Земля плоская, таково заключение Шримад-Бхагаватам. Верхняя и нижняя сторона Земли, планеты и звезды над Землей и их вращение, нисхождение Ганги.
Есть ли у Земли верхняя и нижняя сторона?
В сегодняшней статье мы рассмотрим еще несколько стихов из „Сурья-сиддханты“, которые были искажены ради поддержания ошибочной идеи о том, что описанная в этих стихах Земля относится к современному земному шару. Например, стих 53 двенадцатой главы „Сурья-сиддханты“ под редакцией Данавира Госвами гласит:
«Поскольку Земля имеет сферическую форму (вартула), люди в каждом месте считают себя самыми высокими. Но так как земной шар находится в эфире, то какова же тогда его верхняя и нижняя сторона?»
„Сурья-сиддханта“, 12.53 (ред. Данавира Госвами)
Для дополнительного эффекта Радха-Мохан даса в своем пропагандистском ролике на YouTube под названием «Земной шар в ведической культуре» (Бху-гола в индуизме) представил изображение так называемого Земного шара вместе с данным стихом из „Сурья-сиддханты“.
Хотя читатель может автоматически предположить, что изображение Земли в приведенном выше видео является истинным изображением нашей планеты, несколько часов исследований покажут, что все картинки, которые мы принимаем за подлинные фотографии или видео так называемой Земли, на самом деле являются не более чем компьютерными муляжами, созданными здесь, на Земле (CGI (англ. computer-generated imagery, букв. — «изображения, сгенерированные компьютером» — прим. переводчика), а спецэффекты ничем не отличаются от тех, что используются в любом научно-фантастическом фильме.
Вопреки тому, что здесь представил Радха-Мохан дас, „Сурья-сиддханта“ не описывает Землю как шар, и тем более как шар, который вращается со скоростью более тысячи миль в час. Ни одна из этих идей не встречается в тексте „Сурья-сиддханты“. В соответствии с пуранической традицией, „Сурья-сиддханта“ называет Землю Бху-мандалой (Сс 12.68), что означает «земной диск», а не «земной шар»; текст на самом деле описывает Землю как круг, подобный колесу чакракарам васундхарам (Сс 12.54). Позже мы обсудим эти два стиха более подробно.
В любом случае, идея о том, что у Земли нет верхней или нижней стороны, противоречит как учению Шримад-Бхагаватам о том, что все звезды и планеты вращаются «над» поверхностью земного круга, так и тому, что Ананта-шеша удерживает Землю «снизу» (что ясно указывает на то, что ведическая Земля имеет верхнюю и нижнюю стороны). Как мы увидим, этот стих был переведен и представлен таким образом, что подрывает все ведическое представление о расположении и движении планет и звезд.
Что касается того, есть ли у Земли верхняя и нижняя сторона, в своей беседе с Майтреей Риши Видура специально просит Майтрею Риши описать Землю (бхумех) и положение лок как над (упари), так и под (адхах) Землей (бхух-локасйа).
«О сын Митры, будь добр, опиши, как планеты (локах) расположены над (упари) землей (бхумех), а также под ней (адхах), а также, пожалуйста, упомяни их размеры (праманам), а также размеры земных планет (Бхух-локасйа)». (ШБ 3.7.26)
Хотя Шрила Прабхупада перевел санскритское слово локах как «планеты», единственными локами «под» Землей являются те, которые расположены в огромной подземной части самой Бху-мандалы. К ним относятся била-сварга (подземные небеса) и нарака (преисподняя). Они не являются «планетами», как мы, возможно, когда-то думали о них (то есть глобусами, плавающими в космосе), а скорее описываются как массивные подземные области внутри великого земного круга (Бху-мандалы). Мы обсуждали этот вопрос в статье под названием «Что находится под Землей?«.
Как мы сейчас увидим, и в „Сурья-сиддханте“, и в Шримад-Бхагаватам все планеты и звезды описываются как расположенные над Землей. Современная идея о том, что Земля — это шар, парящий в космосе, и что под Землей есть другие планеты и звезды в форме шаров, не встречается ни на страницах Шримад-Бхагаватам, ни в „Сурья-сиддханте“.
В любом случае, утверждение, что Земля — это шар, а верх и низ — это только относительные положения, полностью противоречит учению Шримад-Бхагаватам о том, что «вверху» (упари) относится к верхней части Вселенной, а «внизу» (адха) относится к ее нижней части. Прежде чем подробно объяснить этот момент, давайте посмотрим, как санскритское слово «гола» используется в „Сурья-сиддханте“.
Использование слова «гола» в „Сурья-сиддханте“
Приведенный выше стих из перевода „Сурья-сиддханты“ Данавира Госвами на санскрите звучит следующим образом:
сарватраива махиголе свастханамупариштхитам/
маньянте кхе ято голастасьякворддхам квавапьядхах //53//«Поскольку земля имеет сферическую форму (вартула), люди в каждом месте считают себя самыми высокими. Но так как земной шар находится в эфире, то какова же тогда его верхняя и нижняя сторона?» „Сурья-сиддханта“, 12.53
Прежде всего, в стихе нет слова «вартула», и я не смог найти это слово в остальной части текста. В любом случае, слово вартула может означать как круг, так и сферу в зависимости от контекста. Название Земли, используемое в этом стихе, «махи-голе». «Махи» — это имя Земли, а «гола» означает «круглая».
Чтобы выяснить, относится ли используемое здесь слово гола к округлости земного шара или к округлости диска, мы можем прежде всего сказать, что слово гола используется на протяжении всей „Сурья-сиддханты“ для обозначения «круга», а не «шара». Например, перевод Данавира Госвами „Сурья-сиддханты“, глава 12, стих 62, гласит следующее:
тадантарепи састьянте кшаяврддхи ахарнисох/
парато випаритоям бхаголах паривартатем //62//«В обоих направлениях, в промежуточном регионе, уменьшени(https://www.harekrsna.com/sun/editorials/06-20/editorials17920.htm)е и увеличение дневного и ночного времени ограничено 60 дандами. Выше этого, в обоих местах, сфера знаков (бхагола) пересекается противоположным образом».
„Сурья-сиддханта“, 12.62
Здесь «бха-голах» относится к кругу звезд или созвездий. На санскрите слово «бху» относится к Земле, тогда как слово «бха» относится к светилам. Например, в Шримад-Бхагаватам» светила называются бхагана (см. ШБ 3.19.19; ШБ 3.29.40; ШБ 5.23.3). В приведенном выше стихе из „Сурья-сиддханты“ круг светил называется «бха-гола». В другой серии стихов слово «гола» снова используется для обозначения круговых орбит светил. Перевод Данавира Госвами гласит следующее:
йамйа голасритах карйах какшадхарадвайорапи/
йамйодагголасамстханам бханамабхиджитастатха //8//саптаршинамагастйасйа брахмадинам ча калпайет/
мадхйе вайсувати какша сарвесамева самстхита //9//«Аналогичным образом нарисуйте круг орбиты для Абхиджита и других 27 созвездий, которые простираются через северное и южное полушария, на вышеупомянутом круге базовой орбиты. Аналогичным образом нарисуйте круги орбит для Саптарши, Агастьи, Брамхахридайи и других созвездий. В середине всего должны быть равноденственные орбиты (вишувтикакша)».
„Сурья-сиддханта“, 13.8-9
Данавир Госвами не представил никаких пословных синонимов для используемого здесь санскрита, но, судя по всему, слово гола здесь никоим образом не указывает на глобус. Позже мы покажем, что идея южного и северного «полушария» (верхней и нижней половин сферы) не имеет никакого отношения к ведическому пониманию «севера» и «юга», которые являются направлениями вдоль горизонтальной оси.
„Сурья-сиддханта“ описывает круглую Землю
Учитывая приведенные выше примеры использования слова «гола», важно понимать, что когда в „Сурья-сиддханте“ упоминается имя Бху-гола для обозначения Земли, не следует автоматически предполагать, что «гола» означает земной шар; напротив, взглянув на контекст нескольких других стихов, мы можем ясно убедиться, что Бху-гола относится к круглой Земле. Мы уже говорили в части 3 этой статьи, почему описанная «Сурья-сиддхантой» Бху-гола — это именно круглая Земля (см. ссылку выше). В „Сурья-сиддханте“ есть несколько других стихов, подтверждающих данный вывод. Например, следующий стих из „Сурья-сиддханты“ описывает форму Земли (васундхара) в форме чакры (чакракарам). Перевод Данавира Госвами гласит следующее:
альпакайатайа локах свастханат сарватомукхам/
пасйантивриттамапйетам чакракарам васундхарам //54//«Из-за небольшого размера люди видят эту землю круглой во всех четырех направлениях».
„Сурья-сиддханта“, 12.54
Здесь ясно сказано, что Земля (васундхара) имеет форму чакры (чакракарам). Во всех других случаях в „Сурья-сиддханте“, когда используется слово «чакра», контекст указывает, что оно означает круг. Например, стих 73 Двенадцатой главы упоминает «бха-чакру», что значит «круг созвездий» (Сс 12.73). Светила образуют на небе большой круг или колесо (чакру). Нет никаких сомнений в том, что слово чакра означает круг или диск; одним из орудий Шри-Кришны является чакра или диск:
«В этот момент Верховный Господь встал и остановил Своих преданных. Затем Он в гневе выпустил Свой острый как бритва диск и отрубил голову Своему врагу, когда тот атаковал.»
Шримад-Бхагаватам, 10.74.43
Здесь слово, обозначающее остроконечное дискообразное оружие, которое отрубило голову Шишупале, называется чакра (шира кшуранта-чакрена джахара). Снова в Шримад-Бхагаватам слово чакра используется, когда речь идет о завоевании всех направлений (дик-чакра-джайна) на Бху-мандале или круглой Земле:
«Только тот, кто победил всех противников во всех направлениях, может совершить жертвоприношение Раджасуя, о всемогущий. Таким образом, по моему мнению, завоевание Джарасандхи послужит обеим целям».
Шримад-Бхагаватам, 10.71.3
Читаем пословный перевод этого стиха:
дик — направлений; чакра — полный круг; джайна — тем, кто победил.
Как мы сейчас увидим, направления север, юг, восток и запад относятся к местоположениям на горизонтальной оси Бху-мандалы, и поэтому логично сказать, что человек покоряет все направления, преодолевая полный круг (чакру) Земли. Таким образом, утверждение «чакракарам васундхарам» в „Сурья-сиддханте“ является последовательным и подходящим способом описания круглой формы (чакракарам) Земли (васундхара).
Хитрость, применяемая западными учеными при переводе санскритских текстов, очевидна в оригинальном английском переводе „Сурья-сиддханты“ преподобного Эбенизера Берджесса от 1860 года, который полностью искажает смысл обсуждаемого стиха. Перевод Берджесса гласит следующее:
«И повсюду на земном шаре люди думают, что их собственное место находится наверху: но поскольку это земной шар в эфире, где должна быть верхняя или нижняя его сторона? Из-за малости своих собственных тел люди, глядя во все стороны с того места, которое они занимают, видят эту землю, хотя она и шарообразная, как имеющую форму колеса».
„Сурья-сиддханта“, 12.53-54
Хотя в стихе ясно сказано, что Земля имеет форму чакры или колеса, Берджесс исходит из первоначального предположения, что «гола» означает «земной шар», а затем заявляет, что из-за их небольшого размера люди ошибочно считают форму Земли круглой, как колесо (чакра). Другими словами, Берджесс намекает, что Земля выглядит плоской для нашего восприятия, но только лишь потому, что мы малы по отношению к Земле и поэтому не можем видеть ее огромную сферическую форму. Однако Берджесс просто наложил свою идею о шарообразной Земле на стих, в котором фактически утверждается, что Бху-гола (круглая Земля) имеет круглую форму, подобную форме колеса (чакры). Мы видим, что Земля распространяется по кругу (как колесо), потому что это ее фактическая форма.
Подобное понимание, что Земля имеет форму чакры или диска, согласуется с другим стихом из „Сурья-сиддханты“, в котором для обозначения рассматриваемой Земли используется название Бху-мандала (Земной круг). Перевод Данавира Госвами гласит следующее:
бхумандалат панчадасе бхаге деве’тхавасуре/
упариштадвраджатйарках саумйа йамйайанантагах //68//
«Солнце проходит прямо над головой в 15-й части окружности земли (Бху-мандала) во время своего северного движения (уттара айана) в полушарии полубогов (девабхага) и его южного движения (дакшинаяна) в полушарии демонов (асурабхага)».
„Сурья-сиддханта“, 12.68
Здесь для обозначения Земли используется название Бху-мандала, означающее «Земной круг», а не «окружность Земли», как говорится в переводе. Использование имени Бху-мандала важно, потому что оно сообщает нам, что рассказчик „Сурья-сиддханты“ представляет Землю в соответствии с традиционным пураническим обозначением, и что брахманы, естественно, поймут это. Все брахманы того времени должны были знать, что Бху-мандала окружена семью островами и семью океанами и что Бхарата-варша расположена на первом из этих островов, называемом Джамбудвипа.
В „Сурья-сиддханте“ планеты и звезды описываются как вращающиеся над Землей
Как мы сейчас увидим, термины «полушарие полубогов» и «полушарие демонов» (используемые в приведенном выше переводе к Сс 12.68) являются неправильным переводом вышеупомянутого стиха. Слово «полушарие» подразумевает либо верхнюю, либо нижнюю половину Земли в форме шара, тогда как сама „Сурья-сиддханта“ описывает уттараяну и дакшинаяну как северное и южное движение Солнца над круглой Землей. В течение года когда Солнце приближается к горе Меру это называется уттараяна или северное движение; когда оно движется дальше от горы Меру, это называется дакшинаяна или южное движение (Сс 14.9). Движение Солнца либо к горе Меру, либо от нее вызывает смену времен года. Поскольку Солнце движется над круговой плоскостью Бху-мандалы, было бы глупо говорить о южном или северном «полушарии», которое, очевидно, является термином, относящимся к верхней и нижней половинам сферического шара. Как подтверждается в главе Двенадцатой, стихи 38-42 „Сурья-сиддханты“, Солнце описывается как движущееся выше (упари) Бхадрашва-варшы, Кетумала-варшаи, Уттара-куру-варши и Бхарата-варши, которые расположены в четырех основных точках (восток, запад, север и юг) Джамбудвипы.
В стихе 42 говорится:
тасамупариго йати вишувастхо дивакарах
«Солнце движется по пути над ними»
„Сурья-сиддханта“, 12.42
В этой серии стихов (Сс 12.38-42) говорится, что Солнце движется над (упари) варшами Бхарата-варша, Уттаракуру-варша, Кетумала-варша и Бхадрашва-варша. Приведенное ниже изображение Сулабхи Дойла иллюстрирует описание «Сурья-сиддхантой» Солнца, создающего день и ночь в разных варшах Джамбудвипы.
Эти варши являются частью колоссального кругового ландшафта Джамбудвипы, который описан в Шримад-Бхагаватам как имеющий диаметр 100 000 йоджан/800 000 миль. Если бы земной шар вращался вокруг Солнца — или, как некоторые члены ИСККОН глупо утверждают, что Солнце вращается вокруг земного шара, — тогда почему „Сурья-сиддханта“ говорит, что Солнце на самом деле вращается «над» круглым ландшафтом Джамбудвипы? В качестве отступления мы должны отметить, что всего 5000 лет назад царь Парикшит все еще управлял этими девятью варшами Джамбудвипы:
«Затем Махараджа Парикшит завоевал все части земной планеты — Бхадрашву, Кетумалу, Бхарату, северную Куру, Кимпурушу и т.д. — и потребовал дани от их соответствующих правителей».
Шримад-Бхагаватам, 1.16.12
Когда мы принимаем во внимание расчеты Шримад-Бхагаватам относительно размеров этих областей, мы можем понять из одного только этого стиха, что на земном круге больше областей, чем те, к которым мы в настоящее время имеем доступ. Хотя представители Храма Ведического планетария знают об описании этих земель в Шримад-Бхагаватам, они, к сожалению, не подчеркивают тот факт, что наша локальная область Земли — это всего лишь небольшая часть гораздо большей земной плоскости.
Хотя в „Сурья-сиддханте“ утверждается, что Солнце находится выше (упари) земного круга, некоторые члены ИСККОН утверждают, что Солнце и другие планеты вращаются вокруг так называемого земного шара. Садапута даса, например, пишет:
«„Сурья-сиддханта“ рассматривает Землю как земной шар, неподвижный в пространстве, и описывает семь традиционных планет (солнце, Луну, Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру и Сатурн) как движущиеся по орбитам вокруг Земли».
Ведическая космография и астрономия, VCA 1, Астрономические сиддханты
Оба эти утверждения неверны по следующим причинам; во-первых, потому, что описание рассматриваемой Бху-голы, данное «Сурья-сиддхантой» (см. Сс 12.32-42), включает имена четырех из девяти варш Джамбудвипы, а именно Бхадрашва-варши, Кетумала-варши, Уттара-куру-варши и Бхарата-варши. Как уже упоминалось, девять варш в совокупности образуют круговой ландшафт, диаметр которого составляет 100 000 йоджан (800 000 миль). Таким образом, рассматриваемая Бху-гола, безусловно, не является глобусом западной космологии. „Сурья-сиддханта“ описывает Бхарата-варшу как часть Бху-голы, а не саму Бху-голу (как ошибочно утверждают некоторые члены ИСККОН). Во-вторых, сам текст ясно описывает планеты как находящиеся над этим круглым ландшафтом, а не вращающиеся вокруг так называемого земного шара. „Сурья-сиддханта“ описывает, что планеты расположены одна под другой (как также описывает Шримад-Бхагаватам), а не то, что все они находятся на одной орбитальной плоскости (так называемой солнечной системе), как описывает западная космология. Перевод Данавира Госвами Двенадцатой главы, стихи 29-31, гласит следующее:
брахманд мадхйе паридхи рвйомакакшабхидхийате /
танмадхйе бхраманам бхана мадходхах крамашастатха //30//мандамареджйабхупутра сурйашукрендуджендавах /
парибхрамантиадхо’дхастхах сиддхавидьядхара гхана //31//«Средняя внутренняя окружность Брахманды называется (вйомакакша) или пространственной орбитой, по которой вращаются созвездия. Ниже этого по порядку вращаются Сатурн, Юпитер, Марс, солнце, Венера, Меркурий и Луна. Ниже этого расположены сиддха-видьядхары (совершенные обладатели знания), а ниже этого, на самой низкой (орбите), расположены облака».
„Сурья-сиддханта“, 12.29-31
Перевод преподобного Берджесса на эти три стиха гласит следующее:
«Это яйцо Брахмы поло; внутри него находится вселенная, состоящая из земли, неба и т. д.; оно имеет форму сферы, подобной вместилищу, сделанному из пары котлов (29) Круг внутри яйца Брахмы называется орбитой эфира (вьоман): внутри этого происходит вращение астеризмов (бха, и аналогично в порядке один ниже другого, (30) Вращаются Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна, ниже последовательно, Совершенные (сиддха), Обладатели Знания (Видьядхара) и облака.» (Сс 12.29-31)
Порядок расположения планет отличается от того, который дан в Шримад-Бхагаватам, но в тексте, тем не менее, говорится, что планеты расположены одна под другой, а не то, что все они вращаются вокруг друг друга в одной плоскости орбиты, как утверждает Садапута дас, и как они представлены в Западной солнечной системе. Из приведенных выше стихов ясно, что когда „Сурья-сиддханта“ ссылается на направления «вверху» и «внизу», именно это и подразумевается, и что «вверху» и «внизу» (или «выше» и «ниже») — это не просто относительные идеи, зависящие от местоположения на так называемом земном шаре…
Осознание разницы между понятиями «верх», «низ» и «вверх ногами»
Давайте еще раз взглянем на перевод оригинального стиха, сделанный Данавиром Госвами:
сарватрайва махиголе свастханамупариштхитам/
манйанте кхе йато голастасйакворддхам квавапйадхах //53//
«Поскольку земля имеет сферическую форму (вартула), люди в каждом месте считают себя самыми высокими. Но так как земной шар находится в эфире, то какова же тогда его верхняя и нижняя сторона?»
„Сурья-сиддханта“, 12.53
Этот стих был переведен без учета контекста предыдущего стиха, в котором говорится:
анйепишамасутрастха манйанте дхах параспарам/
бхадрасвакетумаластха ланкасидхапурасритах //52//«Те, кто находятся на одной линии (самаснтрастха), считают друг друга находящимися (расположенными) ниже. Как, например, жители Бхадрашвы или Кетумалы, или жители Ланки и жители совершенного места расположены на одной линии».
„Сурья-сиддханта“, 12.52
Город Ланка находится в Бхарата-варше, которая является южной частью Джамбудвипы, а город совершенных существ (сидхапурасритах) расположен в Уттара-куру-варше, которая находится в северной части Джамбудвипы. В этом стихе описываются два города на противоположных концах круглого ландшафта Джамбудвипы, который, согласно Шримад-Бхагаватам, имеет диаметр 100 000 йоджан (800 000 миль). В стихе фактически говорится, что они находятся на одной линии (самаснтрастха). Бхадрашва и Кетумала — это также имена двух выдающихся варш, расположенных к востоку и западу от Джамбудвипы. Несмотря на эту серию стихов, описывающих горизонтальную ось кругового ландшафта Джамбудвипы, перевод вышеупомянутого стиха (Сс 12.53) создаёт впечатление, будто мы живем на земном шаре, и что «верхний» и «нижний» — это просто относительные термины в зависимости от того, живешь ли ты на верхней части шара или на нижней. Таким образом, людей в Северной Америке заставляют верить, что они находятся на верхней стороне земного шара, в то время как люди в Австралии (хотя они могут считать себя находящимися «внизу»), конечно, не чувствуют, что они перевернуты вверх ногами по отношению к людям в северном полушарии — поэтому и согласно переводу приведенного выше стиха нам предлагается принять, что «верх» и «низ» на земном шаре — это просто относительные понятия в зависимости от местоположения человека. В том же переводе формируется вывод, что идея существования определенного верха и низа Земли не имеет отношения к делу, поскольку, где бы человек ни стоял, он считает себя находящимся наверху; как сказано в переводе: «Но поскольку земной шар расположен в эфире, что же тогда его верхняя и нижняя сторона?’
В этой концепции человек в южном полушарии, взглянув вверх, увидит небо, отличное от того, что увидят наблюдатели в северном полушарии. Однако подобное представление полностью противоречит как Шримад-Бхагаватам, так и „Сурья-сиддханте“, в которых говорится, что все звезды вращаются по кругу над Землей, и не существует другого набора звезд и планет, которые бы вращались под так называемым земным шаром. Единственное, что находится под Землей, — это Ананта-шеша, который удерживает великий земной диск снизу; Под Ананта-шешей расположен непостижимый Океан Гарбходака, который заполняет нижнюю часть вселенной.
На приведенном выше изображении Земли люди находятся вверх ногами по отношению друг к другу. Хотя в санскрите есть слова, обозначающие «перевернутый», такая терминология никогда не используется для описания положения людей, живущих на Земле. Например, в Шримад-Бхагаватам описывается, как Кришна переворачивает тележку вверх дном:
«Однажды, когда Ему было всего три месяца, маленький Кришна плакал и дрыгал ногами, лежа под огромной повозкой. Затем тележка упала и перевернулась вверх дном просто потому, что Он задел ее кончиком пальца ноги.»
Шримад-Бхагаватам 10.26.5
Здесь говорится, что тележка была перевернута вверх дном (випарйастам). Таким образом, хотя в ведической литературе есть термины, обозначающие перевернутое положение, мы никогда не находим описания того, что люди в разных частях Земли находятся вверх ногами по отношению друг к другу. Из ведической литературы мы узнаём, что некоторые расположены на поверхности Земли (бху-тале), некоторые «ниже» (адха) поверхности Земли, а некоторые «выше» (упари) поверхности Земли, но мы никогда не слышим, что те, кто находится на одной части Земли «перевернуты» по отношению к тем, кто находится на другой части. Наоборот все локи (включая подземные царства нагов и асуров) имеют горизонтальную ось, на которой расположены обитатели; таким образом, асуры описываются как находящиеся ниже или под Землей (адхастат), а не перевернутые по отношению к тем, кто находится на поверхности.
Концепция, в которой люди живут вверх ногами по отношению друг к другу, никогда не обсуждается ни в одной из Пуран, ни кем-либо из ачарьев. Такие искаженные представления являются частью нелогичных, иррациональных и неестественных концепций, распространяемых асурами, чтобы буквально перевернуть все вверх дном и запутать всех относительно упорядоченной природы творения Шри Кришны. Природа асуров состоит в том, чтобы переворачивать священные образы вверх ногами, как, например, когда христианский крест переворачивается вверх ногами во время сатанинского ритуала; тот же менталитет очевиден в изображении шаровидной Земли, где половина населения изображена вверх ногами по отношению к другой половине. Шри Кришна предупреждает:
ракшасим асурим чайва пракртим мохиним сритах — «Тех, кто сбит с толку таким образом, привлекают демонические и атеистические взгляды».
Бхагавад-Гита, 9.12
Последователям Шри Кришны мы рекомендуем не поддаваться очарованию и не вводить себя в заблуждение бесполезными рассуждениями асуров. В ведической вселенной верх означает верх, а низ означает низ.
Обсуждая вселенскую форму, Шукадева Госвами говорит, что в верхней и нижней частях вселенной есть семь лок:
«Великие философы воображают, что все планетные системы во Вселенной являются отображением различных верхних и нижних частей вселенского тела Господа».
Шримад-Бхагаватам,2.5.36
Здесь Шукадева Госвами говорит адхах сапта саптордхвам. В пословном переводе этого стиха читаем адха — вниз; сапта — семь систем; сапта урдхвам — и семь систем вверх. В следующих четырех стихах (ШБ 2.5.38-41) Шукадева Госвами называет все четырнадцать лок, утверждая, что Сатьялока — это голова вселенской формы (мурдхабхих сатьялокас), а Паталалока — подошва стоп вселенской формы (паталам пада-талата). Как и у любого человека, голова находится в верхней части тела, а ноги — внизу. Если бы во Вселенной не было определенного верха и низа, не имело бы смысла говорить, что Сатьялока — это голова вселенской формы (расположенная на вершине вселенной), а Паталалока — это ноги (расположенные в нижней части вселенной). Представление ИСККОН Земли как шара без верхней или нижней стороны противоречит ведическому мировоззрению, согласно которому все локи расположены вертикально одна над другой, с Сатьялокой вверху и Паталалокой внизу. Под знаменем «ведической космологии» некоторые члены общества на самом деле представляют кощунственное перевернутое мировоззрение асуров. Хотя слово «кощунственный» может показаться довольно тяжелым словом для использования в данном случае, действительно есть что-то дьявольское в том, чтобы перевернуть священный предмет вверх ногами; представьте, например, если бы кто-то перевернул фотографию Шрилы Прабхупады в рамке вверх ногами; что бы это действие говорило об отношении человека к Шриле Прабхупаде? Точно так же человеческая форма жизни является одним из священных творений Кришны, и попытка асуров заставить людей поверить, что они живут вверх ногами по отношению друг к другу, является еще одним оскорблением творения и Творца.
Южное и северное вращения звезд
Члены ИСККОН, утверждающие, что Земля — это шар, у которого на самом деле нет верхней или нижней стороны, могут указать на некоторые различия между северными и южными звездами, которые, как может показаться, указывают на то, что люди в южной части мира видят иное небо нежели в северной. Однако эта идея противоречит учению Шримад-Бхагаватам, согласно которому все звезды и планеты находятся над плоскостью гигантского земного диска и движутся вокруг Полярной звезды, а Дхрува находится справа от них. Сам Шри Кришна объясняет Свое творение так: Верховная Личность Бога продолжал: Мой дорогой Дхрува, Я дарую тебе сияющую планету, известную как полярная звезда, которая будет продолжать существовать даже после разрушения в конце тысячелетия. Никто никогда не правил этой планетой, которая окружена всеми солнечными системами, планетами и звездами. Все небесные светила совершают обход этой планеты, подобно тому, как быки ходят вокруг центрального столба, перемалывая зерно. Сохраняя полярную звезду справа от себя, все звезды, населенные великими мудрецами, такими как Дхарма, Агни, Кашьяпа и Шукра, обходят эту планету, которая продолжает существовать даже после уничтожения всех остальных. (ШБ 4.9.20-2)
чаранти — двигаться; дакшини-критйа — держась справа от них; бхрамантах — обходя; йат — какую планету; сатараках — со всеми звездами.Здесь Шри Кришна говорит, что все светила движутся в одном направлении, сохраняя Дхруву справа от себя, что означает, что все они движутся с востока на запад. На приведенном ниже изображении Данавира Госвами мы видим все звезды и планеты, расположенные над плоскостью земного круга, и все они движутся в одном направлении вокруг Дхрува-локи.
Как можно убедиться из приведенного выше изображения семи островов Бху-мандалы, все мы стоим на одной и той же горизонтальной поверхности и смотрим в одно и то же небо. Бху-мандала удерживается снизу Ананта-шешей.
На изображении ниже из промо-ролика Храма Ведического планетария также показаны все планеты и звезды, движущиеся по кругу над гигантской Бху-мандалой.
В „Сурья-сиддханте“ также говорится, что все светила движутся в одном направлении:
прагеша мудайах паскадастодрккарм пурвават/
гатайшйа диваса праптирбханубхуктйа садайвахи //17//Созвездия восходят на востоке и заходят на западе. Определите меру дней, как сказано в стихе 10, используя акшадрккармы (поправку на полярную долготу, чтобы получить точку на эклиптике, восходящую и заходящую вместе с созвездием) на ежедневном движении солнца.
„Сурья-сиддханта“, 9.17
Действительно удивительно, что, несмотря на создание изображений, которые представляют описание планетарного устройства в Шримад-Бхагаватам, члены ИСККОН продолжают действовать вопреки этим учениям, представляя Землю в виде шара со звездами, расположенными под так называемым Земным шаром, и, по-видимому, движущимися против часовой стрелки вокруг так называемой Южной Полярной звезды.
Как объясняет Шри Кришна, все звезды движутся по часовой стрелке вокруг Дхрувалоки (Северной Полярной звезды), как показано на изображении ниже.
Хотя все звезды движутся с востока на запад вокруг Дхрувалоки, если кто-то посмотрит на небо, глядя в южном направлении, он увидит, что звезды движутся явно по-другому, чем если бы он смотрел в северном направлении. Это просто связано с круговым движением звезд и относительным направлением, в котором человек смотрит. Опять же, в зависимости от относительного местоположения в южном или северном направлениях, некоторые звезды будут видны, а другие нет, но это не потому, что люди в Австралии находятся в нижней части земного шара и смотрят «вверх» на небо, отличное от тех, что находятся в верхней части земного шара — это лишь вопрос ограниченного видения всех звезд, расположенных выше. Поскольку и в Шримад-Бхагаватам, и в „Сурья-сиддханте“ утверждается, что все звезды находятся над Землей и что все они движутся одинаково, члены ИСККОН не могут безрассудно утверждать, что кажущаяся разница в звездах является доказательством того, что Земля — это шар, и что люди в «южном полушарии» смотрят «вверх» на совершенно другой набор звезд, расположенных в нижней части Вселенной. Принимая во внимание описание Шри Кришной светил, движущихся в одном направлении, членам ИСККОН нельзя позволять представлять какую-либо ложную идею, которая противоречит собственному описанию Господа о том, как работает Его творение. Приведенный выше искаженный стих из „Сурья-сиддханты“, который якобы «доказывает», что Земля — это шар без определенной верхней или нижней стороны, не только противоречит учению Шримад-Бхагаватам, но и полностью подрывает ведическое мировоззрение относительно расположения и движения звезд и планет.
Поскольку и Пураны, и „Сурья-сиддханта“ описывают звезды и планеты, движущиеся «над» Землей, бессмысленно говорить, что „Сурья-сиддханта“ описывает Землю как шар без определенной верхней или нижней стороны. Земля имеет горизонтальную поверхность, на которой стоят все ее обитатели; звезды и планеты находятся «над» поверхностью Земли, в то время как асуры находятся «под» поверхностью, что означает, что они живут под землей или внутри Земли. Как и Шримад-Бхагаватам, „Сурья-сиддханта“ описывает нагов и асуров живущими под поверхностью Земли в огромных подземных царствах. В „Сурья-сиддханте“ говорится: тадантара путах сапта нагасурасамасрайах — Внутри этой Земли находятся семь подземных миров, населенных змеями (нагами) и демонами (асурами) (Сс 12.32). Таким образом, под нашими ногами находятся огромные подземные царства била-сварга и нарака, которые уходят вниз и вниз на сотни тысяч миль. Ещё дальше находится Ананта-шеша, который удерживает всю Землю снизу. Мы вовсе не живем на земном шаре, у которого нет определенной верхней или нижней стороны. Поэтому, независимо от того, находимся ли мы в Северной Америке (север) или в Австралии (юг), мы все стоим на одной плоскости и смотрим на одно и то же небо. Из-за того, что мы находимся в разных местах, мы видим звезды с разных точек зрения. В зависимости от того, где мы находимся на поверхности Земли, мы можем видеть одни звезды, а не другие; это связано с ограниченной перспективой всего круга звезд над нами. Разница в видимом движении звезд обусловлена перспективой. Те, кому интересна данная тема, могут найти несколько видеороликов, объясняющих очевидную разницу при перемещении вращения звезд с точки зрения плоской Земли. Однако хочу предупредить, что идеи, представленные в этих видео, могут служить лишь в качестве рабочего примера, поскольку членам ИСККОН необходимо представлять модель, соответствующую Шримад-Бхагаватам.
«Верх» и «низ» в ведической вселенной
Ведическая вселенная, несомненно, имеет верхнюю и нижнюю части, о чем свидетельствуют следующие стихи, описывающие нисхождение реки Ганги с вершины вселенной:
«Шукадева Госвами сказал: Мой дорогой царь, Господь Вишну, наслаждающийся всеми жертвоприношениями, явился как Ваманадева на жертвенной арене Бали Махараджи. Затем Он протянул левую ногу к краю вселенной и ногтем большого пальца проткнул дыру в ее покрытии. Через отверстие чистая вода Причинного Океана вошла в эту вселенную как река Ганга».
Шримад-Бхагаватам, 5.17.1
Здесь для обозначения верха используется слово «урдхва». Господь Вамана пронзил верхнюю часть оболочки вселенной (нирбхинна — пронзил; урдхва — верхнюю; анда-катаха — оболочку вселенной). Этот стих ясно сообщает нам, что у вселенной есть верхняя часть; и из отверстия в верхней части вселенной нисходит Ганга (аватараха). Другой стих, описывающий процесс всеобщего уничтожения, объясняет местоположение Ананта-шеши в нижней части вселенной:
«Сожженная со всех сторон — сверху палящим солнцем, а снизу огнем Господа Санкаршаны — вселенская сфера будет пылать, как горящий шар коровьего навоза».
Шримад-Бхагаватам, 12.4.10
Пословный перевод этого стиха таков:
упари — вверху; адхах — и внизу; самантат — во всех направлениях; ча — и; сихабхих — пламенем; вахни — огня; сурйайох — и солнца; дахйаманам — сгорает; вибхати — светится; андам — яйцо вселенной; дагдха — сгорело; го-майя — из коровьего навоза; пинда-чан — похожий на шар.
Здесь говорится, что яйцевидная вселенная (анда) сжигается сверху Солнцем (упари), а снизу (адха) Санкаршаной. Если бы у вселенной не было верхней и нижней частей, как можно было бы сказать, что вселенная выжжена сверху солнцем, а снизу Ананта-шешей? Круглая форма пылающей вселенной сравнивается с горящим шаром (пинда-чан) из коровьего навоза. Термин пинда-ват (похожий на шар) важен, потому что если бы сама Земля была сферической, как шар, то для описания формы Земли, очевидно, использовались бы слова, обозначающие шар. Вместо этого в ведической литературе всегда используются такие прилагательные, как мандала, чакра, валайя и т.д., Которые указывают на то, что Земля имеет форму диска.
Пураны также называют Землю Бху-гола, и хотя «гола» часто переводится как сфера или глобус, важным моментом, который следует иметь в виду при переводе этого слова, является, конечно, контекст, в котором это слово используется. Точно так же, как английское слово «round» может означать сферу или круг в зависимости от контекста, аналогично, санскритское слово «гола» может также означать сферическую или круглую в зависимости от контекста. В контексте ведической космологии Бху-гола означает земной диск, а не земной шар. Бху-гола — это просто еще один способ обозначения Бху-мандалы (земного диска), и это может быть подтверждено многими способами, которые мы показали в наших предыдущих статьях. Например, в «Дашаватара-стотре» Джаядевы Госвами говорится: ведан уддхарате джаганти вахате бху-голам удбибхрате — Как Вараха, Ты поднимаешь Землю (Бху-гола) Своим бивнем (стих 12 «Дашаватара-стотры»). Здесь у нас есть пример вайшнавского ачарьи, использующего имя Бху-гола для обозначения Земли, которую поднял Господь Вараха. Как сказано в Шримад-Бхагаватам», диаметр рассматриваемой Бху-голы составляет 500 миллионов йоджан (ШБ 5.20.38). Таким образом, Вараха поднял гигантский земной диск, а не земной шар. То, что Бху-гола и Бху-мандала — это названия одной и той же Земли, поднятой Варахой, подтверждается в следующем стихе из Шримад-Бхагаватам: трайимайам рупам идам ча саукарам бху-мандаленатха дейта дхритена те — Твое трансцендентное тело стало прекрасным, потому что Ты поднял Землю (Бху-мандалу) на острие Своих бивней (ШБ 3.13.41). Здесь говорится, что Вараха поднял Бху-мандалу. Таким образом, имена Бху-гола и Бху-мандала — это просто разные способы назвать одну и ту же гигантскую плоскую Землю, которую поднял Вараха. Как упоминалось выше, в „Сурья-сиддханте“ имена Бху-гола и Бху-мандала взаимозаменяемы; и в соответствии с описанием Бху-голы Шукадевой Госвами в Шримад-Бхагаватам „Сурья-сиддханта“ аналогичным образом описывает Бху-голу как имеющую гору Меру в центре и окруженную варшами Джамбудвипы.
В любом случае, приведенный выше стих (ШБ 12.4.10) ясно указывает на то, что у вселенной есть верхняя и нижняя части. Говоря о вершине и основании Вселенной, Шукадева Госвами говорит:
«Люди, которые действительно разумны и склонны к философии, должны стремиться только к той конечной цели, которая недостижима даже путем странствий с самой высокой планеты [Брахмалоки] на самую низкую планету [Патала]».
Шримад-Бхагаватам, 1.5.18
бхраматам — блуждающий; упари адхах — сверху вниз
Материалисты не имеют ни малейшего представления о действительной форме и размерах Вселенной, и поэтому они не могут сказать, где находится центр, а где край, или где верх, а где низ. В отличие от этого, Пураны сообщают нам, что гора Меру является центром вселенной, и они также сообщают нам расстояние до оболочки Вселенной. Таким образом, человек может обнаружить центр вселенной, зная свое положение относительно горы Меру. Пураны представляют разумную идею вселенной о том, что верх — это верх, а низ — это низ; в отличие от этого, асуры распространяют идею о том, что понимание верха и низа — относительны. К сожалению, члены ИСККОН были сбиты с толку этой пропагандой и ныне не принимают во внимание ни описание Шримад-Бхагаватам, ни «Сурья-сиддхантой» того, как устроены направления во Вселенной.
Нисхождение Ганги
В школе нас учат, что «север» означает верхнее направление земного шара, а «юг» означает нижнее направление земного шара. Изображение ниже представляет собой типичную схему, используемую в школах для обучения детей направлениям.
Здесь северное направление, как говорят, находится в верхней части земного шара, а южное направление, как говорят, находится в нижней части земного шара. Пураны не объясняют направления подобным образом. Опираясь на историю нисхождения Ганги с вершины вселенной, мы сможем получить правильное понимание того, как устроены направления в ведической вселенной: Шукадева Госвами утверждает:
«После очищения семи планет вблизи Дхрувалоки [полярной звезды] вода Ганги переносится по космическим путям полубогов на миллиардах небесных самолетов. Затем она затопляет луну [Чандралоку] и, наконец, достигает обители Господа Брахмы на вершине горы Меру».
Шримад-Бхагаватам, 5.17.4
аватаранти — нисходящий; инду-мандалам — планета Луна; аварйа — затопленный; брахма-садане — в обитель Господа Брахмы на вершине Сумеру-парваты; нипатати — падает.
Когда Ганга падает «вниз» с вершины горы Меру, она затем направляется в восточную, западную, северную и южную части Джамбудвипы. Шукадева Госвами утверждает:
«На вершине горы Меру Ганга делится на четыре рукава, каждый из которых течет в своем направлении [на восток, запад, север и юг]. Эти ветви, известные под именами Сита, Алакананда, Чакшу и Бхадра, стекают к океану». (ШБ 5.17.5)На изображении ниже показано, как Ганга падает «вниз» с вершины горы Меру, а затем направляется к варшам, расположенным на севере, юге, востоке и западе Джамбудвипы; в конце концов Ганга впадает в великий океан Соленой воды, который окружает Джамбудвипу.
Как мы сейчас увидим, движение Ганги на «север» и «юг» понимается здесь не как направления в верхней и нижней части земного шара, а скорее как направления вдоль горизонтальной оси круглой Земли. Прежде чем подробно рассмотреть этот вопрос, давайте сначала отметим, что, несмотря на создание таких изображений местоположения Бхарата-варши на плоской Земле Джамбудвипы, члены ИСККОН, такие как Паванешвар дас (продюсер вышеупомянутого видео), продолжают представлять Землю как шар, плавающий в пустоте из космоса. Таким преданным никогда не приходит в голову задаться вопросом, что если Земля — это шар, парящий в космосе, то где же остальная часть Джамбудвипы вместе с океаном соленой воды в 100 000 йоджан, в который впадает Ганга (как показано на приведенном выше изображении)? Мы знаем, что Ганга впадает в океан в Бенгальском заливе, который является частью океана соленой воды: однако Шримад-Бхагаватам не описывает океан соленой воды прилипшим к сферической поверхности шарообразной Земли; скорее, как показано на приведенной выше иллюстрации, океан соленой воды (из которого океаны нашей известной части Земли составляют лишь крошечную часть) продолжается еще 100 000 йоджан или 800 000 миль до следующей космических размеров двипы Бху-мандалы, называемой Плакшадвипа.
Шукадева Госвами объясняет, что Ганга течет в четырех направлениях соленого океана следующим образом:
«Ответвление Ганги, известное как Сита, протекает через Брахмапури на вершине горы Меру, а оттуда стекает к близлежащим вершинам гор Кешарачала, которые возвышаются почти так же высоко, как сама гора Меру. Эти горы похожи на пучок нитей вокруг горы Меру. С гор Кешарачала Ганга падает на вершину горы Гандхамадана, а затем впадает в страну Бхадрашва-варшу. Наконец она достигает океана соленой воды на западе».
Шримад-Бхагаватам, 5.17.6
Похоже, в переводе допущена какая-то ошибка. Бхадрашва-варша находится на востоке Джамбудвипы. В приведенном выше тексте говорится, что Ганга падает с горы Меру и впадает в Бхадрашва-варшу, которая находится в восточном направлении патитвантарена бхадрашва-варшам прачйам диши. Слово «прачйам»означает восток, как Шрила Прабхупада перевел в другом месте (см. ШБ 10.3.7-8; ШБ 9.16.21-22). То, что Бхадрашва-варша находится на востоке Джамбудвипы, подтверждается ачарьями в их комментариях к этому стиху.
Следующий стих на самом деле описывает движение Ганги в западном направлении:
«Приток Ганги, известный как Чакшу, падает на вершину горы Малйаван, а оттуда каскадом низвергается на землю Кетумала-варшу. Ганга непрерывно течет через Кетумала-варшу и таким образом также достигает океана соленой воды на Западе (пратичьям).»
Шримад-Бхагаватам, 5.17.7
Следующие два стиха описывают Гангу, текущую к северу и югу от Джамбудвипы:
«Ответвление Ганги, известное как Бхадра, течет с северной стороны горы Меру. Его воды последовательно падают на вершины горы Кумуда, горы Нила, горы Швета и горы Шрнгаван. Затем она стекает в провинцию Куру и, пересекая эту землю, впадает в морской океан на севере (уттарата). Точно так же с южной стороны Брахмапури [Брахма-садана] вытекает приток Ганги, известный как Алакананда. Проходя над вершинами гор в разных землях, он с яростной силой обрушивается на вершины гор Хемакута и Химакута. Затопив вершины этих гор, Ганга низвергается на участок земли, известный как Бхарата-варша, который она также наводняет. Затем Ганга впадает в океан соленой воды на юге (дакшина). Людям, которые приходят искупаться в этой реке, повезло. Им не составляет труда с каждым шагом достигать результатов совершения великих жертвоприношений, таких как Раджасуя и Ашвамедха ягьи». (ШБ 5.17.8-9)
В этой серии стихов Ганга описывается как текущая вниз (адха — вниз; прашраванти — течет) с вершины горы Меру, а затем впадает в четыре варши Джамбудвипы, которые расположены на севере (Уттара-куру-варша), юге (Бхарата-варша), востоке (Бхадрашва- варша) и западе (Кетумала-варша). Так что очевидно, что «вниз» не означает то же самое, что «на юг», как нас заставили поверить с помощью идеологии глобуса, в которой люди думают, что, когда они идут «на юг», они идут к нижней части шара, а когда они идут «на север», они идут к вершине шара. Как можно констатировать на оснвое движения Ганги в варши на севере, юге, востоке и западе Джамбудвипы, эти направления относятся к местоположениям на горизонтальной оси плоской Земли.
Давайте также помнить, что когда „Сурья-сиддханта“ описывает Бху-голу, она описывает гору Меру в центре четырех варш — Уттара-куру-варши, Бхарата-варши, Кетумала-варши и Бхадрашва-варши, которые расположены по сторонам света Джамбудвипы (см. Сс 12.32-40). Описание «Сурья-сиддхантой» горы Меру, окруженной Уттара-куру-варшей, Бхарата-варшей, Кетумала-варшей и Бхадрашва-варшей, в точности совпадает с описанным выше в стихах из Шримад-Бхагаватам, рассказывающих о нисхождении Ганги в эти четыре варши; итак, очевидно, что описание Бху-голы с Меру в центре, данное «Сурья-сиддхантой», не относится к так называемому земному шару. Мы подробно обсудили эту деталь в предыдущей части этой статьи (см. ссылку на часть 3 этой статьи).
В любом случае, упомянутые выше стихи из Шримад-Бхагаватам описывают Гангу, ниспадающую с вершины вселенной, а затем разделяющуюся на четыре потока, которые направляются в восточную, западную, северную и южную части Джамбудвипы. Таким образом, «верх» и «низ» не означают «север» и «юг». Ганга падает «вниз», а затем течет горизонтально по четырем направлениям круговой земной плоскости. Давайте чётко уясним это понимание направлений в свете обсуждаемого стиха:
«Поскольку земля имеет сферическую форму (вартула), люди в каждом месте считают себя самыми высокими. Но так как земной шар находится в эфире, то какова же тогда его верхняя и нижняя сторона?»
„Сурья-сиддханта“, 12.53
Если бы «верх» и «низ» были просто относительными положениями, тогда не имело бы смысла говорить, что Ганга падает «вниз» из отверстия на «вершине» Вселенной. Создав вселенную с верхом и низом, Шри Кришна установил физические законы, которые можно изучать с научной точки зрения — вода течет вниз, а не вверх; и поскольку вода всегда находит уровень, мы можем логически понять, что вся океанская вода на всей поверхности Земли распределена по одной и той же горизонтальной оси. Более того, девять островов Бхарата-варши окружены водами великого Соленого океана, который окружает огромную сушу, называемую Джамбудвипой; дело не в том, что океанская вода волшебным образом прилипает к верхней и нижней сторонам так называемого земного шара силой так называемой гравитации. Как уже упоминалось, описание Ганги, ниспадающей с вершины горы Меру и впадающей в океан с соленой водой из четырех варш, расположенных по сторонам света Джамбудвипы, немедленно опровергает идею о том, что Земля — это шар. Если Земля — это земной шар, то где же находится океан соленой воды в 100 000 йоджан, в который впадает Ганга?
До сих пор мы слышали, что Ганга ниспадает с вершины горы Меру и течет в варши, расположенные на севере, юге, востоке и западе Джамбудвипы. Эти направления продолжаются вдоль огромной плоской Земли, так что, когда мы переходим к описанию седьмого острова, называемого Пушкарадвипа, мы снова обнаруживаем, что города полубогов расположены в северном, южном, восточном и западном направлениях от горы Манасоттара. Шукадева Госвами утверждает:
«Мой дорогой царь, как уже говорилось, мудрецы утверждают, что солнце проходит по всем сторонам горы Манасоттара по кругу, длина которого составляет 95 100 000 йоджан [760 800 000 миль]. На горе Манасоттара, к востоку от горы Сумеру, находится место, известное как Девадхани, которым владеет царь Индра. Точно так же на юге есть место, известное как Самьямани, которым владеет Ямараджа, на западе есть место, известное как Нимлокани, которым владеет Варуна, а на севере есть место под названием Вибхавари, которым владеет бог луны. Восход, полдень, закат и полночь происходят во всех этих местах в определенное время, тем самым вовлекая все живые существа в их различные профессиональные обязанности, а также заставляя их прекратить эти обязанности».
Шримад-Бхагаватам, 5.21.7
На картинке ниже из Храма Ведического планетария изображена гора Меру в центре Бху-мандалы вместе с городами полубогов, расположенными на вершине горы Манасоттара (в северной, южной, восточной и западной частях земного круга). Опять же, обратите внимание, что эти направления расположены вдоль горизонтальной оси круглой Земли.
Таким образом, когда Шукадева Госвами говорит, что город Чандры под названием Вибхавари находится в северном направлении (уттаратах саумьям вибхаварим), очевидно, что слово «север» (уттара) не означает «северное полушарие» (верхняя половина сферы). Аналогичным образом, когда Шукадева Госвами говорит, что город Ямы, называемый Самьямани, находится в южном направлении (дакшинато йамйам самйаманим нама), очевидно, что слово «юг» (дакшина) не означает южное полушарие (нижнюю половину сферы). Указания относятся к местоположениям вдоль горизонтальной оси Бху-мандалы.
Господь Чайтанья также использует термины север, юг, восток и запад для обозначения направлений вдоль горизонтальной оси:
«Астролог сказал: «Сокровище находится в этом месте, но если вы будете копать в сторону южной стороны (дакшин), поднимутся осы и трутни, и вы не получите свое сокровище. Если вы будете копать на западной стороне (пашчиме), там появится призрак, который создаст такой беспорядок, что ваши руки даже не прикоснутся к сокровищу. Если вы копаете на северной стороне (уттаре), там есть большая черная змея, которая сожрет вас, если вы попытаетесь выкопать сокровище. Однако, если вы выкопаете небольшое количество земли на восточной стороне (пурва-дайке), ваши руки немедленно коснутся горшка с сокровищами».»
Чайтанайа-чаритамрита, Мадхья-лила 20: 132-135
Здесь Господь Чайтанья использует термины север, юг, восток и запад как направления вдоль горизонтальной оси; не то, что «север» означает верхнюю половину сферы, а «юг» означает нижнюю половину сферы, как было бы в случае, если бы они имели в виду направления на вертикальной оси (то есть верхняя и нижняя половины так называемого земного шара).
В Падма Пуране круглая Земля с семью островами описывается как имеющая стражей в каждом из направлений:
Таким образом, когда Шукадева Госвами говорит, что город Чандры под названием Вибхавари находится в северном направлении (уттаратах саумьям вибхаварим), очевидно, что слово «север» (уттара) не означает «северное полушарие» (верхняя половина сферы). Аналогичным образом, когда Шукадева Госвами говорит, что город Ямы, называемый Самьямани, находится в южном направлении (дакшинато йамйам самйаманим нама), очевидно, что слово «юг» (дакшина) не означает южное полушарие (нижнюю половину сферы). Указания относятся к местоположениям вдоль горизонтальной оси Бху-мандалы.
Господь Чайтанья также использует термины север, юг, восток и запад для обозначения направлений вдоль горизонтальной оси:
«Астролог сказал: «Сокровище находится в этом месте, но если вы будете копать в сторону южной стороны (дакшин), поднимутся осы и трутни, и вы не получите свое сокровище. Если вы будете копать на западной стороне (пашчиме), там появится призрак, который создаст такой беспорядок, что ваши руки даже не прикоснутся к сокровищу. Если вы копаете на северной стороне (уттаре), там есть большая черная змея, которая сожрет вас, если вы попытаетесь выкопать сокровище. Однако, если вы выкопаете небольшое количество земли на восточной стороне (пурва-дайке), ваши руки немедленно коснутся горшка с сокровищами».»
Чайтанайа-чаритамрита, Мадхья-лила 20: 132-135
Здесь Господь Чайтанья использует термины север, юг, восток и запад как направления вдоль горизонтальной оси; не то, что «север» означает верхнюю половину сферы, а «юг» означает нижнюю половину сферы, как было бы в случае, если бы они имели в виду направления на вертикальной оси (то есть верхняя и нижняя половины так называемого земного шара).
В Падма Пуране круглая Земля с семью островами описывается как имеющая стражей в каждом из направлений:
«Таким образом, прародитель Брахма, лучший, основав все царства, назначил правителей кварталов. Лучший из них посвятил Шудханвана, сына Вайраджи, в регенты — (сделал) королем — в восточном квартале. Он посвятил благородного Шанкхападу, сына Кардамы Праджапати, в правители южного квартала. Подобным образом Брахма, господь существ, посвятил сына Варуны Праджапати по имени Пушкара в (то есть в качестве главы) западного квартала. В (то есть в качестве регента) северном квартале Брахма посвятил Налакубару. Таким образом, он посвятил очень могущественных правителей кварталов, которыми даже сейчас земля с семью островами и (многими) городами праведно защищена в соответствии с (т.е. в) областях (назначенных им)».
Падма Пурана, Часть 2 (Бхумикханда), глава 27, стихи 19-27
Здесь снова мы ясно видим, что север, юг, восток и запад — это направления вдоль круговой горизонтальной плоскости. Верхняя поверхность горы Меру также является горизонтальной осью, и поэтому полубоги описываются как имеющие города в каждом из направлений. Шрила Прабхупада также делает различие между верхом и низом, севером и югом в следующем утверждении:
«Вы можете увидеть божество Дурги. Итак, десять рук, материальная природа. Десять рук означают десять направлений: север, юг, восток, запад, а затем четыре угла, восемь, вверх и вниз. Итак, десять направлений. Итак, эта материальная природа, Дурга, управляет всей вселенной в десяти направлениях».
Шримад-Бхагаватам, 1.8.20, Майяпур, 30 сентября 1974 года
Следующая таблица с санскритскими названиями десяти направлений взята из статьи в Википедии под названием «Стражи направлений».
Очевидно, что «север» (уттара) — это не то же самое, что «верх» (урдхва), а «юг» (дакшина) — это не то же самое, что «низ» (адха). Идея австралийцев о том, что они находятся в южном полушарии земного шара и, следовательно, «внизу», является лишь частью огромной иллюзии, в которой живут люди.
Как „Сурья-сиддханта“ описывает север и юг?
„Сурья-сиддханта“ объясняет север и юг в соответствии со Шримад-Бхагаватам, а также с тем, что Господь Чайтанья изложил в «Чайтанья-чаритамрите». Например, в главе 3 „Сурья-сиддханты“ Сурья описывает, как построить циферблат на земле; нам не нужно объяснять назначение и конструкцию этого циферблата, кроме как сказать, что он имеет круглую форму, что он выгравирован на плоской поверхности и что север, юг, восток и запад — это направления вдоль горизонтальной оси. Перевод Данавира Госвами к главе третьей, стих 1 „Сурья-сиддханты“ гласит следующее:
шилатале’мвусамшудхе ваджралепи’пи ва то же самое/
татра шанквангулаиристаих самам мандала малихет //1//«На каменистой поверхности с уровнем, подобным уровню воды, или на твердой ровной поверхности нарисуйте ровный круг (самамандала), мера которого равна ишта ангули».
„Сурья-сиддханта“, 3.1
Здесь слово мандала используется для описания круга, выгравированного на плоской поверхности. В следующем стихе говорится:
танмаадхйе стхапайеччанкум калпанадвадасангулам/
такчаяграмма спршед ятра вритте пурввапарарддхайох//2//татравинду видхайобхау вритте парвапарабхидхау/
танмадхье тимина рекха картвья дакшиноттара//3//«В центре установите конус (шанку), равный по величине двенадцати цифрам (углам), где передняя часть его тени касается круга утром (пурва) и днем (апаранха), зафиксируйте там две точки определения (ориентир). Нарисуйте линию юг-север посередине с помощью фигуры в форме рыбы (тими).»
„Сурья-сиддханта“, 3.2-3
Здесь нас интересует линия танмадхье тимина рекха картвья дакшиноттара — Проведите линию юг-север посередине с помощью фигуры в форме рыбы (тими). Установив, что круг находится на плоской поверхности, направления север-юг, очевидно, означают точки вдоль горизонтальной поверхности; они не означают точки вдоль вертикальной оси, как это было бы в случае, если бы Земля была шаром с северным и южным полушариями. Следующая строка устанавливает линию восток-запад:
«Проведите линию восток-запад через эту фигуру рыбы (матсья). Аналогичным образом, используя версию фигуры-рыбы и четыре стороны света: восток, запад, север и юг, нарисуйте промежуточные направления (дикмадхья).»
„Сурья-сиддханта“, 3.4
Таким образом ясно, что север, юг, восток и запад — это четкие направления на горизонтальной оси; а не то, чтобы север и юг являются точками на вертикальной оси, как в случае с представлением о том, что земной шар имеет северное и южное полушария.
Несмотря на утверждение, что круг находится на ровной поверхности и что четыре направления расположены на горизонтали, один из следующих стихов в этом же разделе перевода „Сурья-сиддханты“ Данавира Госвами выглядит следующим образом:
«Суммируя квадрат этого результата и карани (сурд) и извлекая квадратный корень из результата сложения, мы снова получаем итог, из которого наш предыдущий результат (пхала) при вычитании в южном полушарии (дакшингола) и к которому наш предыдущий результат (пхала) при добавлении в северном полушарии (уттаргола) дает нам угол конуса (конашанку).»
«Суртя-сиддханта», 3.32
Здесь дакшингола была переведена как «южное полушарие», подразумевая, что направление относится к нижней стороне земного шара, а уттарагола была переведена как «северное полушарие», подразумевая верхнюю половину земного шара. На самом деле текст описывает диаграмму на плоской поверхности и не имеет ничего общего с земным шаром с северным и южным полушариями.
Хотя разница между «верхом» и «низом», а также «севером» и «югом» должна быть очевидна, к сожалению, чтобы как-то доказать идею глобуса, члены общества сознания Кришны перепутали переводы таким образом, что санскритское слово, обозначающее южное направление (дакшина), стало переводится как «южное полушарие», предположительно указывающее на южную половину «сферы» или шара, и аналогично санскритское слово, обозначающее северное направление (уттара), было переведено как «северное полушарие». Пример такого искажения санскритских слов можно найти в статье Сулаба Дойла под названием «Пураническая география Бхарата-варши». В своей статье Сулаба Дойл пишет:
«В соответствии с точкой зрения людей, смотрящих на ночное небо, широта и долгота любого места на Земле могут быть нанесены на эту карту. В „Сурья-сиддханте“ Сурья-Дева советует ученикам представить Землю в виде шара или сделать деревянную модель с Ланкой на экваторе и нулевым меридианом, проходящим через Удджайн. Деревянная ось — это ось мунди горы Меру, проходящая через полюса и соединяющая ее с небесной сферой. Ледяной север приравнивается к гималайскому кармическому барьеру и его эквиваленту на юге. В прошлые юги суры (благочестивые поклонники полубогов) рождались на севере, а асуры (нечестивые поклонники полубогов) — на южных островах (перечислены в Вайю-пуране). В „Сурья-сиддханте“, гл.12, стихи 35-36, говорится: «На севере находятся Индра и другие великие мудрецы. На юге находится место обитания асуров. Из-за взаимной неприязни они расположены напротив. Среди них, подобно поясу, великий океан разделил Землю на области для полубогов и демонов».
Сулаба Дойл, Пураническая география Бхарата-варши, стр. 16
Подобно преподобному Берджессу и Данавиру Госвами до него, Сулаба Дойл неверно истолковал «север» и «юг» как северное и южное «полушария»; и, основываясь на этом предположении, изобразил Бху-голу, описанную в Сурья-сиддханте, как современный земной шар. На изображении ниже показана иллюстрация Сулаба Дойла к так называемой сферической математике Бхарата-варши, описанной в Пуранах и „Сурья-сиддханте“:
В тексте Сулабы говорится: «Модели Сферической Земли из „Сурья-сиддханты“, «Сиддханта-Широмани» и «Нарада-пураны». Читатель может не видеть рисунки, но есть стрелки, указывающие на «северное полушарие» и «южное полушарие» земного шара.
Все вышеприведенные предположения являются результатом полного отклонения от того, что Пураны объявляют «севером» и «югом» в отличие от «верха» и «низа». Перевод Данавира Госвами на приведенный выше стих Сулабы гласит следующее:
упариштат стхитатасйа сендрадевамахаршайах/
адхастадасураштадват двишантонионйамасритах //35//Выше (к северу) расположены полубог Индра и другие великие мудрецы. Внизу (к югу) находится место обитания всех демонов. Из-за взаимной неприязни они расположены напротив (друг друга).
„Сурья-сиддханта“, 12.35
Итак, в стихе говорится «наверху» или «на севере»? Почему это имеет значение? Это имеет значение, потому что север, юг, восток и запад — это направления вдоль плоскости земной окружности, а не верхняя и нижняя стороны земного шара. В этом стихе говорится, что полубоги находятся наверху (упари), а асуры — внизу (адха). Это согласуется с утверждением Шри Кришны в «Бхагавад-гите» о том, что те, кто находится в гуне невежества, такие как асуры, живут внизу (адха) в подземных мирах, в то время как полубоги живут наверху (урдхва) в сварге. Шри-Кришна говорит:
«Те, кто находится в гуне благости, постепенно поднимаются на высшие планеты; те, кто находится в гуне страсти, живут на земных планетах, а те, кто находится в отвратительной гуне невежества, спускаются в адские миры».
Бхагавад-Гита 14.18
урдхвам — вверх; гаччханти — идут; саттва-стхах — те, кто находится в гуне благости; мадхйе — в середине; тистханти — пребывают; раджасах — те, кто находится в гуне страсти; джагханйа — отвратительного; гуна — качества; вритти-стхах — чье занятие; адхах — вниз; гаччханти — уходят; тамасах — люди, находящиеся в гуне невежества.
Что касается «севера» и «юга», то, как уже объяснялось, эти направления относятся к направлениям вдоль горизонтальной оси, а не вертикальной оси. Перевод слова «север» (уттара) как «северное полушарие», а «юг» (дакшина) как «южное полушарие» — чистая спекуляция. В ведических учениях нет такого понятия, как северное и южное «полушария», потому что в ведической вселенной нет такого понятия, как земной шар. Хотя верно, что в зависимости от контекста слово уттара иногда может означать «выше» или «верхний», тем не менее, когда речь идет о десяти направлениях, контролируемых дикпалами, слово уттара означает север по горизонтальной оси. В Пуранах слово «север» (уттара) не означает верхнюю половину сферы, а слово «юг» (дакшина) не означает нижнюю половину сферы. Слово, обозначающее «вверху», — упаристат, а слово, обозначающее «внизу», — адхастат. Таким образом, «вверх» и «вниз» относятся не к верхней и нижней сторонам шара, а к верхней и нижней частям Вселенной.
Идея о том, что дакшина (юг) относится к нижней половине или южному полушарию земного шара, ошибочна, и искажение стихов из „Сурья-сиддханты“ основано на западном предрассудке. Таким образом, хотя и в „Сурья-сиддханте“, и в Шримад-Бхагаватам север используется как направление вдоль горизонтальной плоскости, члены ИСККОН перевели север как «северное полушарие» и поэтому вызвали в воображении идею земного шара, которого на самом деле не существует в оригинальном тексте.
В процитированном выше отрывке из Сулаба Дойла он ссылается на отрывок из „Сурья-сиддханты“, в котором предположительно описывается создание деревянной сферической Земли с посохом, представляющим гору Меру, проходящую через так называемые Северный и Южный полюса. Перевод Данавира Госвами на рассматриваемый стих из „Сурья-сиддханты“ гласит следующее:
атха гупте сукау десе снатах сучираланкритах/
сампуджйа бхаскарам бхактйа граханбханйатха гухйакан //1//парампарйопадешена йатхаджрианам гурормукхат/
ачарйах сишйаводхатам сарвам пратйакшадарсиван //2//бхубхаголасйа рачанам курйадаскарйакариним/
абхиштам притхивиголам караитва ту даравам //3//дандам танмадхйагам мерорубхайатра виниргатам/
адхаракакшадвитайам какшавайшуватитатха //4//«В тайном и очищенном месте учитель, наделенный прямым восприятием, в чистом и украшенном состоянии с преданностью поклоняется солнцу, звездам и хранителям сокровищ (гухьяка). После чего он, чтобы сделать все, чему научился через преемственность поколений учеников и непосредственно из уст учителя, понятным для учеников, создаст чудесную земную сферу (бхубхагола), держа перед собой земной шар желаемого размера и сделанный из дерева. Затем он установит посох, проходящий через середину земного шара и выступающий по обе стороны от Меру, две поддерживающие орбиты (какшадвайя) и равноденственную орбиту (вишува какша)».
„Сурья-сиддханта“, 13.1-4
В стихе на самом деле говорится бхубхагола, что относится как к Земле (бху), так и к светилам (бха). Светила имеют форму круга, как и сама Земля, поэтому слово гола, взятое в контексте всех других приведенных выше стихов, означает «круг», а не «чудесный земной шар», как переведено выше. Деревянная модель круглая, а не шаровидная.
Хотя Данавир Госвами перевел Бху-голу как «чудесный земной шар», мы уже показали выше и в предыдущих статьях, что рассматриваемая Бху-гола представляет собой плоскую Землю с Меру в центре Джамбудвипы, и что Меру окружена Бхадрашва-варшей, Кетумала-варшей, Уттара-куру-варша и Бхарата-варша (см. Сс 12.38-42). Таким образом, Бхарата-варша является частью Бху-голы, а не самой Бху-голой. Жонглирование словами не поможет Бхарата-варше превратиться в земной шар, а Меру оказаться стоящей на северном полюсе Земли в форме шара, как Сулаба представил выше. По сути, Сулаба Дойл выступал за полное изменение определения пространства, расстояния и направления, которые приведены в Шримад-Бхагаватам. Гора Меру не проходит через так называемые полюса, потому что гора Меру расположена в Илаврита-варше, которая находится в сотнях тысяч миль к северу от Бхарата-варши.
Мысль о том, что все эти противоречия можно преодолеть, прибегнув к идее «многомерной вселенной», — это всего лишь фокус-покус, который противоречит простой трехмерной модели Шримад-Бхагаватам. Ведическая Вселенная трехмерна. Таким образом, у нас есть правила для длины, высоты и ширины. Всему в ведической вселенной отведено определенное пространство, включающее высоту, длину и ширину, и одно место отделено от другого определенным расстоянием (измеряемым в йоджанах), а также определенным направлением (дик). В самой „Сурья-сиддханте“ говорится, что все живые существа живут в своих соответствующих местах:
«Брахма, наделенный такими атрибутами, как анима и т.д., распределил звезды, планеты, землю, вселенную, включая полубогов, демонов и совершенных (сиддхов), чтобы они располагались на своих соответствующих местах по порядку».
„Сурья-сиддханта“, 12.28
В ведической вселенной всему отведено свое место, и таким образом обеспечивается расстояние и направление от одного места к другому. Идея о том, что Вселенная многомерна и что одно место может находиться на вершине другого (т.е. что гора Меру может находиться на вершине Бхарата-варши, предположительно проявляющейся в форме шара), является ложью и иллюзией. В Шримад-Бхагаватам описывается гора Меру в Илаврита-варше и в сотнях тысяч миль к северу от Бхарата-варши. Бхарата-варша — это ряд из девяти островов на плоскости Земли, это не сфера. Нет причин представлять его сферическим — даже в качестве математического расчета, — потому что представлять его в виде сферы означает принять идею о том, что существует северное и южное полушария, где люди живут вверх ногами по отношению друг к другу; но это не реальность, как описывает ее Шримад-Бхагаватам. Реальность, как описывает ее Шримад-Бхагаватам», такова, что все мы стоим на одной и той же горизонтальной Земле и смотрим «вверх» на небо, чтобы увидеть планеты и звезды, вращающиеся над нами. Под нами находятся Ананта-шеша и океан Гарбходака. А не так что «верх» и «низ» — это просто относительные понятия, зависящие от местоположения человека на так называемом земном шаре.
Мы должны расставить все объекты по таким местам, на которых, как утверждается, эти объекты и находятся во Вселенной. Гора Меру не проходит через полюса так называемого северного и южного полушарий земного шара. Гора Меру находится в Илаврита-варше. Это не могут быть два разных объекта одновременно, основанные на состряпанной идее многомерной вселенной, где допустимы любые спекуляции, а пураническое определение пространства, направления и расстояния выбрасывается за борт.
Помимо длины, ширины и высоты, единственным иным измерением, упомянутым в Пуранах, является турия (4-е измерение или трансцендентность). Вселенная трехмерна, а турия (четвертое измерение) относится к духовному измерению. В четвертом измерении возможно все, но что касается остального творения, все объекты находятся там, где они, как утверждается, расположены в трехмерной вселенной. Таким образом, нужно придерживаться описания направлений (дикшу) и расстояний (йоджаны), чтобы правильно составить карту Вселенной.
Переводы „Сурья-сиддханты“ на английский язык
Невозможно просмотреть все стихи из „Сурья-сиддханты“, которые имеют отношение к нашему обсуждению, но в целом мы можем сказать, что существующие переводы и интерпретации на английский язык являются катастрофой, поскольку они представляют собой не более чем попытку понять, что Земля — это шар с южным и северным полушарием. Это приводит к всевозможным абсурдным переводам в издании „Сурья-сиддханты“ Данавира Госвами, таким как «две горы Меру» (Сс 12.69), «две полярные звезды» (Сс 12.73) и т.д. Весь текст должен быть переведен заново кем-то, кто разбирается в ведической концепции плоской Земли.
Заключение
Как мы показали в нашей серии статей о форме, размерах и положении Земли в ведической литературе, ни Шримад-Бхагаватам, ни „Сурья-сиддханта“ не описывают Землю как планету в форме шара; таким образом, ИСККОН фактически не имеет шастрических оснований для представления Земли в виде шара ни в Храме Ведического планетария, ни в любом другом изложении ведической космологии. Пожалуйста, пусть это послание достигнет тех, кто заинтересован в представлении ведической космологии миру через Храм ведического планетария — у ИСККОН нет шастрической основы для представления Земли как шара! В нашей следующей серии статей мы продолжим обсуждение высказываний Шрилы Прабхупады о природе Земли. Мы объясним, почему Шрила Прабхупада, хотя в основном говорил о Земле в современном смысле как о глобусе, парящем в космосе, в конечном счете хотел, чтобы концепция Бху-мандалы Шримад-Бхагаватам была представлена в Храме Ведического планетария.
Согласно Шримад-Бхагаватам, мы живем на гигантском диске Земли, удерживаемом Ананта-шешей, и это послание, которое последователи Шримад-Бхагаватам должны проповедовать миру через Храм ведического планетария. Все другие аргументы в пользу существования земного шара в ведической космологии (включая текст „Сурья-сиддханты“) оказались ошибочными. Ведическая космология описывает круглую Землю! Нет никакого способа обойти это.
Правильное представление Земли через ХВП будет противостоять ложной идеологии асуров, которая удерживала людей в ограниченном понимании как физической, так и духовной реальности. Бхуми-деви сейчас раскрывает свою истинную форму, размер и цель в рамках продолжающегося перехода к эпохе трансцендентности.
«Но сочинение, состоящее из описаний трансцендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верховного Господа, резко отличается от них. Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых — совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации. Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны».
Шримад-Бхагаватам, 1.5.11
Автор: Майешвара дас
12 июня 2021 г.— Ирландия — Оригинал статьи.