Восемнадцать препятствий

Восемнадцать препятствий на пути к настроению Враджа. Косвенный обзор настроений Враджа. Из книги “Шри Кришна Самхита ” великого вайшнава Бхактивиноды Тхакура.

Восемнадцать препятствий на пути к настроению Враджа. Косвенный обзор настроений Враджа. Из книги “Шри Кришна Самхита ” великого вайшнава Бхактивиноды Тхакура.

Существуют восемнадцать препятствий, которые затрудняют развитие экстатической любви в удивительном настроении Враджа. Обзор названий этих препятствий — это косвенный обзор настроений Враджа.

Те, кто находятся на пути развития привязанности к Кришне, должны избегать первого препятствия, предания себя лжегуру, об­суждая появление Путаны во Врадже, принявшей облик кормили­цы. Есть два вида гуру — антаранга, внутрен­ний, и бахиранга, внешний. Живое существо, которое погружено в самадхи, — является своим собственным антаранга гуру. Тот, кто принимает доводы и споры как своего гуру и кто учится процес­су поклонения у такого гуру, принял прибежище у лжегуру. Когда доводы и споры выдаются за то, что питает вечные обязанности живых существ, это сравнивается с ложным положением Путаны как кормилицы. Идущие по пути развития привязанности должны преобразовать все доводы и споры в духовные темы и войти в со­стояние самадхи. Внешний гуру — это тот, кто обучает науке поклонения. Тот, кто знает правильный путь развития привязанности и кто наставляет своих учеников согласно их квалификации, является сад-гуру, или вечным гуру. Тот, кто не знает путь развития привязанности к Кришне, но всё же пытается обучать других следовать этому пути, или кто знает этот путь и наставляет своих учеников, не учитывая их квалификацию, являются лжегуру и должен быть отвергнут.

Второе препятствие — это ложные аргументы и доводы. До тех пор пока Тринаварта в форме смерча не был убит во Врадже, было трудно пробудить экстатические эмоции. В облике Тринаварты, измышления философов, буддистов и логиков, представлены препятствия к развитию экстатических эмоций Враджа.

Те, кто не понимают цель регулирующих принципов, но просто несут это бремя, следуя им из формальности, не способны развить привязанность к Кришне. Когда человек разбивает на части Шакату, олицетворяющего несение бремени регулирующих принципов, он преодолевает третье препятствие. Лжегуру, которые не принимали в расчет квалификацию своих учеников на пути разви­тия привязанности и таким образом наставляли многих подобных Шакате людей, как служить в настроении манджари и сакхи, со­вершали оскорбления в форме неуважения к сокровенным темам и потому падали. Те, кто следуют таким наставлениям, также по­степенно сходят с пути духовной жизни, поскольку у них не раз­виваются признаки глубокой привязанности к этим сокровенным темам. Однако они могут всё же достичь верной цели, если будут общаться с истинными преданными и следовать их наставлениям. Это называется разрушением Шакаты.

Живые существа по своей природе благоразумны, но когда они попадают под возбуждаю­щее влияние тела, состоящего из крови и плоти, это называется бала-доша, или юношеские оскорбления. Таково четвертое пре­пятствие, в форме Ватсасуры.

Хитрый Бакасура, олицетворение лжерелигии, представляет пятое препятствие для вайшнавов. Это называется нама-апарадхой, оскорбление святого имени Господа. Те, кто, не обладая квалифи­кацией, принимают наставления лжегуру и занимаются поклонением, предназначенному для возвышенных преданных, — обма­нутые, недалекие люди. А те, кто понимают, что не квалифициро­ваны, но, тем не менее, с целью разбогатеть и обрести дешевую репутацию следуют процессу поклонения, предназначенному для возвышенных преданных, являются обманщиками. До тех пор пока человек будет обманут этой лжерелигией, он не сможет пробудить свою привязанность к Кришне. Такие люди обманывают весь мир, демонстрируя сектантские сантименты и свое ложное отречение.

Те, кто принимают за чистую монету сантименты и внешние про­явления духовности этих гордецов, не могут обрести любовь к Кришне и подобны источнику беспокойств для окружающих. Из этого можно заключить, что человеку не следует неуважительно относиться к возвышенным душам, только потому что он принял внешние проявления духовности, которые не имеют особой ценно­сти. Вечная обязанность вайшнавов—развивать любовь к Кришне через общение с преданными и служение им, при этом оставаясь равнодушными к соблюдению внешних формальностей

Агхасура, олицетворение нетерпимости и жестокости, представля­ет шестое препятствие. Из-за недостатка сострадания к живым су­ществам появляется вероятность того, что привязанность человека постепенно уменьшится, поскольку сострадание не может суще­ствовать отдельно от привязанности. Основа сострадания к живым существам и преданность к Кришне —равноценны.

Если человек чрезмерно вовлечен в различные споры, доводы, ар­гументы и чтение литературы, сопутствующей этим доводам и ар­гументам, то все осознания, достигнутые им посредством самадхи, утратятся. Это называется иллюзией, основанной на цветистых словах Вед. Погруженный в эту иллюзию, Брахма сомневался в господствующем положении Кришны. Вайшнавы должны рассма­тривать эту иллюзию как седьмое препятствие.

Способность к тонкому различению чрезвычайно важно для вайшнавов. Те, кто выдумывают мирские способы различения и проповедуют неразрушимые принципы вайшнавизма, одновре­менно искажая и приспосабливая их под свои нужды, обладают способностью грубого различения. Эта способность принимает форму осла Дхенуки. Осел не может есть сладкие плоды, растущие на пальме, и не позволяет другим насладиться их вкусом. Смысл этого в том, что предыдущие ачарьи авторитетных сампрадай на­писали множество духовной литературы, которую люди, лишенные способности различать, сами не понимают и не позволяют изучать ее другим. Недальновидные преданные, которые просто формально следуют регулирующим принципам и находятся под влиянием гру­бого различения, не способны подняться на высший уровень разви­тия. Принципы вайшнавов настолько безгранично возвышены, что те, кто просто заинтересованы в бездумном механическом следова­нии регулирующим принципам, не пытаясь понять науку привязан­ности, сравниваются с обычными людьми, привязанными к плодам своей деятельности. Поэтому до тех пор, пока осел Дхенукасура не будет убит, человек не сможет постичь науку вайшнавизма.

Многие слабовольные люди оставляют путь регулирующих прин­ципов и вступают на путь развития привязанности. Не способные понять духовную привязанность души, они ведут себя как Вришабхасура (Ариштасура), развивая извращенные материальные привязанности. Они будут убиты отважным Кришной. Пример такого препятствия обычно можно обнаружить среди самодоволь­ных дхарма-дхваджей, притворщиков, которые выдают себя за преданных.

Злобность змея Калии всегда оскверняет воды Ямуны, которые подобны духовной живительной влаге вайшнавов. Обязанность каждого — преодолеть это десятое препятствие.

Восемнадцать препятствий на пути к настроению Враджа. Косвенный обзор настроений Враджа. Из книги “Шри Кришна Самхита ” великого вайшнава Бхактивиноды Тхакура.

Одиннадцатым препятствием для вайшнавов является сектантство, которое принимает форму лесного пожара. Из-за сектантских взглядов человек не считает других преданных вайшнавами, и как результат — на своем пути он встречает множество препятствий в поиске гуру и общении с преданными. Поэтому так важно потушить этот лесной пожар.

Имперсоналисты хотят слиться с безличным Брахманом. Други­ми словами, стремление к освобождению в безличном Брахмане подобно уничтожению своего индивидуального «я», поскольку в таком состоянии невозможно испытывать счастье. Ни живое су­щество, ни Господь не получают из этого состояния ничего цен­ного. Если человек верит в философию имперсоналистов, то ему следует принять, что этот материальный мир ложен. Затем человек осуждает Брахман как равнодушную, безличную субстанцию, и постепенно у него появляются сомнения относительно Брахмана. Если человек глубоко рассмотрит и проанализирует эту тему, то придет к заключению, что неведение и небытие живого существа бессмысленны. Таким образом, все человеческие усилия и раз­мышления не имеют смысла. Иногда эта философия проникает в общество вайшнавов в облике Праламбасуры, чтобы распростра­нять анартхи в форме уничтожения своего «я». Это двенадцатое препятствие, возникающее на пути вайшнавов в постижении нау­ки духовной любви.

Тринадцатое препятствие для вайшнавов — поклонение полубо­гам, таким как Индра, с желанием наслаждаться плодами своей дея­тельности, даже после принятия процесса преданного служения

Четырнадцатым препятствием в развитии любви к Кришне явля­ются кража чужого имущества и обман, которые создают беспо­койства во Врадже в образе Вьомасуры.

Трансцендентное счастье живых существ во Врадже известно как нанда. Для того чтобы усилить это счастье, некоторые люди, вве­денные в заблуждение, пьют вино, и в результате создают анартху забвения себя (анартха означает нечто «нежелательное»). Похи­щение Нанды в обитель Варуны является пятнадцатым препят­ствием для вайшнавов. Те, кто пребывают в настроении Враджа, никогда не пьют спиртное.

Желание снискать славу и услаждать материальные чувства с по­мощью бхакти является шестнадцатым препятствием и называет­ся Шанкхачуда. Те, чьи действия мотивированы желанием славы, действуют из чувства гордости и высокомерия, поэтому ваишнавы должны всегда относиться к ним с осторожностью.

Когда счастье вайшнавов постепенно усиливается в процессе по­клонения, они (вышеописанные преданные) иногда теряют созна­ние. В этот момент чувство слияния с Господом поглощает их. Это чувство подобно змее, которая поглотила Нанду Махараджу. Пре­данный, который тщательно избегает этой змеи, станет подлинным вайшнавом.

Кеши, демон в облике коня, олицетворяет представление прак­тикующего, который считает, что он более опытен, чем другие, в преданном служении. Когда такой человек приходит во Врадж, он создает множество беспокойств окружающим. Когда преданный мало-помалу начинает заявлять о своем старшинстве, в нем по­степенно возникает чувство пренебрежения к Господу, и он падает со своего положения. Поэтому очень важно предотвращать это гу­бительное умонастроение с самого начала, когда оно возникает в сердце. Даже если вайшнав очень опытен в преданном служении, он всегда должен оставаться смиренным. Если он поступает так, он может одолеть демона Кеши, который представляет собой во­семнадцатое препятствие.

Те, кто хотят счастливо служить Кришне в чистом настроении Враджа, должны с великим тщанием устранять со своего пути вышеупомянутые восемнадцать препятствий. Некоторые из этих препятствий можно устранить собственными усилиями и чисто­ той, а некоторые — по милости Кришны. Живое существо способ­но само устранить препятствия, которые возникают при выполне­нии религиозных обязанностей, посредством самадхи, известном как савикальпа. Шримад-Бхагаватам объясняет, что эти препят­ствия в действительности разрушаются Господом Баларамой. Но также «Бхагаватам» объясняет, что препятствия, которые разруше­ны принятием прибежища у Кришны, на самом деле устраняются Им. Люди, подобные лебедям, обладающие проницательностью и умеющие делать тонкие различия между теми или иными вещами, должны тщательно обсуждать эти темы.

Те, кто идут по пути гьяны, должны избегать оскорблений, кото­рые можно совершить в царстве Матхуры, а те, кто следуют пути кармической деятельности, должны избегать оскорблений, кото­рые можно совершить в Двараке. Но преданные должны избегать препятствий, которые оскверняют настроение Враджа, и должны быть полностью поглощенными в чувства любви к Кришне.

Картинки взяты с этого сайта

Рекомендованные статьи