Земля в Сурья-сиддханте, ч.3

Земля плоская, таково заключение Шримад Бхагаватам. Описание семи подземных царств Бху-голы, а также расположение горы Меру и окружающих варш (регионов).

Земля плоская, таково заключение Шримад-Бхагаватам. Описание семи подземных царств Бху-голы, а также расположение горы Меру и окружающих варш (регионов).

Сурья-сиддханта описывает семь подземных царств

Хотя описание Земли в „Сурья-сиддханте“ скудно, в тексте достаточно подробностей, чтобы ясно сообщить нам, что рассматриваемая Бху-гола представляет собой ту же концепцию Земли, что и описанная в Шримад-Бхагаватам. После утверждения, что Бху-гола находится в центре вселенной (Сс 12.32), в следующем стихе говорится:

тадантара путах сапта нагасурасамасрайах/
дивьяушадхи расопета рамьяхпаталабхумайах//33//

 «Внутри этого земного шара лежат семь подземных миров, населенных змеями (нагами) и демонами (асурами), которые полны экзотических растений и являются восхитительными местами».

„Сурья-сиддханта“, 12.33

И снова Данавир Госвами ошибочно назвал Бху-голу «Земным шаром». Перевод Бху-гола как «Земной круг», а не «Земной шар», должен был быть очевиден, поскольку в этом стихе описываются семь подземных царств Бху-голы (сапта нагасурасамасрайах), в которых живут наги и асуры. Мы можем понять, что термин «земной шар» является неправильным переводом и интерполяцией текста, потому что эти семь подземных царств описаны в двадцать четвертой главе Пятой песни Шримад-Бхагаватам как имеющие глубину в сотни тысяч миль. Как описано в Шримад-Бхагаватам, каждое из этих семи подземных царств имеет глубину 10 000 йоджан: адхастат сапта бху-вивара экаикасо йоджанаютантаренаяма-вистаренопаклипта (ШБ 5.24.7). Это означает, что Земля имеет глубину не менее 70 000 йоджан (560 000 миль). Эта цифра не включает адские области (нарака), которые расположены дальше под подземными небесами (Била-сварга). Последователи Шрилы Прабхупады могут быть несколько сбиты с толку, когда они начинают читать описание подземных небес (Била-сварга), потому что Шрила Прабхупада называет каждую из семи подземных лок или областей отдельными «планетами». Таким образом, может сложиться впечатление, что это планеты, плавающие в космосе, а не последовательные слои в недрах самой Земли. Мы обсуждали расположение подземных небес как подземных областей Бху-мандалы в предыдущей статье под названием «Что находится под Землей?«.

Хотя Паталалока это название только одного из конкретных подземных царств, весь подземный регион обычно называют Паталалокой. Пураны ясно описывают, что вход в Паталалоку лежит через пещеры и другие типы входов, найденных на поверхности Земли. Есть сотни примеров, иллюстрирующих этот момент, например, в Маркандея-пуране говорится:

«Быстро преодолев тысячи йоджан, быстроногий кабан упал в открытую пропасть в Земле. Сразу же после него сын короля тоже на своем коне упал в великую пропасть, которая была окутана непроглядной тьмой. Затем зверь исчез из поля зрения царского сына, и он ясно увидел там Паталу, но не это животное. Затем он увидел город под названием Пурандара-пура, наполненный сотнями золотых дворцов, украшенных крепостными стенами.»

Маркандея-пурана, Песнь XXI, стихи 9-12

Маркандея Пурана содержит многочисленные повествования о людях, живущих на поверхности Земли и проникающих в Паталалоку через пещеры и расщелины. В Нарада Пуране описывается, как сыновья Сагары зарылись в Землю и достигли Пататалоки:

«Чтобы обнаружить коня, которого забрал Индра с его невидимым физическим телом, сыновья Сагары были чрезвычайно удивлены и бродили по земле и другим мирам в поисках его. Когда они не смогли выследить лошадь, они попытались пробраться в Паталу, нижний мир. И каждый из них по отдельности вскопал поверхность земли на глубину йоджана (восемь миль). Выкопанную ими землю они разбросали по берегам океана. Все сыновья Сагары достигли Паталы через этот проход».

Нарада-пурана 1.8.91-93

В Сканда-пуране описывается, как Господь Баларама входит в Паталалоку через расщелину в Прабхасе:

«Ишвара сказал: После этого, о великая богиня, паломник должен отправиться в превосходное святилище Нагастхана. Он поднялся до трех Сангам (слияний) к западу от Манкисы. Это большая расщелина, ведущая в Паталу. Это разрушительно для грехов всех созданий. Раньше, о богиня, услышав о кончине Кришны, пронзенного стрелой в Бхалла-Тиртхе, Балабхадра пришел к Прабхасе. Осознав, что святое место обладает огромной силой и способно даровать все достижения всех объектов и привести к уничтожению всех ядавов, он почувствовал отвращение к миру. В форме Шешанаги он вышел из своего тела и направился к великой Трайсангама Тиртхе. Затем он увидел проход в Паталу в виде расщелины. Войдя в нее, он быстро направился к тому месту, где присутствовал сам Ананта. С тех пор как он вошел в это место в образе змеи, богини Дэвов, с тех пор это место стало знаменитым как Нагастхана. Там, где он сбросил свое тело к востоку от Нагарадитьи, это место до сих пор известно как Шешастхана».

Сканда-пурана, VII.I. l86.1-8

В Сканда-пуране также рассказывается история о том, как Сам Кришна заблокировал вход в один из этих врат, через которые появлялись асуры, чтобы терроризировать людей на поверхности Земли. Упомянутая здесь Бильвеша является частью тиртхи, описанной в Джаганнатха-Пури (Орисса):

«Отсюда и далее я расскажу о величии Билвеши, о Брахманы. Раньше дайтьи, которые были жителями Паталы, пронзили поверхность Земли и начали преследовать Бхурлоку.  Они пожирали людей. Когда Господь воплотился как сын Деваки, чтобы уменьшить бремя на Земле, и защитил Землю вместе с Ядавами и Пандавами, Он однажды пришел в это место.

Он принял омовение в воде Тиртхараджи (океана) и мысленно поклонился Ниле Мадхаве с большого расстояния. Затем Он подошел ко входу (в обитель) Дайтьев. Он обнаружил, что подземный ход ужасен и непроницаем для людей… и, желая распространить (идею) почитания Шивы, Он взял плод дерева Билва и призвал там трехглазого Господа. После поклонения Разрушителю Пуров Шри Кришна восхвалял его. После восхваления Своего собственного Атмана посредством Своего собственного Атмана Господь увидел, что проход стал легко проходимым благодаря Его милости. Через этот проход Господь отправился в Паталу вместе со Своей армией. Там Он убил Дайтьев, которые были свирепыми и могущественными, и снял бремя (Земли). Затем он вернулся на то же самое место. Там Господь поклонялся Господу, изображенному в виде Быка. Желая установить там Шиву, чтобы заблокировать проход, проницательный Гададхара (Кришна), Господь, которого можно завоевать преданностью, сказал так: «О Дхурджати (Шива), оставайся здесь, в месте, препятствующем выходу асуров. Кто еще, о Шамбху, способен уничтожить армию Ракшасов?» Установив Махадеву, Он вернулся в Двараку. С тех пор Билвеша прославился на Земле.»

Сканда-пурана II, ii, 13.17-33

Несмотря на то, что подземные царства Земли имеют глубину 70 000 йоджан (560 000 миль), есть и такие члены ИСККОН, которые утверждают, что Паталалоки находятся внутри так называемого земного шара. Приведенный ниже мем — это еще один пропагандистский материал, представленный Радха-Моханом дасом, который демонстрирует нулевое понимание или веру в семь подземных царств, как они описаны в Шримад-Бхагаватам.

Приведённый выше мем гласит: «Таким образом, „Сурья-сиддханта“ утверждает, что эти Паталалоки находятся внутри земного шара». Из-за отклонения от описания Бху-голы Шукадевой Госвами  как удерживаемой Ананта-шешей (не расположенной в эфире), имеющей диаметр 500 миллионов йоджан и глубину в сотни тысяч миль, члены ИСККОН, такие как Антардвипа даса, Радха-Мохан даса, и другие ошибочно предположили, что рассматриваемая Бху-гола означает земной шар, плавающий в космосе, и что Паталалока должна находиться внутри так называемого земного шара. Однако, поскольку Паталалоки имеют общую глубину 70 000 йоджан (560 000 миль), как Паталалоки могут находиться в пределах предполагаемого земного шара, который, как говорят, находится всего в 12 440 милях от так называемого Северного полюса до так называемого Южного полюса? На изображении ниже показано, как Паталалока расположена ниже поверхности земного круга (Бху-мандалы), а не в ядре так называемого земного шара.

Шримад-Бхагаватам учит, что плоскость Земли простирается на сотни миллионов миль и что на Земле есть огромные подземные царства, которые уходят вниз на сотни тысяч миль. Это учение, которое немногие — даже в движении Харе Кришна — могут понять. К сожалению, привязанность к идеологии земного шара мешает человеку принять реальность такой, какой её создал Кришна. Однако по мере того, как мы вступаем в эпоху трансцендентности, иллюзия земного шара, несомненно, разрушится, и по милости Шримад-Бхагаватам живым существам снова будет позволено сделать осознанный выбор относительно того, хотят ли они оставаться в материальном существовании с его разнообразными местоположениями или продолжить путь к совершенству, и вернуться домой, обратно к Богу.

Гора Меру находится в центре Бху-голы

анека ратнаникайо джамвунадаме гирих /
бхугола мадхьяго мерурубхаятра виниргатах //34//

«В середине земного шара и выступающая (виниргата) с обеих сторон гора Меру, украшенная рекой Джамбу и  мириадами драгоценных камней».

„Сурья-сиддханта“, 12.34

И здесь Бху-гола была ошибочно переведена как земной шар. Этот неправильный перевод очевиден для любого, кто знаком с размерами горы Меру (см. ниже), а также с контекстом, представленным в следующих стихах. Например, в стихах 37-40 двенадцатой главы „Сурья-сиддханта“ говорится:

самантанмеру мадхьятту тулябхагенсу тоядхе/
двипесу дикшу пурввадинагарйо деванирмитах //37//

«В середине Меру (меру мадхья) расположены четыре города, построенные полубогами на восток и во всех четырех направлениях окружающего океана» (прадеше паридхирупа самудрер).

„Сурья-сиддханта“, 12.37

бхувриттападе пурвасйам ямакотити вишрута/
бхадрасваварсе нагари сварнапракара торана //38//

ямьяям бхаратеварсе ланка тасминмахапури/
паскиме кетумалахье ромакахипракиртита //39//

удак сиддхапури нама куруварсе пракиртита/
тасьям сиддха махатмано нивасанти гатавйатах //40//

«На востоке находится Бхадрашва-варша, а в середине — Ямакотипури. Говорят, что у этого есть золотые стены и золотые врата. На юге находится Бхаратаварша, посреди которой находится великий город Ланка. На западе, в Кетумала-варше, находится город под названием Ромака. На севере, в Куру-варше, совершенные великие души живут, свободные от всех страданий».

„Сурья-сиддханта“, 12.38-40

Таким образом, глава 12, стих 34 „Сурья-сиддханты“, сначала гласит: бхугола мадхьяго мерурубхаятра…«В середине Бху-голы находится гора Меру, а затем далее описывается местоположение Бхарата-варши к югу от горы Меру: ямьяям бхаратеварсе ланка тасминмахапури (Сс 12.38). Поскольку Меру находится в середине Бху-голы, а Бхарата-варша — это область к югу от горы Меру, нельзя сказать, что Бхарата-варша — это Бху-гола. Скорее, следует понимать, что Бхарата-варша — это всего лишь одна область на Бху-голе. Расположение Бхарата-варши к югу от горы Меру подтверждается в Шримад-Бхагаватам (см. ШБ 5.16.1-10). Приведенное выше описание из „Сурья-сиддханты“ варш в четырех сторонах света на самом деле является описанием Джамбудвипы. Как подтверждается в ШБ 5.16.1-10, Уттара-куру-варша находится на севере Джамбудвипы, Бхарата-варша находится на юге, Бхадрашва-варша находится на востоке, а Кетумала-варша находится на западе. Карта ниже представляет собой вид Джамбудвипы с высоты птичьего полета и показывает гигантский круглый ландшафт, разделенный на девять варш с горой Меру в центре. Четыре варши, упомянутые в приведенном выше тексте, расположены на севере (Уттара-куру-варша), юге (Бхарата-варша), востоке (Бхадрашва-варша) и западе (Кетумала-варша).

Для тех членов ИСККОН, которые прочитали, поняли и приняли описание Бху-голы в Шримад-Бхагаватам, очевидно, что Бху-гола, упомянутая в «Сурья-сиддханте», относится к той же Бху-голе, которая описана Шукадевой Госвами, тем более, что рассказчик Сурья-сиддханты специально упоминает огромные места в Бху-голе, такие как гора Меру, а также известные варши Джамбудвипы (Уттара-куру, Бхарата, Бхадрашва и Кетумала), а также известные города в каждой варше.

бхувритпада вивара сташканйонйам пратиштитах/
табхьяскоттараго меруставанева сурасрайах //41//

«Эти города расположены на равном расстоянии друг от друга на каждой четверти земного экватора. На равном расстоянии от них, к северу, находится Уттара Меру, обитель полубогов».

„Сурья-сиддханта“, 12.41

Это возможно только на плоской Земле. На приведенной ниже карте Альберта Форбигера, «Справочник по географии Альтена» (3 тома, 1842-48) показаны города Сиддхапури, Ланка, Ромака и Ямакоти в четырех основных точках Джамбудвипы.

Как подтвердит любой, кто знаком с ведической космологией, четыре упомянутых здесь города расположены в четырех из девяти варш Джамбудвипы. На изображении ниже показана Кетумала-варша на западной стороне Джамбудвипы и Бхадрашва-варша на востоке. Уттара-куру-варша на северной стороне Джамбудвипы и Бхарата-варша на южной стороне. Наш регион Земли (Америка, Европа, Азия и т.д.) — это лишь малая часть огромной области, обозначенной как Бхаратаварша.

На приведенном выше изображении изображена гора Меру в центре Джамбудвипы, окруженная океаном с соленой водой, который ведет к следующему острову под названием Плакшадвипа. Шримад-Бхагаватам описывает размеры Джамбудвипы и окружающего океана следующим образом:

«Поскольку гора Сумеру окружена Джамбудвипой, Джамбудвипа также окружена океаном соленой воды. Ширина Джамбудвипы составляет 100 000 йоджан [800 000 миль], и ширина океана с соленой водой такая же. Подобно тому, как ров вокруг форта иногда окружен лесом, похожим на сад, морской океан, окружающий Джамбудвипу, сам окружен Плакшадвипой. Ширина Плакшадвипы в два раза больше ширины океана с соленой водой — другими словами, 200 000 йоджан [1 600 000 миль]».

Таким образом, расстояние от Уттара-куру-варши, которая находится на севере Джамбудвипы, до Бхарата-варши, которая находится на юге Джамбудвипы, составляет 100 000 йоджан (800 000 миль). В Сканда-пуране рассказывается история Ревантаки, который преодолел огромное расстояние между Уттара-куру-варшей и Бхарата-варшей за одну мухурту:

«Они быстро покинули регион Уттара-куру и прибыли на юг Индии, где находилось святое место Прабхаса. Они, так же как и Ревантака, были утомлены и расстроены из-за быстроты. Задыхаясь от обильного пота по всему телу, Реванта расположился там. 0 богиня, с севера на юг расстояние в сто тысяч йоджан преодолел за одну мухурту благородный Реванта. С обильным потом по всему телу, о богиня, он расположился в Прабхасе верхом на лошади в сопровождении Данды и Пингалы».

Сканда-пурана, VII.I.11.210-212

Хотя люди в современную эпоху привыкли читать эти повествования как басню, Пураны, по сути, сообщают нам о других землях, которые существуют за пределами известной части плоской Земли. В любом случае, „Сурья-сиддханта“, упоминает гору Меру в центре Бху-голы, окруженную варшами в каждой из сторон света; каким образом в таком случае кто-либо может утверждать, что рассматриваемая Бху-гола — это так называемый земной шар?

Поскольку существует только одна гора Меру, одна Уттара-куру-варша и т.д., совершенно невозможно избежать того факта, что места, упомянутые в „Сурья-сиддханте“, такие как гора Меру, полностью оответствуют местам на ведической плоской Земле. Трудность для членов ИСККОН в осознании реальности этих мест заключается в том, что, хотя Шримад-Бхагаватам указывает направление и расстояние до таких регионов, как гора Меру, Уттара-куру-варша и т.д., понимание того, что это направления и расстояния до фактических мест на более крупной земной плоскости, было полностью утрачено. Идея о том, что мы живем на огромной плоской Земле, была заменена идеей о жизни на изолированном земном шаре с ограниченной окружностью, и поэтому такие места, как Джамбудвипа, Меру и т. д. (которые являются частью ведической Земли), были приняты для обозначения либо пространств в «высшем измерении», то есть туманных областей неопределенного местоположения, или же классифицированы как районы внутри Индии и вокруг неё, или просто замалчиваемые как непостижимые пуранические учения , которые  по большей части не имеют отношения к делу.

Размер Земли в соответствии с „Сурья-сиддхантой“

Члены ИСККОН могут возразить, что размер Земли в „Сурья-сиддханте“, составляет 1600 йоджан, а не 500 миллионов йоджан, как описывает Шримад-Бхагаватам; и что это, по-видимому, указывает на то, что „Сурья-сиддханта“ описывает вторую меньшую Землю. В „Сурья-сиддханте“ говорится:

йоджана ни сатаньястау бхукарно двигунаниту/
тадваргато дасагунат падам бхупаридхирбхавет //59//

«Диаметр Земли (бхукарна) составляет 1600 (2 Х 800) йоджан. Квадратный корень из 10-кратного квадрата диаметра Земли равен окружности земли.»

„Сурья-сиддханта“, 1.59

Однако эта меньшая цифра в „Сурья-сиддханте“ является просто ссылкой на нашу локальную область большей плоской Земли; действительно, астрономические вычисления и другие процедуры расчета затмений и т.д., как они представлены в „Сурья-сиддханте“специально предназначены для нашей локальной области Земли. Мы обсуждали проблему этого меньшего вычисления из „Сурья-сиддханты“ в предыдущей статье под названием «Ответ Данавиру Госвами, часть 3«.

Таким образом, меньшая цифра не является измерением для всей Земли, и этот факт очевиден для любого, кто понимает и принимает существование и реальность других мест, упомянутых в „Сурья-сиддханте“, которые описаны как часть гигантского ландшафта Бху-голы. Для тех преданных, которые думают, что измерение в 1600 йоджан является измерением Бхарата-варши и что Бхарата-варша — это так называемая Бху-гола (предполагаемый земной шар),  нужно только еще раз взглянуть на главу 12, стихи 38-40 „Сурья-сиддханты“, в которой Бхарата-варша описывается только как одна из варш Бху-голы, а не сама Бху-гола; таким образом, описание Бху-голы в „Сурья-сиддханте“ на самом деле является описанием гораздо большей Земли, чем та, на которую указывают континенты и океаны нашей известной Земли, как они представлены на современном глобусе. Сферическая природа современного земного шара с континентами и океанами, покрывающими все области, предполагает, что больше нет земель, регионов или океанов, которые можно было бы открыть; однако, согласно самой „Сурья-сиддханте“, есть другие огромные участки суши дальше к северу от Бхарата-варши. Таким образом, если мы смотрим на детали описания Земли непосредственно самой „Сурья-сиддхантой“, то можем обнаружить, что ИСККОН решительно неправ, когда приравнивает Бху-голу в „Сурья-сиддханте“ к современному земному шару.

В любом случае, членам ИСККОН должно быть ясно, что Храм ведического планетария представляет собой описание Вселенной согласно Шрима-Бхагаватам, и, следовательно, именно описание Земли из Шримад-Бхагаватам должно сформировать у преданных первичное представление о том, что такое Земля — ее размер, форма, и характеристики и т.д. Конкретное описание Земли в Шримад-Бхагаватам всегда является нашей отправной точкой в том, как понимать названия мест, такие как Бху-гола, гора Меру, Била-сварга и т.д. Как же тогда гора Меру может располагаться в середине так называемого земного шара, если гора Меру, о которой идет речь, описана в Шримад-Бхагаватам как имеющая высоту 100 000 йоджан? Шукадева Госвами утверждает:

«В Джамбудвипе есть девять участков земли, каждый протяженностью 9000 йоджан [72 000 миль]. Есть восемь гор, которые обозначают границы этих подразделений и красиво разделяют их. Среди этих подразделений, или варш, находится варша по имени Илаврита, которая расположена в середине завитка лотоса. В пределах Илаврита-варши находится гора Сумеру, которая сделана из золота. Гора Сумеру подобна околоплоднику планетной системы Бху-мандала, подобной лотосу. Высота горы такая же, как ширина Джамбудвипы, или, другими словами, 100 000 йоджан [800 000 миль]. Из них 16 000 йоджан [128 000 миль] находятся внутри земли, и, следовательно, высота горы над землей составляет 84 000 йоджан [672 000 миль]. Ширина горы составляет 32 000 йоджан [256 000 миль] на ее вершине и 16 000 йоджан у ее основания».

Шримад-Бхагаватам 5.16.6

Меру находится в центре семи островов и океанов

Когда в „Сурья-сиддханте“ говорится, что гора Меру находится в середине Бху-голы, речь идет о Бху-голе, описанной Шукадевой Госвами в главах 16-26 Пятой песни. Гора Меру находится в центре Земли, имеет семь островов и океанов, её диаметр 500 миллионов йоджан (ШБ 5.20.38). Это кратко изложено в Вишну-пуране следующим образом:

«Майтрейя.— Ты рассказал мне, Брахман, о сотворении Сваямбхувы. Теперь я желаю услышать от вас описание Земли; — сколько ее океанов и островов, ее царств и гор, ее лесов и рек, и городов богов, ее размеров, ее содержимого, ее природы и ее формы.
Парашара.— Ты услышишь, Майтрейя, краткий рассказ о Земле от меня. Полную информацию я не смог бы дать вам и за столетие. Семь великих островных континентов — Джамбу, Плакша, Шалмали, Куша, Краунча, Шака и Пушкара; и они окружены, по отдельности, семью великими морями, морем соленой воды (Лавана), сока сахарного тростника (Икшу), вина (Сура), топленого масла (Сарпис), йогурта (Дадхи), молока (Дугдха) и пресной воды (Джала). Джамбу-двипа находится в самом центре. И в центре этого (континента) находится золотая гора Меру. Высота Меру составляет восемьдесят четыре тысячи йоджан, а ее глубина ниже (поверхности земли) составляет шестнадцать (тысяч). Ее диаметр на вершине составляет тридцать две (тысячи йоджан), а у основания — шестнадцать тысяч; так что эта гора подобна семенной чашечке лотоса Земли».

Вишну-пурана, Книга 2, глава 2

Текст продолжается:

«Таким образом, семь островных континентов последовательно охватываются семью океанами; и каждый океан и континент соответственно в два раза больше того, что ему предшествует…За морем пресной воды находится область вдвое большей протяженности, где земля из золота и где нет живых существ. Оттуда простирается гора Локалока, которая имеет десять тысяч йоджан в ширину и столько же в высоту; а за ней вечная тьма окутывает гору со всех сторон; эта тьма, опять же, окружена скорлупой яйца. Такова, Майтрейя, земля, протяженность которой, с ее континентами, горами, океанами и внешней оболочкой, составляет пятьдесят крор (пятьсот миллионов) йоджан. Это мать и кормилица всех созданий, основа всех миров и повелитель стихий.»

Вишну-пурана, Книга 2, глава 4

Здесь четко указано, что гора Меру находится в центре семи островов и семи океанов. Мудрец Агастья также рассказывал о том времени, когда он посмотрел с вершины горы Меру и увидел семь островов и океанов:

«Я видел это место, этого мудреца и себя на вершине горы Меру. О царь, затем я увидел семь океанов, семь главных гор и семь островов, составляющих Землю. Даже сейчас я продолжаю думать об этом великолепном мире и о том, как и когда я мог бы попасть туда (снова)».

Вараха-пурана, глава 69:16-18

Удивительная природа плоской Земли Кришны привела многих членов ИСККОН в замешательство и, по-видимому, лишила способности принять тот факт, что Земля — это не то, во что их заставляли верить. Хотя члены общества обязаны излагать учение Шримад-Бхагаватам о природе Земли, они, к сожалению, не придерживаются этой концепции последовательно. Например, на иллюстрации ниже из документального фильма Садапуты даса «Тайны священной Вселенной» показано изображение Бхарата-варши (ошибочно изображенной в виде шара), расположенной на юге Джамбудвипы.

Приведенная выше иллюстрация демонстрирует сознательное понимание того, что Бхарата-варша на самом деле является частью большей плоской Земли и что Бхарата-варша — это область к югу от гигантской горы Меру. Однако в приведенной ниже статье Садапута даса представляет совершенно иную идею о местоположении горы Меру — на этот раз предполагая, что гора Меру на самом деле является Памирскими горами, которые расположены к северу от Индии. Следующая цитата взята из статьи Садапуты даса «Вселенная вед», опубликованной на официальном сайте ИСККОН по адресу Krishna.com:

«Джамбудвипа, центральный узел Бху-мандалы, можно понимать как локальную топографическую карту части юго-центральной Азии. Это третья из четырех интерпретаций Бху-мандалы. В интерпретации планисферы Джамбудвипа представляет северное полушарие земного шара. Но подробные географические особенности Джамбудвипы не соответствуют географии северного полушария. Однако они соответствуют части Земли. Шесть горизонтальных и две вертикальные горные цепи делят Джамбудвипу на девять областей, или варш. Самый южный регион называется Бхарата-варша. Тщательное изучение показывает, что эта карта соответствует Индии плюс прилегающим районам юго-центральной Азии. Первым шагом к такому отождествлению является наблюдение за тем, что Бхагаватам относит многие реки Индии к Бхарата-варше. Таким образом, Бхарата-варша представляет Индию. То же самое можно сказать и о многих горах в Бхарата-варше. В частности, Бхагаватам помещает Гималаи к северу от Бхарата-варши в Джамбудвипе.»

«Детальное изучение пуранических повествований позволяет отождествить другие горные хребты Джамбудвипы с горными хребтами в регионе к северу от Индии. Хотя этот регион включает в себя одни из самых пустынных и гористых стран в мире, он, тем не менее, был важен в древние времена. Например, через этот регион проходит знаменитый Шелковый путь. Горы Памира можно отождествить с горой Меру и Илаврита-варшей, квадратной областью в центре Джамбудвипы. (Обратите внимание, что гора Меру не представляет полярную ось в этой интерпретации.) Другие Пураны дают больше географических подробностей, подтверждающих эту интерпретацию».

Садапута даса, Вселенная Вед

В этих двух разных презентациях Садапуты даса мы видим, как первоначальное учение Шримад-Бхагаватам о том, что гора Меру расположена в середине гигантского земного круга, трансформируется в идею о том, что гора Меру — это гора на земном шаре, тем самым фактически отрицая концепцию плоской Земли Шримад-Бхагаватам.

Вопреки названию статьи Садапуты даса (Вселенная в Ведах), приведенное выше объяснение местоположения Джамбудвипы на самом деле не имеет ничего общего со вселенной Вед. В ответ на это представление горы Меру как Памирской горы мы можем отсылать читателя к стиху Шримад-Бхагаватам, который может быть использован для разрушения всех ошибочных представлений о Вселенной. В этом стихе Шукадева Госвами заявляет, что он сообщит нам название (нама), форму (рупа), размеры (мана) и характеристики (лакшанатах) основных областей Бху-голы (ШБ 5.16.4). Причина, по которой Шукадева Госвами включает ману (измерения) и рупу (форму), заключается в том, чтобы мы по глупости не перепутали золотую гору высотой 100 000 йоджан с незначительным холмом на севере Индии. Вышеупомянутая идея о том, что описание Джамбудвипы в Шримад-Бхагаватам относится к региону Южной Центральной Азии, а не к областям Земли, которые существуют за пределами нашей местности, возникает только потому, что члены ИСККОН в действительности не принимают описание плоской Земли в Шримад-Бхагаватам за реальность.

Влияние майавади на представление ИСККОН ведической космологии

В „Вайшнава-сиддханта-мале“ Шрила Бхактивинода Тхакур обсуждает девять философских заповедей Шрилы Мадхвачарьи, одной из которых является признание того, что Вселенная реальна. Бхактивинода Тхакур пишет:

«ВОПРОС: Каковы эти девять основных наставлений, данных нам Шри Мадхавачарьей?
ОТВЕТ: Они таковы:

1) Только Бхагаван (Бог) является высшей истиной, единой и неповторимой.
2) Он является объектом знания во всех Ведах.
3) Вселенная реальна (сатья).
4) Различия (между Богом, душами и материей) реальны.
5) Духовные души являются слугами Шри Кришны.
6) Все души различны в зависимости от их различных положений.
7) Освобождение (мокша) — это достижения лотосных стоп Бхагавана.
8) Чистое поклонение Бхагавану (амала бхаджан) — единственный способ достичь освобождения.
9) Пратьякша (прямое восприятие), анумана (логика) и шабда (духовный звук) — это три типа доказательств.»

В четвертой главе этой книги, озаглавленной „Вишва Сатья“ („Мир реален“), Бхактивинода Тхакур развивает мысль о том, что Вселенная реальна:

«Вопрос: Некоторые говорят, что мир — это митья (ложь), он создан майей (материальной энергией). Что есть истина?

Ответ: Этот мир реален, но он временный. Сатья (настоящий) и нитья (вечный) – эти два прилагательных имеют разные значения. Мир не вечен, потому что, согласно воле Господа, в какой-то момент он будет уничтожен. Этот мир — реальность, он не фальшивый. В некоторых местах шастра говорит, что этот мир ложен, но следует понимать, что это относится к его непостоянству».

Здесь Бхактивинода Тхакур объясняет, что мир «реален», но проявляется лишь временно, в отличие от духовного мира, который проявляется вечно. Хотя материальный мир создает иллюзию для обусловленных душ, он считается «реальной» энергией, поскольку он исходит из Верховной Личности Бога. Поскольку материальный мир реален, Шукадева Госвами излагает ясную идею о том, что каждое место во Вселенной занимает определенную длину, высоту и ширину, и что существует определенное расстояние и направление от одного места до другого. Поскольку мир реален, измерение (мана), данное Шукадевой Госвами для высоты горы Меру, должно приниматься как реальное. Таким образом, вайшнавы должны признать, что высота горы Меру фактически составляет 100 000 йоджан и что она расположена в Илаврта-варше, а не в Бхарата-варше, как было бы, если бы мы приняли идею Садапуты даса о том, что гора Меру находится на юге Центральной Азии. Бхарата-варша на самом деле находится в сотнях тысяч миль к югу от горы Меру.

Фисгармония в храмовой комнате реальна; она занимает пространство и имеет размеры (длину, высоту и ширину). Фисгармония занимает в храме место, отличное от мриданги, и одно отделено от другого определенным расстоянием и направлением. То же самое правило размера и расстояния применяется и в большей Вселенной — Земля занимает одно пространство, а Солнце, Луна и т.д. занимают другое пространство. Некоторые места во Вселенной находятся к северу, югу и т.д. друг от друга; а некоторые места находятся выше или ниже другого. Таким образом, следует признать, что, согласно ведической космологии, гора Меру находится в Илаврита-варше, а не в Бхарата-варше, которая находится в сотнях тысяч миль к югу от Илаврита-варши.

Майявада — это отрицание реальности, как это описано в Ведах. Если мы не принимаем наму (имя) рупу (форму) ману (измерение) и лакшанатах (характеристики) Бху-голы как реальные, тогда мы занимаемся распространением майявады. Отрицать творение Кришны, как оно описано в Шримад-Бхагаватам — это майявада — отрицание реального. Я не обвиняю никого из преданных в том, что они намеренно представляют майяваду, а лишь хочу отметить, что мы все должны осознавать её коварное влияние на наше понимание творения Шри Кришны.

Китайский шепот

Бхарата-варша — это место на Бху-голе, это не сама Бху-гола; однако в вышеупомянутом меме, представленном Радха-Моханом дасом, Бхарата-варша была переименована и переопределена как Бху-гола. Идея о том, что Бхарата-варша — это планета в форме шара, плавающая в космосе, сравнима с игрой в китайский шепот, в которой окончательное изложение истории не имеет никакого сходства с оригиналом, и в которой члены ИСККОН не придерживаются последовательности в своем изложении ведической космологии. В нашем предыдущем обзоре видео с Вселенской люстрой Храма Ведического планетария мы видели, как Бхарата-варша была представлена как часть Джамбудвипы; однако в вышеупомянутом меме Джамбудвипа исчезла, а Бхарата-варша представлена как независимая планета. Представление Бхарата-варши в форме шара, переименованного в Бху-голу («Землю»), создаёт полнейшую путаницу в описании Шукадевой Госвами имени (намы), формы (рупы) и измерений (манах) рассматриваемой Земли. Как только происходит это переопределение Бхарата-варши, заканчивается, фактически, «репрезентация» ведической космологии в том виде, в каком она первоначально представлена Шукадевой Госвами в Шримад-Бхагаватам.

В приведенном выше меме от Радха-Мохан даса мы можем видеть, как члены ИСККОН полностью отказываются от описания Бхагаватам, согласно которому Бхарата-варша — это просто местоположение на гигантской Бху-голе, измеряемой 500 миллионами йоджан и удерживаемой Ананта-шешей. Вместо этого они приходят к идее, что Бхарата-варша — это Бху-гола сама по себе. Между тем фактическая Бху-гола, описанная в Шримад-Бхагаватам, выдается за находящуюся в другом измерении, что удобным образом выводит ведическую плоскую Землю за пределы чувственной реальности и за пределы мышления.

Можем ли мы спросить Радха-Мохан даса и Антардвипу даса, почему Бхарата-варша в форме шара отождествляется с Бху-голой? Рассмотрение Бхарата-варши как Бху-голы приводит к полной путанице в описании мест в ведической вселенной, как они представлены Шукадевой Госвами в Шримад-Бхагаватам.

Единственный способ выйти из создавшегося лабиринта — правильно понять три ключевых названия в ведической космологии — Бхарата-варша, Джамбудвипа и Бху-гола — и нанести на карту и изобразить эти области так, как они описаны. Ни Бху-гола, ни Бхарата-варша не могут быть изображены в форме так называемого земного шара, потому что подобная концепция не имеет ничего общего с описанием Шримад-Бхагаватам.

Перевод Шрилы Прабхупады Бху-гола как «Круглая Земля»

Итак, если Бхарата-варша является частью Бху-голы, а не самой Бху-голой, как возникла ситуация в ИСККОН, когда Бхарата-варша была ошибочно идентифицирована как Бху-гола, и, более того, почему сама Бху-гола была ошибочно представлена как «земной шар» а не как «земной круг», то есть как плоская Земля?

Члены ИСККОН, конечно, могут указать на несколько бесед, в которых Шрила Прабхупада, по-видимому, также отождествляет название Бху-гола с так называемой «круглой Землей» (см. лекцию 1.43 по Бхагавад-гите, Лондон, 30 июля 1973 г., и Беседу на утренней прогулке, 9 декабря 1973 г., Лос-Анджелес). В этих обсуждениях Шрила Прабхупада утверждает, что Бху-гола — это название Земли. В обоих обсуждениях Шрила Прабхупада утверждает, что санскритское слово «гола» означает «круглый», что название указывает на то, что Земля круглая, и что ведические риши знали, что Земля круглая задолго до Галилея. Хотя члены ИСККОН пытались использовать эти утверждения как часть своей аргументации в пользу земного шара, эти утверждения были вырваны из контекста описания Бху-голы в самом Шримад-Бхагаватам, а затем неразумно использованы в качестве доказательства того, что Шрила Прабхупада был сторонником концепции земного шара. Размеры Бху-голы, данные Шукадевой Госвами (ШБ 5.20.38), панчасат-коти йоджана (500 миллионов йоджан), исключают любую возможность того, что рассматриваемая Бху-гола относится к предполагаемому земному шару окружностью 24 900 миль. Бху-гола описана в Шримад-Бхагаватам как круглая, но, как мы обсуждали в части 3 статьи под названием «Поддерживает ли индуизм плоскую Землю?«, Бху-гола на самом деле описывается как имеющая закругленность в форме диска, а не в форме земного шара:

Если бы Бху-гола была круглой, как шар, во Вселенной не было бы места ни для чего другого (поскольку полная ведическая вселенная сверху донизу составляет всего 4 миллиарда миль). Круглая форма Бху-голы позволяет Земле пересекать центр Вселенной, оставляя место выше и ниже земной плоскости для других объектов во Вселенной. На изображении ниже показана круглая форма Бху-мандалы, когда она пересекает центр Вселенной.

Мы уже много раз обращались к этим утверждениям Шрилы Прабхупады в наших предыдущих статьях и не будем повторять уже высказанные соображения. Главный момент, который мы хотели бы здесь подчеркнуть  заключается в том, что описание Бху-голы в Шримад-Бхагаватам никоим образом не соответствует концепции современного земного шара, и поэтому в Шримад-Бхагаватам нет отсылок, подтверждающих эту идею. Таким образом остаётся только описание Бху-голы в „Сурья-сиддханте“ в качестве последнего доказательства для тех, кто пытается утверждать, что ведическая Бху-гола соответствует современной идее земного шара, но, как мы видим, Бху-гола, описанная в „Сурья-сиддханте“, содержит те же гигантские области, такие как гора Меру, что описаны в

Шримад-Бхагаватам, и, следовательно, нет оснований переводить Бху-голу как «земной шар». Кроме того, безусловно, нет авторитетных шастрических оснований для предстввления земного шара как части ведической космологии.

Сам Шрила Прабхупада никогда не обращался к содержанию „Сурья-сиддханты“ в своей проповеди и оставил изучение текста своим ученикам. Мы утверждаем, что ученики Шрилы Прабхупады, такие как Садапута даса и Данавир Госвами, подошли к „Сурья-сиддханте“ с основной предпосылкой и верой в то, что Земля — это шар, и впоследствии наложили эти предвзятые представления о Земле на ведическую концепцию Бху-голы (которая, как мы указали, является совершенно иной концепцией Земли). Теперь требуется вернуться к первоначальному наставлению Шрилы Прабхупады, чтобы представить ведическую космологию в соответствии со Шримад-Бхагаватам:

Прабхупада: …что «Мы намерены сделать огромный планетарий. Если вы можете нам помочь?»

Тамала Кришна: Упоминая Пятую песнь, Бхагаватам?

Прабхупада: Мы хотим в точности соответствовать описанию Пятой песни.

Разговор в комнате, 8 мая 1977 года, Хришикеш

Снова:

«Сейчас здесь, в Индии, мы планируем строительство очень большого «Ведического планетария» или «Храма Понимания». В планетарии мы построим огромную детальную модель Вселенной, как описано в тексте Пятой Песни Шримад-Бхагаватам… Модель будет изображать… Земная система (Бху-мандала с Сумеру в центре, семь островов (саптадвипа), семь океанов (сапта-самудра), Маносаттара Парвата, Локалока Парвата, Алокаварша.»

Письмо С.Л. Дхани, 14 ноября 1976 года

Поскольку ИСККОН должен представить Бху-мандалу и т. д. «в соответствии с описанием из Пятой песни», тогда Бхарата-варша должна быть представлена как часть более крупной плоской Земли, а не как независимая планета, плавающая в космосе (такая идея не упоминается в Шримад-Бхагаватам). Многие утверждения Шрилы Прабхупады о том, что Земля — это шар, парящий в космосе, должны быть объяснены в контексте его собственного наставления изучить Пятую песнь и представить космологию «точно» в соответствии с описанием, содержащимся в ней.

Опять же, никто не принуждает людей верить учениям Шримад-Бхагаватам о Земле, но те, кто утверждает, что представляет ведическую космологию, должны нести строгую ответственность за представление правильного понимания ведической Земли в Храме Ведического планетария.

В течение последних пятидесяти лет члены ИСККОН (которым было поручено построить Храм ведического планетария) были озадачены, сбиты с толку, введены в заблуждение и в конечном итоге потерпели поражение в тщетной и бесплодной попытке примирить и объединить два совершенно противоположных мировоззрения (ведическое и светское) относительно природы Земли и ее места в большой Вселенной. Как бы кто ни относился в настоящее время к идее земного шара, ответственные члены ИСККОН не могут допустить, чтобы искажение первоначальной ведической концепции земного диска осталось беспрепятственным. В Шримад-Бхагаватам недвусмысленно говорится, что Земля представляет собой колоссальную круглую плоскость, удерживаемую Ананта-шешей, а не маленькую планету в форме шара, плавающую в космосе. Идея земного шара противоречит учению Шрилы Вьясадевы; и те члены ИСККОН, которые продолжают распространять такую идею, несмотря на знание истины Бху-мандалы, к сожалению, пропагандируют еретическую доктрину во имя так называемой ведической космологии.

Как они пошли не туда?

Чтобы объяснить, как текст, подобный „Сурья-сиддханте“, может быть настолько неправильно понят и искажен, мы отсылаем читателя к статье Джахнави-Нитаи даса, в которой указывалось, что так называемый земной шар в древней скульптуре Бху-Вараха на самом деле был раковиной в одной из рук Варахи. На изображении ниже показан мем, изображающий Вараху, поднимающего земной шар:

Земля плоская, таково заключение Шримад-Бхагаватам. Описание семи подземных царств Бху-голы, а также расположение горы Меру и окружающих варш (регионов).

Обратите внимание здесь на категорично звучащее заявление о том, что «в этой статуе индийские скульпторы показывают Землю круглой формы на 800 лет раньше, чем Галилей». Как выясняется, так называемый земной шар — это просто раковина в одной из рук Варахи:

Посмотрите наш ответ Джахнави-Нитай дасу: «Поднимал ли Вараха земной шар?

Как может кто-либо представлять такие окончательные утверждения о вышеупомянутой скульптуре, когда основа утверждения явно настолько ошибочна? Такие ошибки возможны только для тех, у кого нет ни понимания, ни веры в первоначальное пураническое описание Земли. Те, кто знает, что Пураны описывают модель плоской Земли, не будут сбиты с толку, когда неосведомленные люди представят такие вводящие в заблуждение «доказательства» наличия земного шара в древней ведической культуре. Точно так же, когда члены ИСККОН трубят о так называемых доказательствах земного шара в таких текстах, как „Сурья-сиддханта“, это происходит потому, что у них либо нет правильного понимания, либо реальной веры в описание Шримад-Бхагаватам нашего местоположения на плоской Земле. Точно так же, как человек может наложить свое представление о земном шаре 20-го века на раковину Вараха-дева, точно так же члены ИСККОН наложили свое представление о земном шаре на описание „Сурья-сиддхантой Бху-голы («круглой Земли»). Как оказалось, «круглый» в Бху-голе означает круглый, как диск, а не круглый, как шар.

Точно так же, как древние артефакты ведической культуры могут быть неверно истолкованы в поддержку идеологии земного шара, мы также показали, как древние санскритские тексты, такие как „Сурья-сиддханта“, неверно истолковываются, чтобы представить «доказательства» так называемого земного шара, которого на самом деле не существует в ведическом мировоззрении. Урок здесь для членов ИСККОН заключается в том, что любому заинтересованному в данном вопросе необходимо внимательнее изучить детали шастрических текстов, прежде чем делать поспешные ложные выводы, основанные на заранее выстроенном представлении о Земле.

В части 4 мы рассмотрим некоторые дополнительные примеры того, как „Сурья-сиддханта“ была неправильно переведена и неправильно истолкована ради того, чтобы поддержать ошибочную идею о том, что Веды учат концепции земного шара.

Продолжение следует…

Автор: Майешвара дас

9 апр. 2021 г.— Ирландия — Оригинал статьи.

Рекомендованные статьи