Према, условия ее обретения, вайдхи и рагануга садхана бхакти. Из книги „Брихад-Бхагаватамрита“, Шрилы Санатаны Госвами, одного из спутников Господа Чайтаньи.

Према, условия ее обретения, вайдхи и рагануга садхана бхакти. Из книги „Брихад-Бхагаватамрита“, Шрилы Санатаны Госвами, одного из спутников Господа Чайтаньи.

Щедрый человек может раздавать нуждающимся готовую пищу или все, что нужно для ее приготовления. Подобно этому, писания утверждают, что милость Кришны приходит благодаря практике преданного служения, которая может как спонтанной, так и регулируемой.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.216

КОММЕНТАРИЙ: Хотя совершенства в бхакти можно достичь только по милости Кришны, тем не менее, человеку необходимо следовать разнообразным методам садханы. Примером тому можно привести голодных людей, которые собирают милостыню. Одни с готовностью принимают пищу, которая уже была приготовлена и предложена Господу. Другие же, к примеру, строгие брахманы, едят лишь то, что готовят сами и сами предлагают Богу, поэтому им принято жертвовать рис и другие продукты, а также посуду и топливо для приготовления пищи. Подобно этому, большинство начинающих вайшнавов следуют регулируемой практике преданного служения, ибо им необходимо вначале очиститься от материальной скверны. Спонтанное преданное служение доступно лишь тем немногим, кто уже полностью чист.

Према, условия ее обретения, вайдхи и рагануга садхана бхакти. Из книги „Брихад-Бхагаватамрита“, Шрилы Санатаны Госвами, одного из спутников Господа Чайтаньи.

Преодолев все препятствия, которые возникают из-за страха и других пороков, человек может обрести чистую любовь, под влиянием которой считает Господа своим близким другом в обычном мире. Для этого ему нужно страстно желать служить Господу в умонастроении Его гопов и гопи.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.217

КОММЕНТАРИЙ: Когда искренний преданные решает следовать по стопам обитателей Голоки, ему кажется, что цель очень далека. Поначалу его попыткам очень мешают многочисленные материальные желания. Однако, чем глубже он стремится постичь духовную реальность, тем легче ему удается преодолевать свои неуместные желания. Постепенно он избавляется от беспокойств, порожденных страхом, благоговением, недоверием и стыдом. Таким образом, настоящая духовная жизнь начинается лишь тогда, когда человек уже свободен от всех материальных желаний.

До тех пор, пока со всеми препятствиями не покончено, преданный видит объект своего служения во всем Его могуществе, а потому слишком боится и почитает его, чтобы любить по-настоящему. Однако со временем, когда преданный погружается в бескрайний океан бхакти, иллюзорные волны противоречивых желаний утихают, и у него пробуждается высший разум, который помогает ему увидеть в Господе своего друга. Тогда преданный развивает с Господом взаимоотношения, которые со стороны могут показаться мирскими: он считает Господа своим супругом или сыном и служит Его лотосным стопам в соответствии со этим умонастроением. В „Падма Пуране“ такое чистое преданное служение описывается следующим образом:

ананйа-мамата вишнау
мамата према-самйута
бхактир итй учйате бхишма-
прахладоддхава-нарадаих


“Когда человек обретает твердую уверенность, что Господь Вишну принадлежит только ему, или, другими словами, когда Господь Вишну становится единственным объектом его любви, тогда наступает пробуждение, которое возвышенные личности вроде Бхишмы, Прахлады, Уддхавы и Нарады называют бхакти”
.

Развить такую любовь можно через преданное служение, которое, в основном, представляет собой медитацию на многочисленные игры Господа во Врадже и прославление этих игр. Это служение достигает совершенства, если сопровождается санкиртаной самых сокровенных святых имен Господа.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.218

КОММЕНТАРИЙ: Ваидхи-садхана-бхакти, которая состоит из девяти основных практик, таких как слушание, повторение, памятование и пр., готовит сердце преданного к пробуждению премы, любви к Богу. Дхьяна и гана, главные способы памятования и прославления Верховного Господа и Его игр, на возвышенных уровнях садханы превращаются в прештха-нама-санкиртану, экстатическую погруженность в сладостные имена Господа, которому поклоняется тот или иной преданный. Эта санкиртана — самый основной способ достижения премы. Благодаря нама-санкиртане можно без труда постичь всю славу Кришны и Его энергии наслаждения.

Эта любовь естественным образом расцветает, если человек находится в обществе людей, которых не заботит ничего, кроме любовного преданного служения Господу. Тем не менее, любовь эту надлежит тщательно скрывать.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.219

КОММЕНТАРИЙ: Быстрее всего обрести прему можно, если находиться рядом с теми, кто знает ей цену. Общение с возвышенными, чистыми вайшнавами может пробудить прему в сердце того, кто к этому стремится. Однако когда эта любовь к Кришне начинает созревать, преданному не следует выставлять ее напоказ. Есть такая поговорка: гопайет матри-джара-ват. “Прему нужно скрывать так же тщательно, как и любовника своей матери”. Преданный, который на самом деле обладает премой, никогда не станет выставлять напоказ свои внутренние экстатические переживания просто для того, чтобы заработать себе славу среди вайшнавов. Тем не менее, слово сватах («сама по себе») указывает на то, что преданный, обладающий премой, похож на человека, который был разлучен со своей возлюбленной, и разлука эта длилась очень долго, отчего боль его наконец утихла, однако встреча с друзьями его возлюбленной вновь всколыхнула эту боль. Слово прайасйат употреблено в будущем времени, и это значит, что скрывать прему следует лишь до того момента, пока она полностью не раскрылась в человеке. Как только према достигает своей вершины, ее уже невозможно сдерживать внутри.

Тот, кто в уединении живет среди лесов, где Господь являл Свои самые любимые игры, несомненно, вскоре получит и полностью разовьет в себе эту любовь.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.220

КОММЕНТАРИЙ: Садхана-бхакти, которую совершают в святой дхаме Кришны, помогает как можно быстрее достичь премы.

Это любовное преданное служение не имеет ничего общего с практиками вроде кармы, гьяны или йоги. На любой из своих ступеней оно чуждо этим понятиям, а корень его — это даинья, глубочайшее смирение.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.221

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих отвечает на вопрос, должен ли тот, кто посвятил себя преданному служению, продолжать следовать предписанным обязанностям и другим очистительным практикам. Нужно ли и дальше заниматься кармой (следованием правилам варнашрамы) или гьяной (постижением разницы между духом и материей)? Следует ли практиковать восьмиступенчатую йогу и медитацию в самадхи? Как насчет отречения, повторения мантр и других методов? Нарада отвечает здесь, что все эти практики, начиная с кармы, могут помогать в садхане достижения любви к Богу, однако прибегать к ним можно лишь на самых ранних стадиях преданного служения. Как только садхана-бхакти дала свой плод, рагануга-бхакти (т.е. спонтанную преданность), и в особенности, когда появляется према, плод рагануга-бхакти, всем этим практикам в жизни преданного больше нет места.

Истина в том, что с помощью кармы, гьяны и тому подобных практик премы достичь невозможно. Поэтому преданным нет нужды следовать всем им, а вместо этого лучше полностью посвятить себя слушанию, повторению, памятованию и всем остальным методам преданного служения. Эта тема уже подробно разъяснялась в конце второй главы этой части „Брихад-Бхагаватамриты“, в описании славы бхакти.

Великие мудрецы утверждали:

кайена дуре враджинам тйаджанти
джапантам антах-каране хасанти
самадхи-йоге ча бахир бхаванти
сандришйате капи мукунда-бхактих


“Преданное служение Господу Мукунде можно воспринимать как отдельную личность, ибо оно убегает от тех, кто совершает мирские ритуалы, смеется над теми, кто повторяет про себя мантры, и избегает тех, кто занимается медитативной йогой”
.

На всех своих уровнях и во всех своих проявлениях, в этой жизни и в последующих, бхакти-йога всегда украшена равнодушием к материальным желаниям. Это относится и к внутреннему бхакти, которое совершает тонкое тело, и к внешнему служению, когда в служении используется грубое тело, чувства, а также то, что принадлежит этому телу. Если человек позволяет второстепенным целям и методам выйти на первый план, он отклоняется от бхакти. Главный помощник преданного — это глубочайшее смирение, и тот, кто желает обрести чистое бхакти, должен постоянно обращаться к нему за поддержкой.

Мудрецы называют даиньей такое состояние, в котором человек считает себя абсолютно никчемным и падшим, даже если при этом он наделен всевозможными достоинствами.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.222

КОММЕНТАРИЙ: Определение даиньи, которое выдвигает Нарада, позволяет отделить это слово от остальных его возможных значений, к примеру, «бедность», «отрешенность, которую проявляет тот, кто не принимает подаяний» или «свобода от эгоизма». Некоторые могут возразить, что падшими могут объявлять себя и другие люди, к примеру, те кто ленив, кто не желает делать ничего хорошего, или те, кто грешит. Поэтому Нарада уточняет, что человек, по-настоящему наделенный даиньей, обладает всеми наиболее достойными качествами; к примеру, он всегда делает то, что следует делать, и избегает того, что запрещено, он свободен от ложного эго и в разумной степени опасается материальной жизни. Более того, хоть Нарада и не упомянул об этом, но трансцендентная даинья — это состояние необычайного возбуждения, пребывая в котором, преданный может плакать или проявлять другие экстатические признаки.

Разумный человек должен стараться говорить, думать и вести себя так, чтобы смирение в нем только крепло. Всего, что мешает этому, следует избегать.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.223

Даинья проявляется во всей своей полноте тогда, когда в человеке полностью созревает према. Так было с женщинами Гокулы, когда они были разлучены с Кришной.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.224

КОММЕНТАРИЙ: Как правило, даинью можно развить с помощью собственных усилий, однако есть и такая даинья, которая приходит по милости Верховного Господа и не имеет ничего общего с материальными усилиями. Слово ту в данном стихе разделяет эти два вида даиньи. В материальном мире почти все разлучены с Кришной, однако большинство людей никогда не ощущали даиньи, т.к. у них нет премы. Поэтому им не суждено избавиться от страданий и стать по-настоящему счастливыми. Чтобы обрести трансцендентную даинью, нужно научиться любить Кришну так, как любили Его гопи во главе со Шри Радхой, когда Кришна оставил их и уехал в Матхуру. На примере вираха-бхавы гопи, т.е. их любви в разлуке, можно понять, что эта особая даинья возникает лишь тогда, когда по особой милости Шри Кришны в сердце преданного, постигшего всю сладость Господа, расцветает необычайная према, окрашенная чувством разлуки. Точно так же, как према, даинья может быть разной по своей интенсивности.

Когда даинья полностью созревает, према раскрывается во всем своем великолепии. Таким образом можно видеть, как даинья и према взаимодействуют друг с другом, являясь друг для друга и причиной, и следствием одновременно.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.225

КОММЕНТАРИЙ: Если према является конечным плодом всех стараний преданного, то как даинья может быть следствием премы? Ответ таков: да, конечная цель — это действительно према, однако даинья во многом идентична преме. Даинья — это неотъемлемая часть премы, и они благоприятствуют развитию друг друга.

Некоторые считают, что высшей цели жизни достичь невозможно, поскольку совершенству нет предела, и впереди всегда есть все новые и новые высоты, однако такое представление ошибочно. Постепенное развитие премы вовсе не показывает, что у нее нет конечной цели; оно свидетельствует о том, что духовная жизнь исполнена бесконечного разнообразия. Благодаря чистой любви к лотосным стопам Шри Гопинатхи можно достичь Шри Голоки; достигнув ее, душа получает возможность лицезреть Шри Гопинатху; созерцая Его, она получает Его милость; благодаря этой милости в ней пробуждаются высшие экстазы вираха-бхавы и т.д. Эта бесконечная цепь вовсе не является недостатком: напротив, в ней раскрывается все разнообразие духовной реальности. Даже на Вайкунтхе, которая не идет ни в какое сравнение с Голокой, блаженство преданного служения столь бесконечно разнообразно, что повергает в стыд счастье, которое душа обретает при освобождении.

Дорогой брат, те, кто постиг суть премы, узнают ее присутствие, когда видят, что размягченное сердце преданного порождает в нем дрожь и другие внешние признаки экстаза.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.226

КОММЕНТАРИЙ: Это утверждение порождает сомнения относительно истинной природы премы. Раз према возникает из полной беспомощности (даиньи), чувствует ли ее обладатель себя самым несчастным? Или же, раз према — это высшая из всех целей, то она представляет собой особое ощущение блаженства, которое приходит, когда человек освобождается от всего, что делает его несчастным? Нарада утверждает, что разглядеть прему могут лишь те, кто уже постиг ее природу. Суть премы невозможно описать словами. В лучшем случае ее можно распознать по второстепенным признакам (татастха-лакшана). Внешне ее присутствие проявляется как дрожь, потоки слез, вставшие дыбом волоски на теле и проч. Размягчение сердца (читтардрата) также считается внешним признаком, поскольку его можно постичь умом, хотя его можно отнести и ко внутренним признакам, поскольку увидеть его внешне невозможно.

Для тех, кто обрел прему, пылающий пожар их мучений становится подобен нектарной воде Ямуны, и в то же время он их обжигает. Яд для них — словно нектар, а нектар — словно яд, смерть — это счастье, а жизнь — всего лишь продолжение страданий.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.227

КОММЕНТАРИЙ: Тому, кто опьянен премой, кажется, что источники счастья приносят им лишь боль, и наоборот. Другими словами, грань между счастьем и страданием для них стерта. Такой человек ненавидит то, что приносит ему благо, ибо эти вещи напоминают ему о его возлюбленном, которого он пытается забыть; то же, что помогает ему забыть о нем, он считает благоприятным.

Поистине, разницу между воссоединением с объектом премы и разлукой с ним понять очень сложно, а потому према исполнена как наивысшего блаженства, так и жесточайших мук.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.228

КОММЕНТАРИЙ: Преданный, охваченный премой, перестает различать блаженство и страдание. К примеру, в последней Главе Десятой Песни Шримад-Бхагаватам мы видим, как, насладившись с Кришной водными забавами, Его царицы стали скорбеть в разлуке, хотя Кришна от них никуда не уходил. Природа бхакти такова, что оно порождает самые разнообразные эмоции, в особенности, когда оно достигает вершин своего развития. Даже в обычной жизни некоторые вещи, достигая своего высшего предела, могут казаться полной противоположностью: к примеру, лед может обжигать, словно огонь.

Преданные, достигшие высокого уровня премы, наслаждаются обществом Личности Бога, средоточием высшего блаженства. Принимая участие в Его удивительных играх, они испытывают особое счастье. Однако природа бхакти столь необычна, что посреди этого блаженства к ним вдруг приходит боль разлуки. Поистине, экстаз разлуки — это зрелый плод полностью расцветшей премы и одна из ее важнейших составляющих, подобно тому как голод — это неотъемлемая часть полноценного наслаждения едой.

Как бы поверхностно это ни казалось, блаженство премы в разлуке — это редчайшее из сокровищ. Об этом уже говорилось в предыдущих главах „Брихад-Бхагаватамриты“, а двух последних главах эта тема будет разъясняться еще более подробно.

Когда према созревает, человек иногда вынужден вести себя, как полный безумец. Если же премы нет, то даже девять видов преданного служения Господу Мукунде не могут принести никакой радости.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.229

КОММЕНТАРИЙ: Регулируемая практика преданного служения нужна для того, чтобы возвысить человека до уровня премы. Счастья можно достичь, лишь постигнув прему во всей ее полноте. Признаки такой премы очевидны и вместе с тем полностью отличны от любых других видов успеха:

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
джатанураго друта-читта уччаих
хасатй атхо родити раути гайатй
унмада-ван нритйати лока-бахйах

“Повторяя святое имя Верховного Господа, преданный получает любовь к Богу. Тогда он утверждается в своем положении вечного слуги Бога и постепенно привязывается к некоему особому имени и облику Верховной Личности Бога. Его сердце начинает таять от экстатической любви, и он то громко смеется, то плачет или кричит. Иногда он поет и танцует, словно безумный, ибо ему все равно, что подумают о нем другие.”

Шримад-Бхагаватам, 11.2.40

Поистине, без премы девять видов преданного служения — словно овощи без соли, роскошный обед на сытый желудок, изучение писаний без понимания их смыла или сады без фруктов.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.230

Я говорю об этой любви в общих чертах, однако подробно ее описать невозможно. Разве смогу я верно описать природу чистой любви женщин Враджи к Кришне?

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.231

КОММЕНТАРИЙ: Преданные, которые служат разным аватарам Кришны, а также Шри Вайкунтханатхе, могут проявлять основные признаки премы. Однако любовь, которую предлагают Шри Нанда-нандане Шри Радхика и Ее подруги, столь необычайна, что Нарада не чувствует себя вправе говорить об этом.

Когда Кришна отправился в Матхуру, пастушек охватило столь острое чувство, будто на них обрушился пожар вселенского уничтожения. Простая истина состоит в том, что причиной тому была према. Пожалуйста, я тебя очень прошу, не пытайся больше углубляться в эти вопросы.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.232

КОММЕНТАРИЙ: Считая себя неспособным описать суть премы гопи, Нарада здесь вновь говорит о ней вкратце, описывая лишь ее второстепенные характеристики. Он боится продолжать этот разговор, поскольку дальнейшее описание может ввергнуть их обоих в неудержимый экстаз.

Если ты когда-нибудь увидишь верховную богиню Радхику, то знай, что перед тобой — олицетворенная према. Если же Она решит рассказать тебе о преме, то лишь тогда ты сможешь узнать о ней всю правду, если, конечно, сможешь все это понять.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.233

КОММЕНТАРИЙ: Нараде вряд ли под силу описать природу чистой любви гопи, однако, даже если ценой огромных усилий это ему удалось бы, Гопа-кумар все равно еще не готов постичь эту любовь. Тем не менее, если бы Гопа-кумар встретил того, кто на самом деле обладает такой любовью, тогда он смог бы увидеть все собственными глазами. Известно, что среди гопи Господу дороже всех Шримати Радхарани. Если бы Гопа-кумар встретил Ее, Она бы смогла раскрыть ему истину о Своей любви к Кришне — насколько та исполнена блаженства, сколько она несет страданий и боли и пр. Однако, даже если Шримати Радхарани и поведала бы Нараде все эти истины, он все равно не смог бы пересказать их Гопа-кумару, ибо этот разговор заставил бы его обезуметь от экстаза. Таким образом, узнать тайны этой высшей из наук Гопа-кумар сможет, лишь если лично повстречает ее изначального учителя, Шримати Радхарани.

Ты смог бы постичь эту чистую кришна-прему, если бы ее раздавал Сам Кришначандра в облике одного из Своих полных воплощений, или же если бы тебе удалось испытать кришна-прему, которой обладает Шримати Радхика.

„Брихад-Бхагаватамрита“, 2.5.234

КОММЕНТАРИЙ: Поскольку обычным людям редко удается встретить Радхику в этом мире, Гопа-кумар мог усомниться, возможно ли, чтобы простой современный человек, вроде него, когда-нибудь получит Ее милость и постигнет Ее славу. Тем не менее, если бы она не была единственным источником премы в этом мире, то у обусловленных душ появились бы шансы. Чтобы поддержать надежду Гопа-кумара и других преданных обрести любовь у лотосных стоп Шри Радхики и Господа Ее сердца, Нарада намекает здесь на будущий приход Шри Чайтаньи Махапрабху, объединенного воплощения Шри Шри Радхи и Кришны. За один этот скрытый намек на всемилостивое пришествие Господа Чайтаньи Нарада достоин вселенской славы.

Комментарии к стихам: Гопипаранадхана прабху

Рекомендованные статьи