого. Представлять Бхарата-варшу как Бху-голу — всё равно что представлять США как всю Землю. США являются частью Земли, а не самой Землей; точно так же Бхарата-варша является частью Бху-голы, а не самой Бху-голой. Если мы хотим правильно понять нама-рупу в соответствии с описанием Шукадевы Госвами, то Бхарата-варшу нельзя назвать Бху-голой. Бхарата-варша — это небольшое место на гораздо большей Бху-голе, это не сама Бху-гола. Представляя Бхарата-варшу как Бху-голу, неосведомлённый читатель даже не подозревает, что Сурья-сиддханта на самом деле описывает большую плоскую Землю (см. ниже).

В вышеупомянутой записке, представленной Радха-Мохан дасом, Бхарата-варша ошибочно была представлена как планета в форме шара, переименованная и переопределенная как Бху-гола. Неправильное отождествление Бхарата-варши с Бху-голой является категорической ошибкой, и это ошибка, на которой было построено все представление ИСККОН о «Земле» как о глобусе. Эту ошибку необходимо быстро исправить, прежде чем Храм ведического планетария откроется миру в 2023 году.

И Шримад-Бхагаватам, и „Сурья-сиддханта“ используют имена “Бху-гола” и “Бху-мандала” одновременно, когда говорят о единой Земле

Заявив, что он даст описание Бху-голы (ШБ, 5.16.4), в последующих десяти главах Шримад-Бхагаватам Шукадева Госвами продолжает описывать составляющие Землю семь островов и океанов космического размера, а также огромные подземные царства Земли, а именно Била-сваргу (подземные небеса) и Нараку (ады). В ходе своего описания Бху-голы Шукадева Госвами сообщает нам, что Бху-гола имеет диаметр 500 миллионов йоджан: панчасат-коти-ганитасйа бху-голасйа (ШБ, 5.20.38); и что Бху-гола держится на капюшонах Ананта-сеши, а не парит в пространстве: мурдхани арпитам ануват сахасра-мурдхно бху-голам (ШБ, 5.25.12). В обоих этих стихах имя Бху-гола было использовано для описания массивной круглой Земли, которую удерживает Ананта-шеша. В Шримад-Бхагаватам также много раз используется название Бху-мандала, когда речь идет всё о той же самой Земле.

Таким образом, очевидно, что в Шримад-Бхагаватам содержится собственное описание Бху-голы; дело не в том, что в пространстве парит какая-то вторая Бху-гола, которая каким-то образом ускользнула от внимания Шрилы Вьясадевы, Шукадевы Госвами и т.д. Таким образом, утверждение Антардвипы даса о том, что Пураны описывают Землю как Бху-мандалу, а тексты джйотиша описывают Землю как Бху-голу, опровергается тем фактом, что Шримад-Бхагаватам использует имя “Бху-гола” для описания плоской Земли (Бху-мандалы), а тем временем „Сурья-сиддханта“ также использует имя “Бху-мандала” взаимозаменяемо с именем “Бху-гола”; например, глава 12, стих 68 „Сурья-сиддханты“ гласит:

бхумандалат панкадас и бхаге деве’тавасуре/
упариштадвраджатьярках саумья ямьяянантагах//68//

«Солнце проходит прямо над головой в 15-й части окружности земли (Бху-мандала) во время своего северного движения (уттара аяна) в полушарии полубогов (девабхага) и своего южного движения (дакшинаяна) в полушарии демонов (асурабхага)».

Здесь для Земли используется название Бху-мандала, означающее «Земной круг», а не «окружность Земли», как говорится в переводе. Использование имени “Бху-мандала” в „Сурья-сиддханте“ важно, потому что оно сообщает нам о том, что рассказчик „Сурья-сиддханты“ представляет Землю в соответствии с традиционным пураническим обозначением, и в том виде, в котором брахманы, естественно, поймут его. Все брахманы в то время знали, что Бху-мандала характеризуется семью островами и семью океанами, и что Бхарата-варша расположена на первом из этих островов, называемом Джамбудвипа.

Названия Бху-гола и Бху-мандала — это просто разные способы обращения к единой Земле, и оба имени используются одновременно в Шримад-Бхагаватам и „Сурья-сиддханте“; не так, как утверждает Антардвипа даса, будто Пураны описывают Землю как Бху-мандалу (круглую землю), а джйотиш шастра описывает Землю как Бху-голу (так называемый Земной шар). Как мы увидим, „Сурья-сиддханта“ описывает Бху-голу таким же образом, как она описана в модели плоской Земли Шримад-Бхагаватам с горой Меру в центре Джамбудвипы и царствами нагов и асуров в подземелье.

Как  „Сурья-сиддханта“ описывает Бху-голу?

В ранее представленном Радха-Моханом дасом сообщении Бхарата-варша была изображена как так называемый Земной шар и названа Бху-голой, однако сама „Сурья-сиддханта“ не представляет Бхарата-варшу как Бху-голу; скорее, как и в Шримад-Бхагаватам, Бхарата-варша описывается как особая область на Бху-голе, а не сама Бху-гола. Сейчас мы рассмотрим описание „Сурья-сиддхантой“ местоположения Бхарата-варши на Бху-голе (Сс 12.38-40), но прежде всего давайте рассмотрим стих из „Сурья-сиддханты“, который был представлен в качестве «доказательства» существования Земного шара:

мадхья самантадандасья бхуголо вйомнитистати/
вибхрана парам шакти бхраманодхаранатмикам//32//

«Благодаря энергии Брахмы, полученной из (его) самоконцентрации, земной шар (Бху-гола) расположен в середине всех пространств (эфир—Вйома) внутри яйца (Брахманда).»

„Сурья-сиддханта“, 12.32

Приведенный выше перевод взят из издания „Сурья-сиддханты“ Данавира Госвами. Первое, что мы можем здесь отметить, это то, что Бхугола переводится как «Земной шар». Таким образом, неосведомленного читателя заставляют поверить, что Веды описывают Бхуголу как земной шар, плавающий в пространстве (вйомни тиштати). Проблема с этим переводом Бху-голы как «Земного шара» заключается в том, что таком случае игнорируется не только описание Бху-голы в Шримад-Бхагаватам в виде круглого диска, который держит Ананта-шеша (ШБ, 5.25.12) и который имеет диаметр 500 миллионов йоджан (ШБ, 5.20.38), но также игнорируется и описание Бху-голы самой „Сурья-сиддхантой“ — описание, которое включает название гигантской горы Меру (Сс, 12.34), а также имена варшей (регионов) в Джамбудвипе, таких как Кетумала, Бхадрашва, Уттара-куру и Бхарата-варша (Сс 12.38-40). Сурья-сиддханта также упоминает семь подземных царств Бху-мандалы, в которых обитают наги и асуры (Сс, 12.33).

Хотя значение таких названий, как гора Меру, Уттаракуру-варша и т.д., наряду со ссылками на обители нагов и асуров (сапта нагасурасамасраях), будет очень мало значить для современного читателя, на самом деле это названия мест на гигантском диске Земли, как это описано в Шримад-Бхагаватам и других Пуранах. Точно так же, как человек в нашем современном мире может понять, что названия Гора Рашмор, Флорида, река Миссисипи, Нью-Йоркское метро и т. д. относятся к местам в Соединенных Штатах Америки, так и информированный читатель Пуран может понять, что гора Меру, Уттара-куру-варша, семь подземных миров нагов и асуров и т. д. относятся к местам на Бху-мандале. Если мы принимаем эти имена так, как они описаны в Пуранах, то Сурья-сиддханта, несомненно, описывает ту же самую плоскую Землю, что и  Шримад-Бхагаватам. Это станет очевидным, когда мы рассмотрим конкретные стихи из Сурья-сиддханты.

Несмотря на то, что Шримад-Бхагаватам является первоочередным источником для понимания формы и размера Бху-голы, мы видим, что Данавир Госвами перевёл стих из „Сурья-сиддханты“, в котором название Бху-гола переводится как «Земной шар». Этого не могло бы произойти, если бы Данавира Госвами принял во внимание тот факт, что Бху-гола, упомянутая в „Сурья-сиддханте“, описывается вместе с горой Меру в центре и вместе с Уттара-куру варшей, Бхарата-варшей, Кетумал-варшей, Бхадрашва-варшей в основных местах Джамбудвипы (Ss 12.38-40). Мы более подробно рассмотрим эти конкретные стихи в третьей части этой статьи. Все эти названия мест с их именами (нама), формами (рупа), размерами (мана) и характеристиками (лакшанатах) описаны в Шримад-Бхагаватам и других Пуранах. Поскольку Шримад-Бхагаватам представлен Шрилой Вьясадевой как сущность всего ведического знания, и поскольку поручение ХВП состоит в том, чтобы представить описание Бху-гола на основе Шримад-Бхагаватам, все авторы ИСККОН, затрагивающие данную тему, должны понимать, что, когда названия мест, такие как Бху-гола, Гора Меру, Уттара — куру и т.д., упоминаются во вторичных ведических текстах, таких как „Сурья-сиддханта“, значение этих названий мест должно быть понято в свете Шримад-Бхагаватам — а не наоборот! Если мы принимаем описание Бху-голы ,данное в Шримад-Бхагаватам (500 миллионов йоджан в диаметре и удерживаемая Ананта-шешей), на каком основании Данавир Госвами переводит название Бху-гола, найденное в „Сурья-сиддханте“, как «земной шар», а не как «круг Земли»?

Переводя Бху-голу как «Земной шар», оригинальное описание Бху-голы из Шримад-Бхагаватам заменяется искаженым пониманием Бху-голы из „Сурья-сиддханты“. На самом деле между этими двумя текстами нет никакой разницы, поскольку оба описывают круглую Землю с горой Меру в центре. Давайте еще раз взглянем на этот стих:

мадхья самантадандасья бхуголо вйомнитистати/
вибхрана парам шакти бхраманодхаранатмикам//32//

«Благодаря энергии Брахмы, полученной из (его) самоконцентрации, земной шар (Бху-гола) расположен в середине всех пространств (эфир—Вйома) внутри яйца (Брахманда).»

„Сурья-сиддханта“, 12.32

Если члены общества хотят возразить, что приведенный выше стих из „Сурья-сиддханты“ является доказательством существования земного шара, «расположенного в центре космоса», возникает вопрос: чему соответствует Земной шар в Шримад-Бхагаватам? Если кто-то хочет возразить, что Земной шар соответствует Бхарата-варше, то нам нужно только еще раз взглянуть на местоположение Бхарата-варши в Джамбудвипе в соответствии с Шримад-Бхагаватам (ШБ, 5.16.1-9) и с тем, как это представлено в промо-ролике вселенской люстры ХВП. Ранее мы слышали, как Антардвипа даса в своем повествовании к этому видео утверждал, что «Джамбудвипа является центральным островом Бху-мандалы, а Бхарата-варша расположена на южной стороне Джамбудвипы». Поскольку Бхарата-варша «расположена на южной стороне Джамбудвипы», нельзя сказать, что она «расположена посреди космического пространства» (Вйома — эфир). Изначальное положение Бхарата-варши на Джамбудвипе, а не в космосе. На рисунке ниже показано, как в проекте Храма ведического планетария изображены Солнца и Луна, вращающиеся над Бху-мандалой. Где находится Бхарата-варша на этом изображении? Парит ли Бхарата-варша в космосе вместе с Солнцем или Луной, или Бхарата-варша находится на «уровне земли» в Джамбудвипе?

Земля плоская, таково заключение Шримад-Бхагаватам. Ошибка ИСККОН. Что на самом деле описывает „Сурья-сиддханта“? Устройство вселенной.

Бхарата-варша, конечно, находится на сотни тысяч миль ниже Солнца и Луны и расположена на «уровне земли» в Джамбудвипе. Расположение Бхарата-варши на уровне земли и положение Солнца и Луны над Землей создают тупик для тех, кто хочет утверждать, что Бхарата-варша — это планета в форме шара, плавающая в космосе. Мы объяснили эту проблему в нашем обзоре видео ХВП под названием «Игра окончена для Земного шара (часть четвертая)«.

Таким образом, „Сурья-сиддханту“ нельзя толковать так, чтобы это противоречило Шримад-Бхагаватам. Следовательно, Бхарата-варша находится на поверхности Бху-голы, а гигантская Бху-гола удерживается Ананта-шешей, а не парит в пространстве: мурдхани арпитам ануват сахасра-мурдхно бху-голам (ШБ, 5.25.12). Опять же, мы можем сослаться на официальную презентацию ХВП рассматриваемой Земли. На картинке ниже изображён Ананта-шеша, держащий Землю, видео сопровождается следующим повествованием Антардвипы даса: «Итак, в нижней части всей планетарной конструкции мы видим Шешу, держащего Землю».

Поскольку Земля, о которой идет речь, удерживается Ананта-шешей (а не парит в эфире), это создаёт ещё один тупик для сторонников земного шара, как мы уже обсуждали это в четвертой части нашего обзора на видео ХВП под названием «Игра окончена для Земного шара (Часть первая)«.

Поскольку изначальное положение Бхарата-варши должно соответствовать уровню земли на южной стороне Джамбудвипы, а сама Джамбудвипа является лишь одним из семи островов космического размера, составляющих Бху–голу, размер которой составляет 500 миллионов йоджан (ШБ, 5.20.38), нельзя утверждать, что Бхарата-варша является Бху-голой и расположена посреди всех пространств (эфир-Вйома). Как мы уже неоднократно упоминали, Бхарата-варша — это место на Бху-голе, это не сама Бху-гола, и называть её так просто ошибочно. Неправильное отождествление имени Бхарата-варша с именем Бху-гола привело к возникновению планеты Земля, которой не существует в ведической вселенной.

В ведической космологии нет двух Земель; есть только одна Земля, которая называется несколькими разными именами. ИСККОН, однако, в настоящее время работает с идеей двух Земель; одна — это идея Земного шара, который предположительно парит в космосе, а другая — это Земной диск, который удерживает Ананта-шеша. Однако идея о существовании второй Земли в виде шара не упоминается ни в Шримад-Бхагаватам, ни в „Сурья-сиддханте“, и поэтому нельзя сказать, что она существует в ведической вселенной. Земной шар — это иллюзорная Земля (майя).

«О Брахма, все, что кажется ценным, если оно не связано со Мной, не имеет реальности. Знай что это  Мою иллюзорную энергию, отблеск света во тьме.»

Шримад-Бхагаватам, 2.9.34

Если Земной шар не имеет никакого отношения к „Сурья-сиддханте“, почему тогда „Сурья-сиддханта“ утверждает, что Бху-гола находится в середине вьомы? В тексте на самом деле говорится только о том, что Земля находится в средней (мадхье) части Вселенной (анда), а не в верхней, нижней или любой другой позиции (мадхье самантадандасья бхуголо вйомнитистати, Сс, 12.32). Поскольку вся вселенная пронизана Вьомой, не будет ошибкой сказать, что Бху-гола находится в середине Вьомы. В Бхагавад-гите 14.18 Шри-Кришна утверждает то же самое, что Земля находится посередине (мадхье), райские планеты находятся вверху (урдхвам), а ады — внизу (адха).

Хотя „Сурья-сиддханта“ не упоминает Океан Гарбходака, который заполняет нижнюю половину вселенной, или роль Ананта-шеши в поддержании Бху-голы, это не обязательно говорит о чем-то неправильном, поскольку текст обращается к аудитории, для которой роль Ананта-шеши была и должна быть очевидной. Чтобы уложить это в контекст, давайте помнить, что, хотя в Шримад-Бхагаватам описывается роль Ананта-шеши в поддержании Земли, это не значит, что в многочисленных случаях, когда Шукадева Госвами упоминает Землю, он должен постоянно уточнять или подтверждать, что Земля, о которой идет речь, удерживается Ананта-шешей; это было общеизвестно ученой и уважаемой аудитории, собравшейся, чтобы услышать рассказ Шукадевы Госвами о Шримад-Бхагаватам. Например, в том случае, когда Шукадева Госвами заявляет, что царь Юдхиштхира правил Землей и морями точно так же, как Индра—сасаса гам индра иваджитасрайах паридхьюпантам (ШБ, 1.10.3), это не значит, что он должен перечислять все характеристики рассматриваемой Земли. Подробное описание Земли приводится позже в пятой песни Шримад-Бхагаватам.

„Сурья-сиддханта“ не вдается в подробности о Земле, потому что, как указано в начале текста, это в первую очередь ответ на вопрос о движении грах или планет, а не о природе Земли. В тексте говорится:

«Незадолго до конца Сатья-юги великий демон (асура) по имени Майя, движимый желанием приобрести знания о таинственной, высшей и божественной науке, которая является главным вспомогательным средством Веданги и дополнена информацией о движении небесных тел (планет и звезд), порадовал бога солнца Сурью своим суровым религиозным подвижничеством. Довольный его аскезами, бог солнца Сурья благосклонно даровал Майе науку о небесных телах (планетах и звездах). Солнце сказало: «Мне стало известно о твоем намерении, я удовлетворен твоими покаяниями, и я передам тебе знание о временных небесных телах»

„Сурья-сиддханта“, 1.2-5

Мы должны отметить, что в ведической космологии Земля относится к своей собственной уникальной категории и не считается грахой (планетой). В приведенном выше стихе из Сурья-сиддханты ясно говорится, что текст посвящен науке о планетах; Пятая песнь Шримад-Бхагаватам, напротив, в первую очередь является ответом на вопрос о форме и размерах Земли (см. ШБ, 5.16.1-4). Таким образом, следует  ожидать более подробной информации о Земле в Шримад-Бхагаватам, а не в „Сурья-сиддханте“. Только когда кто-то выделяет краткое описание „Сурья-сиддхантой“ Земли из контекста Пуран, только тогда современные представления о земном шаре могут быть наложены на рассматриваемую Землю; однако, когда мы понимаем краткое описание „Сурья-сиддхантой“ Земли в свете Пуран, тогда нет противоречий в отношении описания Земли (хотя есть некоторые заметные различия в отношении размеров других планет). Идея о том, что „Сурья-сиддханта“ описывает Землю, отличную от той, что представлена в Пуранах, возникает лишь у тех, кто не понимает или не принимает Землю такой, какой ее описывают ведические авторитеты подобные Шриле Вьясадеве. Если „Сурья-сиддханту“ воспринимать как подлинный ведический текст, то её нельзя интерпретировать таким образом, чтобы это противоречило Шримад-Бхагаватам, который является заключением всего ведического знания.

Прабхупада: Ведическое понимание означает, что нет другой ведической версии.

Разговор в комнате с репортером, 4 июня 1976 года, Лос-Анджелес

В третьей части мы обсудим описание „Сурья-сиддхантой“ расположения горы Меру, а также семи подземных царств нагов и асуров. Мы в очередной раз увидим, что это описание полностью согласуется с тем, как в Шримад-Бхагаватам описывается местоположение горы Меру в Джамбудвипе, а также подземные небеса (била-сварга), где обитают наги и асуры.

Продолжение следует…

Автор: Майешвара дас

5 апр. 2021 г.— Ирландия — Оригинал статьи.

Рекомендованные статьи