Земля плоская, таково заключение Шримад-Бхагаватам. Наставления Шрилы Прабхупады о строительстве Храма Ведического планетария.
В нашем предыдущем четырехчастном обзоре промо-ролика Храма Ведического планетария с люстрой, изображающей Вселенную, мы показали, что описание Земли в Шримад-Бхагаватам не имеет ничего общего с современной теорией земного шара и что ведическая Бху-мандала (Земной круг) в действительности является концепцией плоской Земли. Поскольку сам Шримад-Бхагаватам не даёт никакого описания предполагаемого земного шара, те члены ИСККОН, которые выступают за эту концепцию, ссылаются на древний санскритский текст под названием „Сурья-сиддханта“. По мнению сторонников земного шара, описание Бху-голы (круглой Земли) в „Сурья-сиддханте“ якобы устраняет разрыв между пураническим и западным представлениями о Земле. В следующем наборе статей мы объясним, как описание Бху-голы в „Сурья-сиддханте“ было полностью искажено, чтобы доказать присутствие так называемого земного шара в “космологии Бхагаватам”, несмотря на то, что Сам Бхагаватам (Шримад-Бхагаватам) описывает Бху-голу совершенно иначе.
Прежде чем взглянуть на описание Земли в „Сурья-сиддханте“ (см. следующие части этой статьи), давайте прежде всего убедимся, что Шримад-Бхагаватам даёт своё собственное описание Земли и, следовательно, нет никакой необходимости для членов ИСККОН выходить за рамки описания реальности Шримад-Бхагаватам, чтобы понять истинную форму, размер и положение Земли, на которой мы живём.
Есть ли хоть какие-либо отсылки к идее земного шара в описании вселенной Шримад-Бхагаватам?
Дабы принять идею о том, что Шри Кришна создал Землю в форме шара, который парит в космосе, последователи Шри Кришны должны ясно увидеть, что подобная идея соответствует описанию Земли, содержащемуся в Шримад-Бхагаватам. Если бы я утверждал, например, что Шри Кришна создал Землю в форме гигантского креста, парящего в космосе, мне пришлось бы продемонстрировать, где такое образ можно найти в описании Вселенной в Шримад-Бхагаватам. От меня также потребуется показать, что ачарьи-вайшнавы, начиная со Шридхары Свами, последовательно описывают Землю таким образом, следуя описанию Шримад-Бхагаватам. Аналогичным образом, те члены ИСККОН, которые хотят утверждать, что мы находимся на планете в форме шара, плавающей в космосе, должны продемонстрировать, где можно найти такое описание в самом Шримад-Бхагаватам. От них также требуется показать, что ачарьи-вайшнавы в своих комментариях к Пятой песне Шримад-Бхагаватам последовательно описывают Землю именно таким образом. Проблема в том, что описание Земли в главах 16-26 Пятой песни Шримад-Бхагаватам никоим образом не соответствует этой концепции, и ачарьи в своих комментариях к этим главам Пятой песни никогда не описывают так ни Бху-мандалу, ни Бхарата-варшу. На самом деле Земля описывается совершенно иначе.
Шримад-Бхагаватам, ответ на все вопросы
Чтобы обойти очевидный факт того, что в Шримад-Бхагаватам не описана Земля в форме шара, члены общества утверждали, что нужно обратиться к книгам из джйотиш-шастр, таких как „Сурья-сиддханта“, и к древним индийским астрономам, таким как Арьябхата. чтобы понять эту тайну. Взяв несколько сильно искажённых стихов из „Сурья-сиддханты“, смешанных с рядом тщательно подобранных утверждений Шрилы Прабхупады, члены общества полагают, что они нашли «доказательство» шаровидной земли, которое в остальном никак не встречается в Шримад-Бхагаватам, а также в комментариях вайшнавских ачарьев к Пятой песни Шримад-Бхагаватам.
“Как сказано в самом начале Шримад-Бхагаватам, это великое трансцендентное произведение — зрелый плод древа ведической мудрости. Поэтому Шримад-Бхагаватам содержит ответы на все вопросы, касающиеся деятельности вселенной, начиная с ее сотворения, какие только может задать человек. Ответы на эти вопросы зависят лишь от квалификации того, кто их дает. В десяти разделах Шримад-Бхагаватам, изложенных великим мудрецом Шрилой Шукадевой Госвами, даны исчерпывающие ответы на все вопросы, и, обратившись к ним, разумные люди смогут удовлетворить все свои интеллектуальные потребности”
Шримад-Бхагаватам, 2.9.46, комм.
Поскольку Шримад-Бхагаватам является ответом на все вопросы, преданные Шри Кришны, естественно, обращаются к Шримад-Бхагаватам, чтобы узнать природу Земли, на которой мы живем, а также наше положение по отношению к другим планетам и местам во вселенной; в действительности, в беседе с Майтрейей Риши Видура специально просит Майтрейю Риши описать Землю (бхумен) и положение лок как над, так и под Землей (Бху-локасья).
“О сын Митры, поведай мне о планетах, которые находятся выше (упари) и ниже (адхах) Земли, об их размерах (праманам), а также о размерах планет земного типа (Бху-локасья).”
Шримад-Бхагаватам, 3.7.26
Хотя Шрила Прабхупада перевел “Бхух-локасья” как “земные планеты”, Земля (Бху-мандала) на самом деле представляет собой единый ландшафт, хотя и разделенный на множество областей, содержащих разнообразные ландшафты, другие формы жизни и т.д. Перевод Шрилы Прабхупады “земные планеты” помогает нам понять, что это другие земные цивилизации, хотя сама Земля, несомненно, представляет собой один гигантский круговой ландшафт, удерживаемый Ананта-шешей, а не серию планет в форме шара, плавающих в космосе.
Ответ на вопрос Видуры о размерах и положении Земли содержится в главах 16–26 Пятой песни Шримад-Бхагаватам, где мы слышим ответ Шукадева Госвами на аналогичный вопрос, заданный царём Парикшитом. В ходе своего ответа Шукадева Госвами описывает Землю, а также направление и расстояние от одного места во Вселенной до другого. В заключение своей презентации Шукадева Госвами заявляет:
“Мой дорогой Царь, теперь я описал тебе эту планету Земля, другие планетарные системы и их земли [варши], реки и горы. Я также описал небо, океаны, нижние планетарные системы, направления, адские планетарные системы и звёзды. Они составляют вират-рупу, гигантскую материальную форму Господа, на которой находятся все живые существа. Так я объяснил удивительное пространство внешнего тела Господа.”
Шримад-Бхагаватам, 5.26.40
Здесь Шукадева Госвами заявляет, что он дал описание Земли (бху), которое включает острова (двипы), океаны (самудра) и участки земли (варши) и т.д. Пожалуйста, имейте в виду, что упомянутые здесь острова и океаны — это семь островов и океанов космических размеров, которые простираются на сотни миллионов миль по поверхности большого Земного диска, и, таким образом, их описание не имеет ничего общего с нашими современными континентами. В общем описании этих семи великих островов (двип) мы не находим конкретного описания Америки, Европы, Арктики и т.д., которые составляют лишь крохотную часть указанного гигантского ландшафта. Континенты и океаны известной нам части Земли следует понимать как включённые в общее описание Бхарата-варши. Шукадева Госвами объясняет, что мы находимся в Бхарата-варше, которая является частью центрального острова Земли под названием Джамбу-двипа (см. ШБ, 5.16.1–9). Точно так же нет специального упоминания о нашем Атлантическом, Тихом и других океанах, потому что эти меньшие океаны следует понимать как крошечную часть гораздо более крупного океана с солёной водой, который описывается как окружающий Джамбу-двипу (ШБ 5.20.2). Таким образом, хотя в Шримад-Бхагаватам, безусловно, даётся общее описание нашего местоположения на большом Земном диске, там не упоминаются карты конкретно наших локальных континентов и океанов. Отсутствие подробного описания нашей отдельной области Земли заставило членов ИСККОН упустить из виду тот факт, что Шримад-Бхагаватам описывает Бхарата-варшу как часть гораздо большей плоской Земли. Поскольку преданные не привыкли к концепции плоской Земли Шримад-Бхагаватам, они, естественно, предположили, что им нужно искать в другом месте описание так называемого земного шара. Исходя из предположения, что Земля — это планета, плавающая в космосе, члены ИСККОН увлеклись тщетной погоней в поисках земного шара, которого на самом деле не существует в ведическом космосе. Пришло время членам ИСККОН вернуться к описанию Земли в Шримад-Бхагаватам. В кратком изложении Шримад-Бхагаватам Шукадева Госвами заявляет:
“Бхагаватам дает подробное описание континентов, регионов, океанов, гор и рек Земли. Здесь также описывается устройство небесной сферы и условия существования подземных областей и ада.”
Шримад-Бхагаватам, 12.12.16
В приведённом выше стихе Шукадева Госвами использует слово “упаварнанам” — “подробное описание”. На самом деле нет никакой мистики в том, как Шримад-Бхагаватам описывает Землю (Бху-мандалу) и наше местоположение на ней (Бхарата-варшу). Единственная загадка заключается в том, почему последователи Шримад-Бхагаватам, похоже, не желают признавать, что Шримад-Бхагаватам описывает плоскую Землю. Если бы Шукадева Госвами хотел, чтобы мы знали, что мы находимся на планете в форме шара, плавающей в космосе и вращающейся со скоростью тысячи миль в час, он бы не забыл упомянуть такую важную деталь, поскольку это важная информация для установления причины дня и ночи, смены времён года, астрологических предсказаний и т.д. Подобным образом, если бы ачарьи хотели, чтобы мы поняли, что Бхарата-варша — это земной шар в космосе, они бы сделали то, что 21 член ИСККОН считают сделать своим долгом, и представили несколько книг, наполненных подробными обсуждениями со ссылками на свидетельства из других источников (таких как „Сурья-сиддханта“, индийские астрономы и т.д.) для подтверждения своей правоты. Но это не то, что мы находим; вместо этого мы постоянно обнаруживаем, что ачарьи всегда рассматривают Бхарата-варшу как часть большего кругового плана Земли, удерживаемого Ананта-шешей. Они не упоминают земной шар, потому что такой сущности просто нет в ведическом космосе.
У ачарьев, таких как Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур, никогда не было причин приводить замысловатые аргументы, чтобы объяснить, почему Бхарата-варша — это планета, плавающая в космосе, по той простой причине, что её местоположение и положение в Джамбудвипе описаны Шукадевой Госвами совершенно иначе. Ачарьи, находящиеся в цепи в ученической преемственности, естественно приняли то, что было описано. Даже недавние ачарьи, такие как Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада, не оставили ни одной конкретной книги и не представили никаких формальных и подробных дискуссий о разнице между ведическим и современным представлениями о Земле. Вопрос о форме и размере Земли стал проблемой в современную эпоху только после того, как в 1975/76 году Шрила Прабхупада объявил о своём плане построить Храм ведического планетария на основе описания вселенной Шримад-Бхагаватам.
“…из Бхагаватам. Итак, это следует упомянуть. Это не только храм, но и планетарий, согласно Бхагаватам, где какая планета расположена, где Вайкунтхалока, где Голока Вриндавана, где Махар…”
Шрила Прабхупада, утренняя прогулка, 9 февраля 1976 г.
Только после публикации Пятой песни Шримад-Бхагаватам в 1975 году вместе с последующими инструкциями по строительству планетария в соответствии с описанием Вселенной в Шримад-Бхагаватам, постепенно стало всплывать на поверхность огромное несоответствие между ведической и современной идеями о Земле. К сожалению, Шрила Прабхупада вошёл в маха-самадхи в 1977 году, так и не разрешив эти противоречивые взгляды на нашу планету.
Не найдя описания земного шара в Шримад-Бхагаватам, те последователи Шрилы Прабхупады, которые изучали тему ведической космологии, предположили, что им нужно искать в другом месте доказательства существования предполагаемой планеты Земля. К сожалению, книги, которые они искали, такие как „Сурья-сиддханта“, были переведены и интерполированы (искажены — прим. переводчика) западными учёными таким образом, что ведическая Бху-гола (круглая Земля) представлена в виде так называемого «земного шара». Затем „Сурья-сиддханта“ была провозглашена “доказательством” того, что древние ведические авторитеты впервые представили Землю как шар, плавающий в космосе. Однако переход от Шримад-Бхагаватам к „Сурья-сиддханте“ привёл к тому, что собственное описание плоской круглой Земли в Шримад-Бхагаватам трактовалось скорее как абстрактное понятие, чем как реальное описание истинной формы и размера Земли, на которой мы живём. Ведь Шримад-Бхагаватам описывает огромную круглую Землю, что в корне разрушает иллюзию того, что мы живем на изолированном шаре, плавающем в космосе. Хотя члены ИСККОН стремятся использовать тексты, подобные „Сурья-сиддханте“, для описания формы и размера Земли, Шримад-Бхагаватам сам уже дал ответ на этот вопрос. Трудность состоит в том, что ответ Шримад-Бхагаватам на вопрос о форме и размере Земли (Бху-мандала) и о нашем местонахождении на ней (Бхарата-варша) — это ответ, который многие члены движения, кажется, не могут понять или не хотят принять.
Отвечает ли Шримад-Бхагаватам на вопросы о форме и размере Земли?
Отвечает ли сам Шримад-Бхагаватам на вопрос о форме и размере Земли? Ответ на этот вопрос — однозначно да! Шукадева Госвами конкретно заявляет, что он действительно опишет форму (рупа), размер (манах) и положение (лакшанатах) Земли: бху-голака-вишешам нама-рупа-мана-лакшанато вьякхьясйамах (ШБ, 5.16.4). Таким образом, главы 16-26 Пятой песни Шримад-Бхагаватам являются точным ответом на тот самый вопрос, касающийся формы и размера Земли, а также расположения Земли относительно других планет и звёзд, и во Вселенной в целом.
Приманка и подмена
Идея о том, что в ведической космологии мы должны искать информацию о шаровидной Земле за пределами Шримад-Бхагаватам, является классическим случаем приманки и подмены. Википедия описывает “приманку и подмену”следующим образом:
Приманка и подмена — это форма мошенничества, используемая в розничных продажах, но также применяемая в других контекстах. Сначала продавцы “заманивают” покупателей рекламой продукта или услуги по низкой цене, но когда покупатели посещают магазин, то обнаруживают, что рекламируемые товары недоступны, или продавцы вынуждают покупателей рассматривать аналогичные товары, но по более высокой цене (“переключение”).
Приманка и подмена происходит потому, что, хотя представители Храма Ведического Планетария вместе с другими членами общества сознания Кришны претендуют на то, чтобы представить ведическую космологию согласно Шримад-Бхагаватам, когда оказывается, что в описанной Шримад-Бхагаватам Вселенной нет плавающего земного шара, представители ХВП говорят, что мы должны искать подобные детализированные описания в джйотиш-шастрах („Сурья-сиддханта“ и т. д.). Таким образом, мы были “прикормлены” Шримад-Бхагаватам, но “переключились” на „Сурья-сиддханту“. Затем „Сурья-сиддханта“ в значительной степени интерполируется (искажается), чтобы поддержать идею шаровидной земли, и эта концепция Земли продвигается, с одной стороны, за счёт Шримад-Бхагаватам, а с другой, — вытесняя его собственное описание того, где мы находимся и как мы расположены на огромном круге Земли, удерживаемом Ананта-шешой.
Естественно возникает вопрос, почему „Сурья-сиддханта“ описывает Землю как шар, плавающий в космосе, когда Шримад-Бхагаватам описывает Землю как круглую плоскость, удерживаемую Ананта-шешей? Как такой текст, как „Сурья-сиддханта“, может противоречить Шримад-Бхагаватам и можно ли согласовать эти противоречивые концепции Земли? Некоторые члены ИСККОН утверждают, что различия могут быть разрешены, если понять, что эти два текста описывают многомерную реальность, в которой Земля видится как шар при одних обстоятельствах и как плоская Земля — в других. Однако ответ намного проще. „Сурья-сиддханта“ на самом деле не описывает Землю как шар, но точно так же, как члены общества неправильно поняли и неверно истолковали собственное описание Земли в Шримад-Бхагаватам, точно так же они полностью неверно поняли и неверно истолковали описание Земли в „Сурья-сиддханте“. Мы обсудим, как именно „Сурья-сиддханта“ была искажена в поддержку ложного представления о Земле в следующих статьях.
В любом случае ачарьи в своих комментариях к Пятой песне Шримад-Бхагаватам никогда не приводят замысловатых аргументов, чтобы объяснить, почему Бху-мандала или Бхарата-варша должны рассматриваться как планета в форме шара, плавающая в космосе. Фактически, „Сурья-сиддханта“ даже не упоминается ни одним из ачарьев в своих комментариях к Пятой песни Шримад-Бхагаватам.
Относительная важность „Сурья-сиддханты“ в проповеди Шрилы Прабхупады может быть подтверждена тем фактом, что во всех его огромных трудах текст упоминается лишь кратко в двух комментариях (ЧЧ Ади, 3.8 и ЧЧ Ади 3.29), причём ни в том, ни в другом случае не обсуждается устройство Земли. Опять же, книга очень кратко упоминается в нескольких беседах, которые мы рассмотрим в следующих частях статьи. Шрила Прабхупада, конечно же, был знаком с этой работой, потому что она была переведена его гуру, Его Божественной Милостью Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, и по этой причине Шрила Прабхупада попросил своих учеников ознакомиться с книгой в рамках исследования для ХВП; однако содержание „Сурья-сиддханты“ никогда не было тем, о чём Шрила Прабхупада лично проповедовал. Несмотря на довольно второстепенное значение, придаваемое „Сурья-сиддханте“ Шрилой Прабхупадой, когда дело доходит до представления ИСККОН о Земле в ведическом космосе, „Сурья-сиддханта“ вдруг приобретает большее превосходство, чем сам Шримад-Бхагаватам. Но зачем обращаться к „Сурья-сиддханте“, чтобы узнать форму и размер Земли, если Шримад-Бхагаватам уже отвечает на этот вопрос?
Причина, по которой Шримад-Бхагаватам не предоставляет информацию о предполагаемой шаровидной Земле, заключается не в том, что Шукадева Госвами каким-то образом упустил из виду такую важную деталь, а просто потому, что земного шара не существует в творении Шри Кришны, и, таким образом, Шукадева Госвами описывает наше местонахождение во Вселенной совершенно иначе. Как уже упоминалось, небольшая трудность в принятии описания нашего местоположения во вселенной, данного Шукадевой Госвами, заключается в том, что он помещает нас на поверхности плоской Земли, которая простирается на сотни миллионов миль.
Почему Шримад-Бхагаватам занял второе место после „Сурья-сиддханты“?
Всякий раз, когда члены ИСККОН представляют свои доказательства существования так называемого земного шара в ведической космологии, мы никогда не услышим, чтобы кто-нибудь цитировал какие-либо стихи из глав 16-26 Пятой песни Шримад-Бхагаватам, в которых описываются Земля и другие планеты. Это потому, что сам Шримад-Бхагаватам описывает Землю совершенно иначе, чем в концепции Земли-шара, и поэтому не может использоваться для её защиты. К сожалению, вместо того, чтобы обучать членов ИСККОН изначальной концепции плоской Земли Шримад-Бхагватам, аудитория вместо этого обращается к „Сурья-сиддханте“, которая, как предполагается, описывает Землю аналогично современной западной идее. Несмотря на то, что в Храме Ведического планетария должно быть выставлено описание вселенной, приведённое в Шримад-Бхагаватам, когда дело доходит до представлений о Земле, Шримад-Бхагаватам занимает второе место после „Сурья-сиддханты“.
Превосходящий статус „Сурья-сиддханты“ был подчеркнут в небольшой статье Друтакарма даса под названием ХВП ответит: “Кто я?” и “Где я?” размещенной на dandavats.com.
В этой краткой статье Друтакарма дас утверждает:
“Сначала мы показываем вселенную согласно „Сурья-сиддханте“, которая больше похожа на вселенную, знакомую нам из науки.”
При всём уважении к Друтакарме Прабху за его служение в раскрытии миру Запретной археологии, позвольте нам предложить следующий совет относительно раскрытия запретной космологии в Храме Ведического Планетария. Не всем может быть известно, Шрила Прабхупада дал чёткие инструкции, чтобы изображение Вселенной в ХВП было представлено “в точном соответствии с описанием Пятой песни”, а не, как утверждает Друтакарма Прабху: “сначала мы покажем вселенную согласно „Сурья-сиддханте“. (Ниже мы приведем список наставлений Шрилы Прабхупады по этому поводу). Более того, любой, кто читал Пятую песню Шримад-Бхагаватам, знает, что описанная в ней вселенная не похожа на “вселенную, которую мы обычно видим в науке.” Мы просим задаться вопросом, будет ли изображение вселенной в Храме Ведического планетария полностью соответствовать Шримад-Бхагаватам, или оно будет скомпрометировано современными представлениями о природе Земли и остальной Вселенной?
Что касается заявления Друтакармы даса о том, что ХВП ответит: “Кто я?” и “Где я?”, можем ли мы смиренно указать, что, поскольку предполагаемый земной шар, плавающий в космосе, на самом деле никогда не был описан в Шримад-Бхагаватам или какой-либо другой Пуране (истории вселенной), естественно, не существует никаких координат, по которым можно было бы точно определить их положение во вселенской форме (вират-рупе). Если ответственные за Храм ведического планетария верят, что находятся на земном шаре, плавающем в космосе, действительно ли они в состоянии сообщить другим, “кто они и где находятся?”. Неужели те, кто плывет на этой призрачной (иллюзорной) планете, не так потеряны в своем физическом местонахождении, как кто-либо другой, лишенный сознания Кришны?
Прежде чем мы начнём наше объяснение того, как „Сурья-сиддханта“ была неправильно использована в защиту концепции шаровидной земли, а затем представлена как противоречащая первоначальному описанию Земли в Шримад-Бхагаватам, позвольте нам с самого начала ясно изложить наставления Шрилы Прабхупады относительно того, чтобы в Храме Ведического планетария было представлено описание вселенной на основе Шримад-Бхагаватам.
Наставление Шрилы Прабхупады о том, что бы представить Ведическую космологию согласно Шримад-Бхагаватам
Желание Шрилы Прабхупады представить космологию Шримад-Бхагаватам в Храме Ведического планетария ясно и недвусмысленно:
“Теперь наши доктора философии (Ph.D — общее название ученой степени на Западе для специалистов в разных областях знания — примечание переводчика) должны сотрудничать и изучать Пятую песнь, чтобы создать модель для строительства Ведического планетария… Итак, теперь все вы, доктора философии, должны внимательно изучить детали Пятой песни и создать рабочую модель Вселенной. Если мы сможем объяснить смену времён года, затмения, фазы луны, смену дня и ночи и т.д., то это будет очень мощной пропагандой.”
Письмо Шрилы Прабхупады Сварупе Дамодаре дасу, 27 апреля 1976 г.
Снова:
“Теперь вы все вместе сделаете этот Ведический планетарий очень красивым, чтобы люди приходили и смотрели. Вы подготавливаете этот ведический планетарий из описания Шримад-Бхагаватам.”
Шрила Прабхупада
Снова:
Шрила Прабхупада: “Об этом следует упомянуть. Согласно Бхагаватам, это не только храм, но и планетарий, где какая находится планета, где Вайкунтхалока, где Голока Вриндавана, где Махар…”
Утренняя прогулка, 9 февраля 1976 г., Маяпур
Преданные: Вау!
Тамала Кришна: Вы хотите настоящий планетарий, как на Западе.
Джаяпатака: Я сказал им, Прабхупада …
Шрила Прабхупада: Да.
Джаяпатака: … что это не храм; это как большая культурная экспозиция, музей, планетарий.
Шрила Прабхупада: Да.
Снова:
Шрила Прабхупада: … что “Мы собираемся построить огромный планетарий. Если вы можете нам помочь?”
Беседа в комнате, 8 мая 1977 г., Хришикеш
Тамала Кришна: Упоминая Пятую песнь Бхагаватам?
Шрила Прабхупада: Мы хотим точно соответствовать описанию Пятой песни.
Снова:
Тамала Кришна: Поскольку мы обусловлены, как обусловлены и все остальные, наш планетарий должен будет показать реальные факты.
Обсуждение Бху-мандалы, 5 июля 1977 г., Вриндаван
Шрила Прабхупада: Да. Эти факты мы узнали из Бхагаватам.
Снова:
Йашода-нандана: Если это непостижимо, тогда они скажут, как мы можем это постичь?
Обсуждение Бху-мандалы, 5 июля 1977 г., Вриндаван
Шрила Прабхупада: Возьмите экземпляр Бхагаватам … Нам необходимо принять шастры.
Снова:
Шрила Прабхупада: Итак, мы представляем этот планетарий… Индийский астроном: Бхагавата, да?
Шрила Прабхупада: Из Бхагаватам.
Индийский астроном: Да, да.
Шрила Прабхупада: В Пятой песни есть описание планетарной системы.
Индийский астроном: Да, да.
Шрила Прабхупада: Итак, нам нужна диаграмма.
Индийский астроном: Да, да.
Шрила Прабхупада: Пожалуйста, помогите нам.
Индийский астроном: Ваше Святейшество, с вашего позволения он рассказал мне всё это. Раньше я использовал шлоки Бхагаваты (цитирует санскритские шлоки из Десятой песни Бхагаваты).
Шрила Прабхупада: Харе Кришна. А теперь найдите это в Пятой песни. Итак, эта планетарная система удерживается.
Индийский астроном: Да.
Шрила Прабхупада: Ирдхва-мулам адхах-сакхам (БГ 15.1). То же самое объясняется в Шримад-Бхагаватам. Теперь, как это удерживается и где различные положения планет, равнин и холмов, и … что касается книги, пожалуйста, сделайте диаграмму, чтобы мы её выполнили … Незамедлительно нам нужна диаграмма, как исправить это так, чтобы люди могли видеть: “Вот такая ситуация”. Итак, вы сделаете эту диаграмму.
Индийский астроном: Это первая попытка изобразить идеи Бхагаватам.
Шрила Прабхупада: Да. Итак, мы… Мы… У нас есть очень хороший план, чтобы люди со всего мира пришли, чтобы увидеть ведическую идею планетарной системы. Это амбиции. Так что вы любезно помогите нам.
Индийский астроном: Насколько это возможно с дозволения нашего Господа я готов служить.
Шрила Прабхупада: Итак, вы сядьте, возьмите бумагу и сделайте это и…, чтобы он мог понять. Вы уже изучили эту тему.
Индийский астроном: Несколько раз.
Шрила Прабхупада: Итак, вы можете сделать это немедленно. Вы делайте. Можете сразу сделать набросок?
Индийский астроном: Первый (неразборчиво). Потому что после того, как он приехал туда, я сказал ему, что мы должны подготовить диаграмму, приемлемую для всех, приемлемую для всех.
Шрила Прабхупада: Нет, приемлемо, я имею в виду, западные астрономы, они…
Индийский астроном: Нет, мы… Если вы предпочитаете Бхагаватам и если вы даете только Бхагаватам…
Шрила Прабхупада: Да.
Индийский астроном: …принимает ли Запад или нет, это не имеет смысла.
Шрила Прабхупада: А?
Индийский астроном: Принимают ли западные люди или современные учёные или нет, это не имеет смысла.
Шрила Прабхупада: Нет, мы хотим делать это согласно Бхагаватам.
Индийский астроном: Это я и имею ввиду.
Беседа с ведическим астрономом, 30 апреля 1977 г., Бомбей
Здесь Шрила Прабхупада обращается к вопросу о том, следует ли представлять космологию таким образом, чтобы это было приемлемо для западной астрономической науки. Шрила Прабхупада отвергает эту идею и повторяет, что представление должно быть “в соответствии с Бхагаватам”.
В мемуарах Тамал Кришны Госвами, одного из учеников Шрилы Прабхупады, который участвовал в первоначальном исследовании ХВП, он снова повторяет указание Шрилы Прабхупады “точно следовать описанию Бхагаватам”:
Затем Шрила Прабхупада выразил своё беспокойство: “Мы должны в точности следовать описанию Бхагаватам. Поскольку мы собираемся потратить много крор рупий, и будут те, кто попытается найти недостатки в нашем изложении,“жена Цезаря должна быть вне подозрений”. Я уже объяснил всё, что мог, в своих книгах. Теперь мой мозг больше не может работать должным образом. Вы, молодые люди, можете напрячь свои мозги, чтобы разобраться в описаниях на санскрите и английском и представить их.”
Дневник ТКГ: Последние дни Прабхупады, 30 мая 1977 г.
Тема Земли стала предметом споров среди последователей Шрилы Прабхупады не потому, что первоначальное описание Земли в Шримад-Бхагаватам расплывчато или двусмысленно, а в основном из-за недостатка веры в то, что там описано. Безоговорочная вера в научную пропаганду, что Земля — это шар, мешает развить веру в Бху-мандалу. Для некоторых преданных идея о том, что каждый в современном мире может подвергнуться такой масштабной иллюзии/обману, слишком велика. Шрила Прабхупада, однако, был очень решителен и настаивал на том, что независимо от того, верят или не верят его ученики в Пятую песнь, принимают они или не принимают, все равно нужно представить эту тему так, как есть:
Шукадева Госвами говорит. Вы должны в это поверить. Это идея. Верите вы или не верите, это не имеет значения. Но вы можете получить представление о планетарной ситуации. Это всё. Вы не можете ни пойти туда, ни увидеть. Даётся идея, вот и всё. Но нет никаких аргументов.
Харикеша: Нет.
Шрила Прабхупада: Нет…
Харикеша: Итак, наша проповедническая основа должна быть такой: «Вы не знаете». Мы можем сказать: “Вы не знаете” или «Мы не знаем. Почему нельзя принимать то, что мы говорим, вместо того, что вы говорите?» Мы должны просто доказать, что мы …
Шрила Прабхупада: Нет, принимать или не принимать, что бы ни было описано в Бхагаватам, мы принимаем … «
Утренняя прогулка, 10 июня 1975 г., Гонолулу
Заявление Шрилы Прабхупады своему ученику: “Шукадева Госвами говорит. Ты должен этому верить” не следует неправильно истолковывать как призыв к бездумному повиновению и слепому следованию догматическим порядкам. Точка зрения Шрилы Прабхупады заключается в том, что тем, кто уже принял Шри Кришну как парам сатьям, или высшую истину, следует без сомнений принять и описание вселенной, которое открыл Шри Кришна. Другими словами, преданным Шри Кришны следует жить с мировоззрением, которое согласуется с Самим Шри Кришной. Следующее утверждение Шрилы Прабхупады “верите вы или не верите, это не имеет значения», является важным соображением при представлении такого писания, как Шримад-Бхагаватам. Даже если некоторые преданные не могут принять содержащиеся в нем откровения как фактические или правдоподобные, те, кто несёт ответственность за ХВП, должны, по крайней мере, представить Шримад-Бхагаватам как фактическое изложение того, во что верили древние арийцы о Земле и об остальном космосе. Шрила Прабхупада утверждает: “Верите вы или не верите, это не имеет значения”. Дело не в чьей-то собственной обусловленной идее, а в том, как Шри Кришна и его представители, такие как Шрила Вьясадева, объясняют положение вещей. Бху-мандала должна быть изображена и представлена в ХВП так, как верят и описывают ведические риши и дэвы, а не так, как мы (с нашим современным обусловленным умом) можем верить или хотеть, чтобы было так. Великие риши, такие как Шукадева Госвами, представляют описание вселенной в том виде, в каком они услышали его в цепи ученической преемственности, начиная с Самого Шри Кришны.
“О доблестный Махараджа Парикшит, знай же, что мои ответы на твои разумные вопросы согласуются с учением Вед и являются вечной истиной. Господь Кришна Сам поведал об этом Брахме, довольный его служением”
Шримад-Бхагаватам, 2.2.32
Создатель должен знать, как выглядит Его собственное творение. Шри Кришна создал одну Землю, описанную в главах 16–26 Пятой песни Шримад-Бхагаватам. Можно верить или не верить этому описанию, но Шрила Прабхупада дал наставление, чтобы ведическая Земля (Бху-мандала) была представлена в ХВП, как это описано в Шримад-Бхагаватам (см. Выше письмо С.Л. Дхани). И поскольку Шримад-Бхагаватам сообщает нам, что мы являемся частью более крупного диска Земли, несомненно, главной в представлении ведической космологии должна быть именно эта идея; дело не в том, чтобы акцент был сделан на разработке запутанных, ложных и вводящих в заблуждение аргументов, чтобы убедить всех, что мы находимся на шаре, плавающем в космосе. Любой, кто верит в Шри Кришну и Шримад-Бхагаватам, не будет интересоваться ведической космологией, “больше похожей на вселенную, которую мы обычно видим в науке”.
Когда Шрила Прабхупада заявляет, что “мы принимаем всё, что есть в Бхагаватам”, сколько его последователей на самом деле согласны с этим указом? Удивительно, но Шрила Прабхупада пошёл ещё дальше, сказав, что нас не беспокоит, верен Шримад-Бхагаватам или нет:
Мы должны просто представить Шримад-Бхагаватам таким, какой он есть. Это всё. Правильно это или неправильно, нас это не волнует. Сарвам этад ритам манйе йад вадаши кешава (БГ, 10.14). Это наша позиция. Вы знаете этот стих?
Патита-павана: Этого стиха я не знаю. Я не знаю этого стиха. Сарва…?
Шрила Прабхупада: Узнай. Сарвам этад ритам манйе йад вадаши кешава (БГ, 10.14). Выясни. Бхагавад-гита.
Гирирадж: “Все, что Ты говоришь, я принимаю полностью.“
Шрила Прабхупада: Это всё… Что говорит Кришна и говорит Вьясадева, вот и всё. Нам не нужно измышлять. Как только ты начнешь измышлять, — падение. Эвам парампара-праптам имам раджаршайах… (БГ, 4.2). Эта концепция выдумывания очень и очень опасна в духовной жизни. Какого бы небольшого успеха я ни добился, я не придумывал никаких идей.
Беседа с Патитой Паваной, 20 апреля 1977 г., Бомбей
Вера Шрилы Прабхупады в Шримад-Бхагаватам выражена в его утверждении, что “независимо от того, правильно это или неправильно”, “мы должны просто представить Шримад-Бхагаватам таким, какой он есть”. Конечно, Шрила Прабхупада не считал, что Шримад-Бхагаватам ошибочен, но, возможно, ради тех учеников, которые могли бы подумать, что там есть ошибки, Шрила Прабхупада настаивал на том, чтобы представить всё как есть: “Правильно это или неправильно, нас это не волнует”. Опять же, Шрила Прабхупада высказывает чёткое опасение по поводу собственных измышлений: “Эта концепция выдумывания очень и очень опасна в духовной жизни. Какого бы небольшого успеха я ни добился, я не придумывал никаких идей.” Решительное и настойчивое послание Шрилы Прабхупады заключалось в том, чтобы представлять Шримад-Бхагаватам в том виде, в каком он есть, а не выдумывать какие-либо идеи:
“Мы преподаём Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам в том виде, в котором об этом говорят авторитеты. Мы ничего не прибавляем и ничего не убавляем” (ШБ 1.2.6, Дели, 12 ноября 1973 г.)
Предписание “мы ничего не добавляем” к Шримад-Бхагаватам является важным соображением. Нынешнее представление ИСККОН о Бхарата-варше как о планете в форме шара, плавающей в космосе, безусловно, считается “дополнением” к первоначальному описанию, которое иначе описывает Бхарата-варшу как часть большого ландшафта Бху-мандалы, а не как независимую планету.
Мы хотим сделать акцент в сообществе преданных, что прежде чем кто-либо начнёт стрелять цитатами Шрилы Прабхупады, говорящими о Земле как о шаре, или цитатами Шрилы Прабхупады, которые, как будто бы, отвергают концепцию плоской Земли, нам всем необходимо для исполнить личное указание Шрилы Прабхупады и изучить подробно Пятую песнь, чтобы определить природу Земли так, как она описана в Шримад-Бхагаватам. Каковы бы ни были любые иные соображения, Земля, как она описана в Шримад-Бхагаватам, — это именно то, что Шрила Прабхупада хочет, чтобы мы поняли о сущности нашей планеты. Шрила Прабхупада хочет, чтобы мы познали вселенную, следуя описанию великого йога Шукадевы Госвами:
Д-р Патель: Для этого нужно быть йогом.
Шрила Прабхупада: Я йог, потому что я беру уроки у йогов …
Д-р Патель: Йога-дхарана.
Шрила Прабхупада: Да. Йоги, я учусь у Шукадевы Госвами. Возможно, я дурак, но я беру урок у йога. Да. Итак, йатра йогешварах кришнах татра шрир виджайо бхутир. (БГ 18.78). Мне не нужно быть йогом. Я принимаю прибежище у Йогешвары.
Утренняя прогулка, 20 декабря 1975 г., Бомбей
Можно возразить, что, поскольку Шрила Прабхупада утверждает, что берёт уроки у йога, йог (Шукадева Госвами), должно быть, также говорил о Земле как о шаре, плавающем в космосе, поскольку именно так Шрила Прабхупада в основном называл её. Однако у нас есть много возражений самого Шрилы Прабхупады о том, что он не был знаком со всеми деталями ведической космологии, и поэтому как истинный ачарья и непогрешимый авторитет он отослал своих учеников (садху) обратно к шастрам (священным писаниям), чтобы раскрыть фактическую природу ведической Земли. Другими словами, Шрила Прабхупада никогда не представлял себя экспертом в этой области и неоднократно давал указания своим ученикам изучить детали, описанные высшим авторитетом, а именно Шукадевой Госвами. И вот, в описании Земли Шукадевой Госвами ни разу не упоминается ни один земной шар.
Кто-то может считать описание Земли в Шримад-Бхагаватам правильным или неправильным, реальным или вымышленным, удивительным откровением или ненаучной мифологией, но, пожалуйста, позвольте проповеди опираться на твёрдую веру Шрилы Прабхупады в космологию Шримад-Бхагаватам как описание духовной реальности. Несмотря на то, что у Шрилы Прабхупады не было модели, схемы или карты, чтобы показать, как на самом деле выглядит ведическая Земля, Шрила Прабхупада, тем не менее, всегда демонстрировал полную убеждённость в описание Земли в Шримад-Бхагаватам со всеми её невероятными и фантастическими особенностями, такими как океан молока (см. ШБ, 2.7.13, комментарий), и гигантские горы, такие как Мальяван и Гандхамадана (см. комментарий к ШБ, 5.16.10).
Понимание других Ведических текстов в отношении Шримад-Бхагаватам
В следующем письме г-ну С.Л. Дхани Шрила Прабхупада снова подчёркивает, что модель вселенной будет соответствовать Шримад-Бхагаватам, хотя он и не исключал сопоставление с другими книгами:
“Внутри планетария мы построим огромную детализированную модель вселенной, как описано в тексте Пятой песни Шримад-Бхагаватам. Планы этого очень большого проекта взяты исключительно из ссылок, найденных в Пятой песни Шримад-Бхагаватам и авторитетных комментариев к ней, оставленных выдающимися ачарьями, наряду с другими Пуранами и Самхитами, такими как Брахма-самхита и т. д.”
Письмо С.Л. Дхани, 14 ноября 1976 г.
Здесь мы должны отметить, что хотя Шрила Прабхупада не исключает использования другой ведической литературы для детального описания ведической модели вселенной, необходимо четко понимать, что все такие ссылки должны находиться в гармонии с описанием космологии, приведённым в Шримад-Бхагаватам, а также должны соответствовать авторитетным комментариям к Шримад-Бхагаватам значительных вайшнавских ачарьев. Шримад-Бхагаватам — самый авторитетный текст, потому что это суть всей ведической литературы:
сарва-ведетихасанам сарам сарам самуддхритам
“Сняв “сливки” всех ведических писаний и летописей вселенной, Шри Вьясадева передал Бхагаватам своему сыну, самому высокочтимому среди осознавших себя душ.”
Шримад-Бхагаватам, 1.3.41
Во введении к Комментариям на «“Космологию Пятой песни Бхагаватам” редактор Данавир Госвами цитирует слова Шрипада Мадхвачарьи: “Всё следует истолковывать не противореча Бхагавате”. Суть отсылки по любым вопросам к Шримад-Бхагаватам была ясно понята небольшой группой учеников Шрилы Прабхупады, которым было поручено исследовать Пятую песнь:
“Люди, присутствовавшие на этой встрече со Шрилой Прабхупадой, не были обычными преданными. Бхакти Прем Махарадж настолько сведущ в санскрите, что Шрила Прабхупада уверен, что теперь, когда мы обнаружили его, нам не нужно искать санскритского пандита, который объяснил бы, как должен быть устроен планетарий согласно Бхагаватам. Доктор Сварупа Дамодар — ученый, и Шрила Прабхупада очень уважает его мнение. Яшоданандан Махарадж — продвинутый преданный-санньяси, очень хорошо разбирающийся в философии. А я просто негодяй. По крайней мере, мнения первых трех человек ценны.”
Тамал Кришна Госвами, Письмо Рамешваре дасу, 22 июля 1977 г., Вриндаван
Опять же, акцент здесь делается на представлении ведической космологии “согласно Бхагаватам”. От имени группы, исследующей ХВП, Тамал Кришна Госвами в следующем разговоре со Шрилой Прабхупадой подчеркнул их преданность Шримад-Бхагаватам:
Тамал Кришна: Да. Некоторые вещи вполне ясны. Затем идёт описание, есть ось, её характеристика, крепление, созданное из ветра, идущее от колесницы к Дхрувалоке. Итак, по этим вопросам мы хотим получить… дополнительную информацию. Просто чтобы это можно было как-то продемонстрировать. Наш… Чтобы понять эти вещи с целью сделать экспозицию, нужна очень чёткая картина. Так что это единственная причина, по которой мы ищем другие книги. Но только добросовестные книги. Комментарии ачарьев, примерно так. И затем это должно соответствовать Бхагаватам. Если в любом случае есть несоответствие, мы выбираем Бхагаватам как авторитет.
Беседа с Вриндаваном Де, 5 июля 1977 г., Вриндаван
Снова:
“Мы очень старательно работаем над Пятой песнью, делая подробные рисунки вселенной в соответствии с данными описаниями.”
Тамал Кришна Госвами Харикеше Свами, 7 июля 1977 г., Вриндаван
Многочисленные цитаты, приведённые выше, ясно показывают, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы личности, ответственные за ХВП, представили ведическую космологию “в точном соответствии с описанием Пятой песни”. Цитаты от Тамал Кришны Госвами также дают представление о том, как ученики Шрилы Прабхупады (в то время) приняли это наставление к исполнению. В свете следующих наставлений Шрилы Прабхупады мы хотели бы спросить, почему Друтакарма Прабху сместил акцент с Шримад-Бхагаватам на „Сурья-сиддханту“:
“Сначала мы продемонстрируем вселенную согласно „Сурья-сиддханте“, которая больше похожа на вселенную, знакомую нам из науки”.
Лично я считаю это заявление довольно странным! Поскольку задача ХВП — показать космологию Шримад-Бхагаватам, которая является сутью всей ведической литературы, зачем кому-то «сначала показывать вселенную согласно Сурья-сиддханте»? Почему бы «сначала» не показать вселенную согласно Шримад-Бхагаватам? Почему описание Шримад-Бхагаватам не возникает «первым» в уме? Так или иначе, для любого, кто знаком со Шримад-Бхагаватам, знает, что описанная там вселенная не похожа на “вселенную, которую мы обычно видим в науке”, и Шрила Прабхупада никогда не принимал во внимание мнение так называемых учёных.
“Мы должны описывать в соответствии с нашей книгой. Вот и всё. Если они могут понять, пусть понимают. В противном случае … Это не наше дело удовлетворять так называемых учёных. Мы даём реальное описание.”
Беседа в комнате, 18 июня 1977 г., Вриндаван
Зачем беспокоиться о том, что модель Вселенной выглядит “больше похожей на Вселенную, которую мы обычно видим в науке”? Сравните этот подход со следующим заявлением Тамал Кришны Госвами в беседе со Шрилой Прабхупадой:
Тамал Кришна Госвами: Наш вопрос в основном касался того, как изобразить то, что говорится в Шримад-Бхагаватам. Мы не придерживаемся никаких мирских аргументов и не сомневаемся в Бхагаватам. Мы просто пытаемся понять Бхагаватам …
Шрила Прабхупада: Бхагавата есть. Вы попытайтесь понять.
Тамала Кришна: Мы не поддерживаем прежние предубеждения. Мы их отбросим. Мы пытаемся принять Бхагаватам. Всё должно быть согласно Бхагаватам.
Беседа о Бху-мандале, 5 июля 1977 г., Вриндаван
По крайней мере, что касается следования наставлениям Шрилы Прабхупады по предъявлению ведической космологии в соответствии с описанием Шримад-Бхагаватам, Тамала Кришна Госвами выражает правильное настроение, особенно в вопросах нашего понимания и представления Земли. Поскольку описание Земли в Шримад-Бхагаватам полностью отличается от современного понимания, для тех, кто исследует эту тему, также звучит предупреждение «не придерживаться предрассудков, которые у нас были раньше», и быть готовыми “отбросить их”, если необходимо… “Все должно быть согласно Бхагаватам”.
Если кто-то хочет построить планетарий, который “больше соответствует современной науке” или больше похож на „Сурья-сиддханту“, то ему следует построить другой планетарий; но пусть хотя бы Храм ведического планетария Шрилы Прабхупады будет спроектирован в соответствии с его наставлениями:
“Шрила Прабхупада: Мы хотим точно соответствовать описанию Пятой песни.”
Беседа в комнате, 8 мая 1977 г., Хришикеш
Идея о том, что для описания земного шара мы должны отправиться на поиски за пределы Шримад-Бхагаватам совершенно нелепа по той простой причине, что описание Земли Шукадевы Госвами естественным образом включает и описание того места, где мы живём, а именно Бхарата-варши. Проблема для сторонников земного шара заключается в том, что место, где мы живём (Бхарата-варша), описывается не как шар, плавающий в космосе, а скорее как одна из девяти областей (варш), составляющих центральный остров гигантской плоской Земли под названием Джамбудвипа.
Как мы продемонстрируем в следующих статьях, идея о том, что Сурья-сиддханта поддерживает концепцию шаровидной Земли, явно возникает из-за неправильного толкования текста, ибо как может Бхарата-варша каким-либо образом приниматься как так называемый земной шар, плавающий в космосе, когда Шримад-Бхагаватам сообщает нам, что Бхарата-варша находится на “уровне земли” в Джамбудвипе, и что Земля, на которой мы стоим (Бху-мандала), представляет собой массивный круговой ландшафт, удерживаемый Ананта-шешей. Это описание Земли является конституциональной основой, благодаря которой мы понимаем своё местонахождение и положение в ведической вселенной. Другими словами, поскольку Бхарата-варша описывается как часть более плоской Земли, а не как независимая планета, плавающая в космосе, Бхарата-варша никогда не может считаться отдельной планетой. Есть только одна Бхарата-варша, которая находится на Бху-мандале; нет другой параллельной реальности, в которой Бхарата-варша проявляется как земной шар, плавающий в космосе.
Хотя некоторые подробности о Бхарата-варше можно почерпнуть из Пуран и других текстов, помимо Шримад-Бхагаватам, они должны быть представлены в соответствии с этим изначальным пониманием, что Бхарата-варша является частью более широкого земного плана, который поддерживает Ананта-шеша. Недопустимо, чтобы цитатами из других источников, таких как „Сурья-сиддханта“, можно было манипулировать так, чтобы Бхарата-варша превратилась из области в Джамбудвипе в планету, плавающую в космосе. Такая идея шла бы в разрез с тем, что Шримад-Бхагаватам описывает как наше местоположение во вселенной. Вместо того, чтобы исходить из предположения, что Земля — это шар, так называемая “Земля согласно нашему опыту”, члены ИСККОН должны подвергнуть сомнению этот самый опыт, исходя из предпосылки, что Земля должна быть такой, какой Шри Кришна открывает её через Шримад-Бхагаватам, а не какой преподносят нам неведические источники — Коперник, Галилей, Ньютон, НАСА и т.д., которые подвержены несовершенному чувственному восприятию, иллюзиям, ошибкам и, прежде всего (особенно в случае НАСА) склонности к хитрости и обману. Приняв описание Земли, данное в Шримад-Бхагаватам, нам будет проще понять описание Земли, представленное в „Сурья-сиддханте“.
Автор: Майешвара дас
28 янв. 2021 г. — Ирландия — Оригинал статьи.