Контекст высказываний Шрилы Прабхупады о Земном шаре. Искажения слов Шрилы Прабхупады. Земля — Ачала (неподвижная). За какую Землю были битва на Курукшетре?
В первых двух частях этой статьи мы рассмотрели роль Ананта-шеши в удержании Земли. Прежде чем продолжить наш обзор презентации Вселенской люстры в Храме ведического планетария, мы ненадолго остановимся, чтобы взглянуть на то, как Шрила Прабхупада описывает Землю в Бхагавад-гите; в частности, мы рассмотрим Бг, 15.13 (см. ниже), поскольку представление Земли в этом стихе, по-видимому, противоречит тому, что мы до сих пор представляли в отношении Ананта-шеши. В сегодняшней статье мы рассмотрим Бг, 15.13 в свете вдохновляющего наставления Шрилы Прабхупады «тщательно изучить детали Пятой песни и создать рабочую модель Вселенной» (Письмо Сварупе Дамодаре, Окленд, 27 апреля 1976 года).
Поскольку «Бхагавад-гита как она есть» — это то место, где члены ИСККОН впервые начинают изучать трансцендентное знание, правильное или неправильное понимание Земли, как оно представлено здесь, очевидно, произведет неизгладимое впечатление на последователей Шрилы Прабхупады относительно того, как они должны понимать и представлять Землю. В следующей статье мы покажем, как многие заявления Шрилы Прабхупады о Земле были искажены, чтобы поддержать ложный аргумент о том, что Шрила Прабхупада сам был сторонником идеологии Земного шара. Это может показаться чем-то вроде софизма, поскольку можно легко указать на сотни утверждений, в которых Шрила Прабхупада действительно называл Землю планетой в форме шара, парящей в космосе. Однако одно дело повторять заявления Шрилы Прабхупады о Земле с намерением объяснить их в контексте, и совсем другое — «искажать» его слова, то есть допускать ошибку в повторном представлении того, как Шрила Прабхупада обычно говорил о Земле, не принимая во внимание или объясняя общий контекст того, как он в конечном итоге намеревался представить Землю в Храме ведического планетария (ХВП).
«Сейчас здесь, в Индии, мы планируем строительство очень большого «Ведического планетария» или «Храма понимания». В планетарии мы построим огромную детальную модель Вселенной, как описано в тексте пятой песни Шримад-Бхагаватам… Модель будет изображать… Земная система (бху-мандала с Сумеру в центре, семь островов (саптадвипа), семь океанов (сапта-самудра), Маносаттара Парвата, Локалока Парвата, Алокаварша.»
Письмо С.Л. Дхани, 14 ноября 1976 года
В вышеупомянутом письме Шрила Прабхупада выражает свое намерение представить Бху-мандалу в Храме ведического планетария. Бху-мандала, однако, представляет собой совершенно иную концепцию Земли, отличную от нашего современного понимания; действительно, Бху-мандала приводит нас к совершенно иной концепции трансцендентальной реальности относительно нашего места и цели во Вселенной. Искажение слов Шрилы Прабхупады в поддержку идеи о том, что Земля — это шар, парящий в космосе, возникает по двум основным причинам: (1) Во-первых, когда члены ИСККОН не принимают во внимание, что это произошло только после публикации Пятой песни Шримад-Бхагаватам в 1975 году, и последующее объявление о строительстве Храма ведического планетария привело к тому, что различия между ведическими и западными представлениями о Земле даже начали проявляться; и что еще более важно, эти разногласия так и не были фактически урегулированы к тому времени, когда Шрила Прабхупада вошел в самадхи в ноябре 1977 года. В ходе своей проповеди Шрила Прабхупада прагматично работал с западной концепцией Земли, но с конечной целью представить Землю такой, какой ее описывает Шримад-Бхагаватам. (2) Вторая причина искажения возникает, когда члены ИСККОН вырывают слова Шрилы Прабхупады о Земном шаре из контекста собственного описания Земли в Шримад-Бхагаватам как круглого ландшафта, которым владеет Ананта-шеша; а также из контекста вдохновляющего наставления Шрилы Прабхупады «тщательно изучить детали Пятой песни и создать рабочую модель Вселенной». Поскольку описание Земли в Шримад-Бхагаватам не имеет ничего общего с современной идеей земного шара, члены ИСККОН должны задаться вопросом, хотел ли Шрила Прабхупада, чтобы его последователи представляли Землю как шар, парящий в космосе, когда такая концепция на самом деле не упоминается в самом Шримад-Бхагаватам. Поскольку в Шримад-Бхагаватам нет упоминания о Земном шаре, вайшнавы должны задаться вопросом, имеет ли Земной шар вообще какую-либо реальность:
«О Брахма, все, что кажется ценным, если оно не имеет отношения ко Мне, не имеет реальности. Знай это как Мою иллюзорную энергию, то отражение, которое кажется во тьме»
Шримад-Бхагаватам, 2.9.34
Гам авишья
Вопрос о Земле в ведической космологии является очевидным источником недоумения для членов ИСККОН, поскольку сам Шрила Прабхупада в основном говорил о Земле как о планете, парящей в космосе. Например в Учении царицы Кунти мы читаем следующий комментарий Шрилы Прабхупады:
«Земля плавает в космосе среди многих миллионов других планет, на каждой из которых есть огромные горы и океаны. Она парит, потому что Кришна входит в нее, как сказано в «Бхагавад-гите как Она есть» (гам авишйа), точно так же, как Он входит в атом. Земля, конечно, не невесома, скорее, она очень тяжелая. Но он плывет, потому что в нем находится Высший Дух».
Наставления царицы Кунти, стих 17, комментарий
В вышеприведенной лекции Шрила Прабхупада утверждает, что Земля плывет, потому что Кришна входит в нее, и отсылает нас к Бхагавад-гите, 15.13
gam avisya ca bhutani dharayamy aham ojasa
pushnami caushadhih sarvah somo bhutva rasatmakah«Я вхожу в каждую из планет, и, удерживаемые Моей энергией, они остаются на своих орбитах. Я становлюсь Луной и питаю жизненными соками все растения.».
Бхагавад-гита, 15.13
Комментарий Шрилы Прабхупады к этому стиху гласит следующее:
Из данного стиха явствует, что все планеты держатся в воздухе только благодаря энергии Господа, который входит в каждый атом, каждую планету и каждое живое существо. Об этом рассказывает «Брахма-самхита», где, в частности, говорится, что в виде одной из Своих полных экспансий, Параматмы, Верховная Личность Бога входит во все планеты, вселенные, живые существа и даже атомы. Именно Параматма, входя во все сущее, поддерживает существование всего мироздания. Пока душа находится в теле, человек может, например, свободно держаться на поверхности воды, но стоит ей покинуть тело, как оно становится мертвой материей и тотчас тонет. Безусловно, разложившееся тело плавает на поверхности воды, словно солома, но сразу после смерти человек идет ко дну. Аналогичным образом, планеты держатся в воздухе благодаря присутствию в них высшей энергии Верховной Личности Бога. Своей энергией Господь держит каждую из планет, как пригоршню пыли. Пока мы держим в руке пригоршню пыли, она не падает на землю, но стоит нам бросить ее в воздух, как она упадет вниз. Точно так же все эти планеты, которые плавают в космосе, держит в Своей руке вселенская форма Верховного Господа. Своим могуществом и энергией Он удерживает на своих местах всё движущееся и неподвижное. В ведических гимнах говорится, что благодаря Верховной Личности Бога светит солнце и движутся по своим орбитам планеты. Если бы не Он, все планеты разлетелись бы по вселенной, как пылинки в воздухе, и погибли. Точно так же благодаря Верховной Личности Бога Луна питает соками все растения и придает фруктам и овощам их вкус. Без лунного света овощи не смогли бы ни расти, ни наливаться соком. Очень важным в данном стихе является слово раса̄тмаках̣. Все плоды приобретают свой вкус благодаря Верховному Господу, проявляющему Себя в виде лунного света. Люди работают, получают все необходимое для жизни и наслаждаются пищей только благодаря Верховному Господу. Иначе никто не выжил бы.
Хотя Шрила Прабхупада конкретно не упоминает Землю в своем переводе или комментарии, это был стих, который он цитировал несколько раз, когда говорил о Земле как об одной из планет, которые, как считается, парят в космосе (мы привели цитаты из некоторых из этих лекций ниже). В рамках нашего изучения ведической космологии мы объясним, почему необходимо правильное понимание этого стиха и его смысла в свете наставления Шрилы Прабхупады «тщательно изучить детали Пятой песни и создать рабочую модель Вселенной», в противном случае ИСККОН в конечном итоге представит представление о Земля, которой на самом деле не существует в Ведической Вселенной.
Гам — это название Земли
Давайте еще раз взглянем на этот стих:
gam avisya ca bhutani dharayamy aham ojasa
pushnami caushadhih sarvah somo bhutva rasatmakah«Я вхожу в каждую из планет, и, удерживаемые Моей энергией, они остаются на своих орбитах. Я становлюсь Луной и питаю жизненными соками все растения.».
Бхагавад-гита, 15.13
Синонимами для первой части этого стиха являются:
гам — планеты; авишйа — входящие; ча — также; бхутани — живые существа; дхарайами — поддерживают; ахам — Я; оджаса — Своей энергией
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что когда Шри Кришна использует имя Гам в приведенном выше стихе, это конкретное название Земли, а не планет в целом. Землю называют Гам, потому что она часто принимает облик коровы. В Шримад-Бхагаватам рассказывается о случае, когда Дхарма в облике быка и Земля в облике коровы подверглись нападению Кали-юги, а затем были спасены царем Парикшитом (ШБ, 1.16.18). В другом развлечении с участием царя Притху Земля принимает форму коровы (го-рупам дхаритре, ШБ 4.17.3), чтобы просить сострадания у Царя, который разгневался на нее за то, что она утаила зерно у голодных людей. В том же самом времяпрепровождении Земля сохранила форму коровы, чтобы все различные живые существа во Вселенной могли доить ее за все, что они пожелают. В другом знаменитом развлечении, которое ускорило трансцендентное явление Шри Кришны на Земле, Бхуми снова приняла облик коровы, когда отправилась к Господу Брахме, чтобы найти защиту от демонов, которые воплотились на Земле:
«Однажды, когда мать-земля (Бхумих) была перегружена сотнями тысяч военных фаланг различных тщеславных демонов, одетых как короли, она обратилась к Господу Брахме за помощью. Мать-Земля приняла облик коровы (гаур бхутва). Очень расстроенная, со слезами на глазах, она предстала перед Господом Брахмой и рассказала ему о своем несчастье. После этого, услышав о бедствии матери-земли, Господь Брахма вместе с матерью-землей, Господом Шивой и всеми другими полубогами подошел к берегу Молочного океана. Достигнув берега Молочного океана, полубоги поклонились Верховной Личности Бога, Господу Вишну, повелителю всей вселенной, верховному Богу всех богов, который заботится обо всех и уменьшает страдания каждого. С большим вниманием они поклонялись Господу Вишну, который лежит на Молочном океане, повторяя ведические мантры, известные как Пуруша-сукта».
Шримад-Бхагаватам, 10.1.18-20
На красивой картине ниже изображены дэвы вместе с Бху-деви в виде коровы, поклоняющейся Господу Вишну.
Шрила Прабхупада переводит Гам как Землю во всем Шримад-Бхагаватам, например: gam paryatams — путешествующий по всей Земле (ШБ 1.6.26); shashasa gam — правящий Землей (ШБ 1.10.3); draksyama gam dyam ca — мы будем наблюдать на этой Земле, а также на небесах (ШБ 10.2.38).
Мы знаем, что Вараха специально поднял Землю, и имя Гам используется для обозначения Земли на протяжении всего этого времяпрепровождения: dadarsha gam — Он (Вараха) увидел Землю (ШБ 3.13.30); damstaragra-gam gam upalaksha — увидел Землю на концах Своих (Варахи) клыков (ШБ 3.18.6); tvam pura gam rasaya maha-sukaro damstraya — когда Ты явился как воплощение великого кабана, Ты поднял мир из воды (ШБ 4.7.46). Здесь говорится, что Вараха собрал Землю (Гам) на своем бивне (damstraya). В очень похожем стихе из Шримад-Бхагаватам говорится, что Вараха подобрал Бху-мандалу на своем бивне:
rupam idam ca saukaram bhu-mandalenatha data dhrtena te cakasti
Шримад-Бхагаватам, 3.13.41
Твое трансцендентное тело стало прекрасным благодаря тому, что Ты поднял Землю (бху-мандалу) на острие Своих клыков
Таким образом, Гам и Бху-мандала — это просто разные способы обращения к одной и той же Земле, однако ведическая Земля (bhuh) круглая (mandala), а не глобус, отсюда и ее название Бху-мандала. Шукадева Госвами также называет Землю Авани-мандалам (ШБ, 4.21.7) и Кшити-мандалам (ШБ, 1.13.9). Описание огромной круглой Земли (Бху-мандалы) с семью островами и семью океанами содержится в главах 16-26 Пятой песни Шримад-Бхагаватам. Позже мы покажем, что битва на Курукшетре была битвой за гигантский Земной круг, а не битвой за земной шар.
Если мы посмотрим на комментарии ачарьев к рассматриваемому стиху (Бг, 15.13), мы также сможем понять, что Гам — это конкретная ссылка на Землю, а не на планеты в целом.
«Продолжая, Господь Кришна утверждает, что Он проникает в каждую частицу Земли Своей энергией, пронизывает всю Землю Своей доблестью и поддерживает всех движущихся и неподвижных джив или воплощенных существ. Он Сам — сияние лунного света, которое питает все травы и культуры, такие как рис, фрукты и злаки».
Комментарий Шридхары Свами
«Слово гам означает Землю и обозначает Землю. Слово оджаса означает неукротимая сила. Господь Кришна входит в каждый атом Земли с помощью этой энергии и поддерживает все подвижные и неподвижные дживы или воплощенные существа с помощью этой энергии. Он также проявляет энергию луны, природа которой амброзийна и которая питает все растения, овощи, фрукты и травы, давая урожай, такой как рис и зерновые».
Комментарий Рамануджи
«Слово гам, произнесенное Господом Кришной, означает Землю и внутри Земли».
Комментарий Мадхвачарьи
«Всепроникающая энергия Господа Кришны находится в Земле, посредством которой Он проникает, поддерживая и питая все подвижные и неподвижные дживы или воплощенные существа Своей оджасой или непреодолимой энергией, и проявляясь как амброзийный нектар Луны, он питает всю растительную жизнь, такую как травы, овощи, фрукты и зерна.»
Комментарий Кешавы Кашмири
Хотя Шрила Прабхупада в своих лекциях цитировал Бг 15.13, говоря о Земле как об одной из планет, парящих в воздухе, в этом стихе просто говорится, что Господь входит в Землю и поддерживает Ее, а не о том, что она «парит» по орбите. Земля на самом деле поддерживается или удерживается Ананта-шешей, как мы увидим ниже. Этот факт никоим образом не умаляет значения комментария Шрилы Прабхупады к Бг 15.13, поскольку основной смысл проповеди состоит в том, чтобы заявить, что Шри Кришна поддерживает всю вселенную, а не то, что она управляется безличными материальными силами, как ложно заявляют атеисты. Комментарий не предназначен для конкретного изложения того, как Земля описана в Шримад-Бхагаватам. Трудность донести эту мысль до сообщества преданных заключается в том, что большинство членов знакомы только с тем, что Шрила Прабхупада говорит о Земле как о шаре и планете, и поэтому автоматически предполагают, что именно так Земля должна выглядеть в Шримад-Бхагаватам. Никто до сих пор даже не рассматривал возможность анализа стиха, начинающегося с гам авишйа (15.13), в свете наставления Шрилы Прабхупады о том, что:
«Теперь наш доктора философии должны сотрудничать и изучать 5-ю песнь, чтобы создать модель для строительства Ведического планетария… тщательно изучите детали 5-й песни и создайте рабочую модель Вселенной».
Письмо Сварупе Дамодаре, Окленд, 27 апреля 1976 г.
Как уже упоминалось, название Гам конкретно означает Землю, а не все планеты в целом. Это важное соображение, потому что, согласно Шримад-Бхагаватам, Земля относится к совершенно иной категории, чем другие планеты и звезды, которые действительно парят и движутся силой Вайю. Положение планет описано в Двадцать третьей главе Пятой песни Шримад-Бхагаватам; в частности, в ШБ, 5.23.3 упоминается, что планеты и звезды удерживаются на месте благодаря Вайю (ветру или воздуху). Земля, однако, не парит в воздухе, как другие планеты, и ее положение описывается по-другому. Земля имеет уникальную ситуацию в том смысле, что удерживается Ананта-шешей, а не в том, что она парит в космосе. Описание Ананта-шеши, держащего Землю, содержится в Двадцать пятой главе Пятой песни Шримад-Бхагаватам. Названия Земли: Кшити-мандалам (ШБ, 5.25.2); Бху-голам (ШБ, 5.25.12) Кшмам (ШБ, 5.25.13). Все это конкретные названия Земли. Господь Шива также подтверждает, что Ананта-шеша удерживает Бху-мандалу (ШБ, 5,17.21). Тот же факт подтверждает царь Читракету, который получил даршан Ананта-шеши (ШБ, 6.16.29-30) и восхвалял Господа как обладателя Бху-мандалы (ШБ, 6.16.48). Кауравы также восхваляли Балараму как воплощение Ананта-шеши, который держит Бху-мандалу (ШБ, 10.68.46). В литературе Чайтаньи Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами подтверждает, что Ананта-шеша держит Землю: prthivi dharena yei sesa-sankarshana (ЧЧ Ади-лила, 6,95). Здесь название Земли — Притхиви. В другом стихе имя Притхиви упоминается, чтобы объявить, что Земля состоит из 500 миллионов йоджан и удерживается Ананта-шешей (см. ЦК, Ади-лила, 5.119).
Хотя в переводах Шрилы Прабхупады ко всем вышеприведенным стихам говорится, что Ананта-шеша держит вселенную на голове, цель состоит в том, чтобы передать тот факт, что вся вселенная поддерживается и контролируется Верховной Личностью Бога, а не то, что она управляется слепыми безличными материальными силами, как утверждают атеисты. Однако, что касается особенностей того, держит ли Ананта-шеша вселенную или Землю на Своих капюшонах, в Шримад-Бхагаватам во многих местах говорится, что вселенные плавают в Причинном океане, а не покоятся на капюшонах Ананта-шеши. Например, в следующем стихе Шри Кришна говорит Уддхаве:
«Я Сам появился внутри этого яйца, которое плавало в причинной воде, и из Моего пупка вырос вселенский лотос, место рождения саморожденного Брахмы».
Шримад-Бхагаватам, 11.24.10
тасмин — внутри этого; ахам — я; самабхавам — появился; анде — в яйце вселенной; салила — в воде Причинного океана; самстхитау — который находился
В приложении к этой статье мы привели несколько других стихов, которые подтверждают это описание того, что вселенные плавают в Причинном океане. Хотя Ананта-шеша присутствует вместе с Каранодакашайи-Вишну в Причинном Океане, Он не описывается как держащий вселенные на Своих капюшонах. Когда Господь входит в каждую конкретную вселенную в Своей экспансии как Гарбходакашайи-Вишну, Его снова сопровождает Ананта-шеша, который действует не только как трон Господа, но и как держатель Земли. Шукадева Госвами особо отмечает, что это развлечение Господа (лила) — удерживать Землю (Кшмам): yo lilaya ksmam sthitaye bibharti (ШБ, 5.25.13). Таким образом, Ананта-шеша не описывается как удерживающий вселенную снаружи, скорее Он описывается как удерживающий гигантский Земной круг, который находится внутри вселенной. В разговоре со Шри Радхой Кришна сообщает нам всем, что Радха принимает форму Земли (Васундхара), и Он держит Землю в форме Ананта-шеши:
yatha nalam kulalas ca ghatam kartum mrida vina
aham seshas ca kalaya svamsena tvam vasundharatvam sasya-ratnadharam ca bibharmi murdhni sundari
tvam ca kantis ca santis ca murtir murtimati sati
«Как гончар не может создать горшок без глины, так и я не могу создать миры без Тебя. Я расширяюсь как Господь Шеша, а Ты расширяешься как Земля, место упокоения урожая и драгоценностей. Тогда Я несу Тебя, Земля, на Своей голове. О прекрасная, Ты — красота, покой, форма, изящество, святость»
Брахма-виварта Пурана, Кришна Джанма Кханда, Глава 67, Стихи 76-77
И снова в «Сканда-пуране» Господь Вараха утверждает, что он основал Землю на голове Ананта-шеши:
«Шри Вараха сказал: О Богиня Земля, я установил тебя на восхитительно приятной голове Сеши. Я возложил на вас мир (людей) с горами в качестве ваших помощников. После этого я пришел сюда, о нежная леди…Земля ответила: «Ты поднял меня из нижних миров и сделал меня устойчивой и устойчивой на (голове) Ананты великолепной с тысячью капюшонов, как будто на высоком пьедестале, усыпанном драгоценными камнями и драгоценными камнями».
«Сканда Пурана» II.i. I. 34-36
Поскольку Ананта-шеша держит Землю на Своей голове, нельзя сказать, что Земля (Гам) плавает или находится на орбите, как другие планеты. Поэтому члены ИСККОН должны спросить, каковы намерения Шрилы Прабхупады, когда он цитирует стих: gam avisya ca bhutani dharayamy aham ojasa, чтобы сказать, что Господь входит в Землю и заставляет ее парить, как другие планеты. Неужели Шрила Прабхупада просто использует западное представление о Земле в качестве примера, чтобы проиллюстрировать отдельный пункт проповеди, а именно непостижимую силу Кришны в поддержании всех планет во Вселенной; или он намеревается использовать этот стих как часть официального представления, чтобы объяснить фактическую ситуацию на Ведической Земле, как ее описывает Шримад-Бхагаватам?
Взгляд на Землю в контексте
Шрила Прабхупада цитировал Бг, 15.13 примерно дюжину раз, но когда мы смотрим на контекст любой из лекций, в которых Шрила Прабхупада использует этот стих, мы всегда обнаруживаем, что смысл проповеди касается контроля Кришны над природой, а не конкретной попытки представить Землю как это описано в Шримад-Бхагаватам:
«Все объясняется в Бхагавад-гите. Гигантские большие-большие планеты, почему они невесомо парят в воздухе? Это тоже объясняется. Гам авишйа ахам оджаса дхараями [Бг. 15.13]. Это, просто попытайся понять. Большой самолет 747, вмещающий пятьсот-шестьсот пассажиров, парит, летит в небе без каких-либо трудностей. Почему? Потому что там есть пилот. Не машина. Не думайте, что это гигантская машина; поэтому она летает. Нет. Пилот там. Машина тоже есть, но управление зависит не от механического устройства, а от пилота. Есть ли какие-то разногласия? Если пилота там не будет, вся машина сразу же упадет вниз. Немедленно. Аналогично, утверждение в Бхагавад-гите: гам авишйа ахам оджаса. Кришна входит на гигантскую планету… Без вмешательства Кришны ничего не может получиться».
Лекция по Бхагавад-гите, 2.30, Лондон, 31 августа 1973 г.
Снова:
«Вы можете изготовить игрушечный спутник, чтобы он летал в небе, парил в небе, используя множество механических приспособлений. Как только машина погасла, сразу же падает вниз. Но только посмотрите, какая там машина, миллионы и триллионы самолетов, большая-большая планета с большими-большими горами, океанами, они плавают. Так вот в чем Его интеллект. Ваш интеллект может заключаться в том, что вы также можете управлять большим самолетом. Но что такое этот большой самолет по сравнению с этой большой-большой планетой? Это ничто. Есть также запас бензина, и в самолете тоже есть запас бензина. Возможно, он летает на бензине, и вы изымаете весь бензин. Однажды он рухнет. Да. Вы нарушаете Божий порядок. Точно так же, как у нас была история о том, как Господь Вараха поднял эту планету, планету Земля, из океана Гарбходака. Так что в любой момент он может упасть. Но это осуществляется верховной могуществом. Иначе по расчету, как такая большая планета может плавать точно так же, как ватный тампон? Да, он плавает. Не только один, а миллионы. Итак, это объясняется в Бхагавад-гите, gam avisya ojasa dharayami [Бг. 15.13]. Он входит. Он входит в каждую планету, в каждую вселенную, в каждый атом».
Лекция по Шримад-Бхагаватам, 1.15.38, Лос-Анджелес, 16 декабря 1973 года
Логика Шрилы Прабхупады здесь безупречна — если требуется разум, чтобы создать спутник или самолет и управлять такими машинами в небе, мы должны предположить, что высший разум создал планеты и удерживает их на орбите. Шрила Прабхупада с юмором заявляет, что разум и замысел Кришны следует считать намного превосходящими, потому что планеты продолжают плавать, в то время как у человеческих машин заканчивается топливо и они падают. Давайте все постараемся понять, что смысл проповеди Шрилы Прабхупады здесь заключается в обнаружении присутствия Кришны в природе, это не значит, что он пытается объяснить конкретное описание Земли, как оно раскрывается в Шримад-Бхагаватам; и хотя Шрила Прабхупада использует современную идею Земли, парящей в космосе, как пример, чтобы проиллюстрировать конкретный момент, что Кришна управляет вселенной, он не приводится как часть аргумента, чтобы установить (со ссылкой на различные шастры), что Земля на самом деле плавает. Те, кто представляет ведическую космологию, должны быть достаточно прилежны, чтобы понять, что пример Земли, парящей в космосе, не имеет никакого отношения к тому, как наше местоположение в Бхарата-варше описано в Шримад-Бхагаватам. Пример парящих планет, безусловно, имеет отношение к другим планетам, которые парят и движутся силой Вайю, но он не имеет отношения к ведической Земле, которая описывается как неподвижная и удерживается в воздухе Ананта-шешей, а не парящая в пространстве.
Что же тогда означает утверждение Кришны «гам авишйа» (Бг, 15.13) в свете описания Земли (Гам) в Пятой песни? Имя Гам используется во всем Шримад-Бхагаватам для обозначения Земли, а также встречается в Пятой песни:
«Я предлагаю свои почтительные поклоны великим личностям, независимо от того, ходят ли они по поверхности Земли (гам) детьми, маленькими мальчиками, авадхутами или великими брахманами».
Шримад-Бхагаватам, 5.13.23
Соответствует ли описание Земли в главах 16-26 Пятой песни идее, изложенной в комментарии к Бг, 15.13, о том, что Земля парит в пространстве? Если нет, общество должно предоставить объяснение несоответствия между представлением Шрилы Прабхупады о Земле как о шаре, парящем в космосе, и представлением Шримад-Бхагаватам о Земле как о гигантской круглой плоскости, которую держит Ананта-шеша. Мы предполагаем, что это несоответствие можно легко объяснить, приняв во внимание, что Шрила Прабхупада говорил о Земле только с использованием современной идеи, потому что вопрос о реальной форме и размерах Ведической Земли стал проблемой только после публикации Пятой песни в 1975 году и последующего плана строительства Храма ведического планетария. Мы утверждаем, что за сорок три года, прошедшие с тех пор, как Шрила Прабхупада дал указание построить планетарий «в точном соответствии с описанием Пятой песни» (Беседа в комнате, 8 мая 1977 года, Хришикеш), общество не представило Землю точно такой, какой она описана в Шримад-Бхагаватам, и не бросило вызов современным Концепциям земного шара на основе описанной в нем природы Земли.
Предубеждения о Земле
Существующее в ИСККОН предположение о том, что Земля — это шар, сильно отличается от настроения первых трех преданных (Бхакти-Према даса, Яшоданандана даса и Тамала Кришна Госвами), которые работали со Шрилой Прабхупадой над этим проектом в 1977 году. И ученики Шрилы Прабхупады, и сам Шрила Прабхупада были готовы подвергнуть сомнению всю основу идеологии глобуса:
Тамала Кришна: Посмотри на Землю. Итак, это реальный вопрос, на который нам еще предстоит ответить. Они представляют Землю круглой, а мы говорим: нет. Бху-мандала похожа на лотос, вот так, а Земля — это только одна часть одного острова на Бху-мандале, и она не круглая (?). Это не похоже на это. И все снимки Земли, которые они делают, когда поднимаются на своих спутниках, показывают округлость. И мы собираемся сказать им, что это не так. Это очень сложный вопрос…
Обсуждение диаграммы Бху-мандалы, 2 июля 1977 года, Вриндаван
Прабхупада: Итак, вы думаете об этом?
Бхакти-према: В Шримад-Бхагаватам… Согласно Шримад-Бхагаватам, это (неразборчиво).
Прабхупада: Узнайте с нашей стороны, согласно Бхагаватам.
Ответ Шрилы Прабхупады «вы думаете об этом» и «узнайте с нашей стороны, согласно Бхагаватам» означает, что последователи Шрилы Прабхупады должны тщательно понять, как Шримад-Бхагаватам объясняет ситуацию, а не просто исходить из предположения, что Земля — это шар, потому что так называемая наука якобы доказала, что Земля такова, или даже потому, что сам Шрила Прабхупада в основном говорил о Земле таким образом. Настрой не работать из-за предвзятых представлений о Земле выражен Тамалой Кришной Госвами в следующем разговоре со Шрилой Прабхупадой:
Тамала Кришна Госвами: Наш вопрос в основном касался того, как нарисовать то, что говорится в Шримад-Бхагаватам. Мы не поддерживаем никаких мирских аргументов, и у нас нет никаких сомнений в «Бхагаватам». Мы просто пытаемся понять Бхагаватам…
Беседа о Бху-мандале, 5 июля 1977 года, Вриндаван
Прабхупада: Бхагавата там. Ты пытаешься понять.
Тамала Кришна: Мы не придерживаемся тех предубеждений, которые были у нас раньше. Мы их выбросим. Мы пытаемся принять Бхагаватам. Все должно быть в соответствии с «Бхагаватам».
Вышеупомянутые три преданных, которые тесно сотрудничали со Шрилой Прабхупадой в этом проекте, были заменены другими, которые, возможно, меньше беспокоились о своих западных «предубеждениях». Несмотря на то, что Шрила Прабхупада предупреждал своих учеников об их «Западном… предубеждение» (Дискуссия о Бху-мандале, 5 июля 1977 года, Вриндаван), предубеждения о Земле были присущи почти с самого начала. Садапута даса, например, который был первым исследователем ИСККОН в области ведической космологии, просто продолжал работать, исходя из предположения, что Земля — это глобус, парящий в космосе, и что идеология глобуса должна была каким-то образом соответствовать ведической космологии. Поскольку описание Земли в Шримад-Бхагаватам оставалось загадкой, Садапута дас выдвинул ошибочную идею о том, что Бху-мандала находится в невидимом высшем измерении, в то время как наши обусловленные чувства воспринимают Землю как форму земного шара. Поскольку сам Шрила Прабхупада никогда прямо не представлял Бху-мандалу как альтернативу западной концепции Земного шара, многие члены общества сочли идею Садапуты даса новым способом объяснить различия между ведическими и западными представлениями о Земле. Однако давайте иметь в виду, что Шрила Прабхупада никогда не подчеркивал различия между ведическими и западными представлениями о Земле, потому что такие различия начали проявляться лишь постепенно после публикации Пятой песни в 1975 году. Более того, всего несколько дней назад состоялось обсуждение Бху-мандалы, и эти обсуждения, к сожалению, закончились без окончательного заключения относительно того, как бороться с различиями между ведической и современной концепцией. Дискуссии о Бху-мандале, которые проходили в течение нескольких дней летом 1977 года, закончились почти так же быстро, как и начались, поскольку Шрила Прабхупада внезапно заболел и вошел в самадхи всего несколько месяцев спустя.
К сожалению, по сей день большинство членов общества все еще незнакомы с деталями Бху-мандалы в Пятой песни, и какое бы впечатление они ни имели о ведической космологии, оно представлено такими людьми, как Садапута даса, Данавира Госвами, Раджасекхара даса, Гаурагопала даса, Парамешвара даса, Радха-Мохан даса, и ряд других, которые всегда исходили из предположения, что Земля — это земной шар, несмотря на то, что рассматриваемая Земля (Бху-мандала) описана в Шримад-Бхагаватам как круглый ландшафт диаметром 500 миллионов йоджан, и наше собственное местоположение во Вселенной находится на поверхности этого великого ландшафта, а не на отдельной планете в форме шара, плавающей в космосе.
Теперь, когда мы изучаем Шримад-Бхагаватам уже четыре десятилетия, у сообщества преданных больше нет прежнего оправдания представлять Землю как земной шар, потому что теперь можно окончательно доказать, что: (1) ни Бху-мандала, ни Бхарата-варша не соответствуют этому современному представлению о Земле; (2) Четкие инструкции Шрилы Прабхупады состояли в том, чтобы представить ведическую космологию в точном соответствии с Пятой песней, а также представить Землю в виде Бху-мандалы в Храме ведического планетария; (3) эмпирическая наука доказывает, что Земля плоская, не вращающаяся и неподвижная (4) так называемая космическая программа с ее фотографиями и видео из космоса так называемого земного шара может быть доказана как мошенническая.
Пример того, как слова Шрилы Прабхупады искажаются
Вместо того, чтобы оспаривать идеологию земного шара со ссылкой на Шримад-Бхагаватам, члены ИСККОН продолжают исходить из своей собственной обусловленной презумпции, что Земля — это шар, парящий в космосе, и просто приводят всевозможные утверждения Шрилы Прабхупады в поддержку этой точки зрения, но даже не пытаясь проанализировать эти утверждения в деталях. в свете более позднего наставления Шрилы Прабхупады тщательно изучить детали пятой песни и создать рабочую модель Вселенной. Тщательное изучение Пятой песни показывает, что ни описание Бху-мандалы, ни расположение Бхарата-варши на ней никоим образом не соответствуют идее о том, что Земля — это шар, парящий в пространстве. Таким образом, когда последователи Шрилы Прабхупады вырывают его высказывания о Земле из контекста собственного описания Земли в Шримад-Бхагаватам, они неправильно используют высказывания Шрилы Прабхупады, чтобы привести доводы в пользу планеты-шара, которой на самом деле не существует в ведическом космосе. Например, любимым утверждением тех, кто поддерживает концепцию глобуса, является следующее:
«Господь Брахма сказал: Когда развлечения ради безгранично могущественный Господь принял форму вепря, чтобы поднять Землю, утонувшую в великом океане вселенной, носящем имя океана Гарбходака, перед Ним появился первый демон [Хираньякша], и Господь пронзил его Своим клыком.«
Шримад-Бхагаватам, 2.7.1
«С самого начала творения планетами во вселенных всегда правят либо демоны, либо полубоги (вайшнавы). Господь Брахма — первый полубог, а Хираньякша — первый демон в этой вселенной. Планеты парят в воздухе, как невесомые шары, только при определенных условиях, и, если нарушить эти условия, они могут упасть в океан Гарбходака, занимающий половину вселенной. Другая ее половина представляет собой сферообразный купол, в котором находятся бесчисленные планетные системы. Парить в невесомости планетам позволяет их внутреннее устройство, и то, что в наше время демоны бурят землю, выкачивая из нее нефть, может пагубно отразиться на невесомости Земли. Нечто подобное уже случилось однажды по вине демонов во главе с Хираньякшей (наживавшимся на золотой лихорадке): Земля, утратив невесомость, упала в океан Гарбходака. Поэтому Господь, поддерживающий все материальное творение, принял облик гигантского вепря и Своим огромным рылом поднял Землю из вод океана Гарбходака. «
Шримад-Бхагаватам, 2.7.1, комментарий
В то время как комментарий Шрилы Прабхупады блестяще описывает эксплуататорский и разрушительный менталитет демонов, к сожалению, этот комментарий является одним из многих, которые просто взяты из базы Вед Бхактиведанты в качестве «доказательства» так называемого Земного шара, но абсолютно без учета того, как Земля представленная в комментарии соотносится с описанием Земли в Шримад-Бхагаватам, удерживаемой Ананта-шешей, и нашего местоположения на ней. Земля, о которой идет речь, может быть только одной из двух вещей (1) сама Бху-мандала или (2) Бхарата-варша. Ни в том, ни в другом случае идея Земли, парящей в космосе, не соотносится с этими двумя топонимами. В Шримад-Бхагаватам (ШБ, 3.13.41) описывается, что Вараха поднял огромный Земной круг (Бху-мандалу), а не предполагаемый Земной шар. Мы подробно обсуждали этот вопрос в предыдущих статьях.
Мы также должны отметить, что когда Вараха спас Землю, Он не поместил ее в космос, где она предположительно плавает; скорее Он вернул ее в голову Ананта-сеши, как она была расположена раньше:
«Вишну, обладатель раковины, диска и булавы, принял форму Кабана, существующего повсюду и не имеющего ни начала, ни середины, ни конца. Высший владыка, полный всего, имеющий руки и ноги со всех сторон, имеющий большие клыки и руки, ударил демона одним клыком. Подлый сын Дити, со своим огромным телом избитый умер. Увидев упавшую землю (с головы демона), Он поднял ее своим клыком и, как и прежде, положив на голову Шеши, принял форму Черепахи. Увидев великого Вишну в образе свиньи, все божества и мудрецы, склонив свои тела в преданности, восхваляли его.».
Падма Пурана, Книга VI, глава 237, стих 15-19
Члены ИСККОН имеют почти неизгладимое впечатление в сознании, что Земля — это планета в форме шара, основанная на утверждениях, подобных приведенным выше, из комментария Шрилы Прабхупады к ШБ, 2.7.1, а также, конечно, из-за классической картины ИСККОН, на которой Вараха поднимает Земной шар. Таким образом, когда члены общества слышат, как другие преданные проповедуют иное понимание Земли (основанное на собственном описании Бху-мандалы в Шримад-Бхагаватам), из-за непонимания или непринятия первоначального описания, они, к сожалению, приходят к выводу, что такие представления о Земле противоположны представлениям Шрилы Прабхупада. Однако, как только заявления Шрилы Прабхупады о Земном шаре рассматриваются в контексте более поздних наставлений Шрилы Прабхупады понимать и представлять Землю в соответствии с описанием, приведенным в Пятой песни, тогда уже не должно оставаться противоречием утверждение, что, когда Шрила Прабхупада говорил о Земле как о шаре, плавающем в космосе это не является доказательством того, что это так, а только то, что он говорил о Земле так, как ее обычно понимают люди в современном мире.
Лиса, собака и ребенок
У Шрилы Прабхупады есть поучительная история о том, как делать поспешные ложные выводы и уничтожать то самое, что оказалось самым верным. Следующая история пересказана в «Трансцендентальном дневнике» Хари-шаури:
«Он сказал, что нет ничего ниже собаки, но даже у собак есть одно хорошее качество — верность. И он рассказал мне историю о мужчине, собаке и ребенке: мужчине пришлось выйти из дома на несколько минут, поэтому он положил своего ребенка на кровать, а собаку оставил в комнате охранять его. Когда он вернулся через некоторое время, комната была пуста. Он пришел в ужас, обнаружив кровавый след, ведущий в сад. Следуя за ним, он внезапно наткнулся на выбегающую из кустов собаку с окровавленной пастью. Мужчина был шокирован. Он подумал, что собака, должно быть, напала на ребенка, затащила его в кусты и убила. Он сердито ворвался внутрь, достал пистолет и вернулся, чтобы встретиться лицом к лицу с собакой. Когда он направил ружье на собаку, животное послушно сидело перед своим хозяином, не делая попыток убежать. Бах! Он убил собаку. Но при громком выстреле воздух разорвал крик ребенка. Сбитый с толку мужчина вбежал внутрь и обнаружил своего ребенка, лежащего под кроватью, невредимого. Сбитый с толку, мужчина вернулся по кровавому следу в сад. За кустами он нашел тело мертвой лисы, покрытое кровью. Было ясно, что произошло: Лиса угрожала ребенку, поэтому собака спрятала ребенка под кровать, чтобы защитить его. Он боролся, убил незваного гостя и вытащил его в сад. Мужчина пожаловался на свой поспешный поступок. Пес был настолько предан, что, хотя и знал, что доблестно выполнил свой долг, все же не протестовал, когда хозяин застрелил его.
Вывод, сказал мне Шрила Прабхупада, состоит в том, что ученик должен служить духовному учителю таким же образом. Если ученик не может оставаться верным своему духовному учителю, он меньше, чем собака».
Хари-Шаури дас, Трансцендентная книга, Том 4, 26 сентября 1976 года
Хотя, по-видимому, кажется, что мы движемся в противоположном направлении от представления Шрилы Прабхупады о Земле как об одной из планет, парящих в космосе, предположение основано на незнании того факта, что Шрила Прабхупада на самом деле хотел, чтобы Земля была представлена как Бху-мандала в Храме ведического планетария. Наша ситуация сравнима с собакой, которая пытается защитить ребенка (презентация Шрилы Прабхупады Шримад-Бхагаватам в Храме ведического планетария) от лис (тех, кто пытается утащить ведическое зачатие), но из-за недопонимания именно собаку заклеймили как виновника а потом выстрелил из пистолета.
Еще примеры того, как слова Шрилы Прабхупады искажаются
Давайте теперь рассмотрим еще несколько примеров того, как слова Шрилы Прабхупады искажаются, чтобы поддержать идеологию глобуса. Следующее взято из лекции, прочитанной в Токио в 1975 году:
«Теперь, когда мы видим на улице, что машины движутся с большой скоростью, но они находятся в пределах орбиты, в пределах линии, разделительной линии, белой линии или желтой линии, так что есть какой-то мозг, есть какое-то управление, все есть. Аналогично, все эти планеты, они вращаются с высокой скоростью. Точно так же, как эта планета. Она проходит 25 000 миль за двенадцать часов. Разве это не так? Окружность этой земли составляет 25 000 миль и… Да, днем и ночью, двадцать четыре часа в сутки. Почти тысяча миль в час.»
Лекция по Бхагавад-гите, 16.8, Токио, 28 января 1975 г.
Снова:
«Духовная сила, стоящая за этим, движет материальным миром. Йайедам дхарйате джагат. Джагат означает гаччати ити джагат, что означает движение или движение вперед. Все движется. Все эти планеты движутся. Ваша земная планета тоже движется — в течение двадцати четырех часов она преодолевает 25 000 миль днем и ночью. Все материальные планеты, земные планеты, у вас есть 25 000 миль, и это вращается. Точно так же вращается каждая планета. Солнце тоже вращается. Ясйаджнайа бхрамати самбхрита-кала-чакра. У солнца тоже есть продолжительность жизни, и оно будет вращаться, а затем ему придет конец. Все в материальном мире имеет дату рождения, живет какое-то время, растет или меняет тело, производит какие-то побочные продукты, затем уменьшается, а затем исчезает. Это называется шад-викара, шесть видов изменений чего-либо материального. Это называется джагат. Гаччати. Но есть движущая сила. Точно так же, как едет автомобиль, гаччати. Но автомобиль не движется без водителя. Есть машина, первоклассная машина, автомобиль «Роллс-Ройс», автомобиль «Кадиллак», хорошая машина, но машина бесполезна, если нет водителя. Самолет движется, но без пилота он не может двигаться. Поэтому материальные элементы, какими бы, я хочу сказать, чудесными они ни были, не имеют никакой ценности без духовной души. Это и есть объяснение здесь. Апарейам»
Лекция по Бхагавад-гите, 7.5, Бомбей, 20 февраля 1974 г.
Смысл проповеди Шрилы Прабхупады в этих двух примерах заключается просто в том, чтобы доказать, что все в природе работает под сознательным, личным и духовным контролем, а не в том, что все в творении движется безличными материальными силами. Хотя Шрила Прабхупада использует в качестве примера современную идею о том, что Земля вращается, этот пример не является частью контекста, чтобы «доказать», что Земля действительно вращается. Мы снова отсылаем читателя к беседе между Шрилой Прабхупадой и Тамалой Кришной Госвами, в которой Шрила Прабхупада объяснил, что иногда он использует современную теорию в качестве примера, а не то, что такие примеры автоматически считаются подтверждением ведической идеи.
Прабхупада: Да. Иногда я говорил или принимал эту современную теорию.
Утренняя прогулка, 18 марта 1976 года, Маяпур
Тамала Кришна: Просто чтобы люди поняли пример. Я понимаю.
Мы можем понять, когда что-то соотносится с ведической идеей, если видим, что на это есть ссылка в ведической литературе. Хотя Шрила Прабхупада обычно подтверждал все свои утверждения ссылками на различные ведические тексты, идея о том, что Земля вращается со скоростью тысячи миль в час, является исключением, поскольку в ведической литературе нет стиха, подтверждающего такую идею; и ачарьи в своих комментариях к Пятой песне не ссылаются на идею о том, что Земля вращается со скоростью тысячи миль в час. Эта деталь, очевидно, была бы важным соображением, когда дело доходит до понимания причины дня и ночи, времен года и т.д., Однако такая идея ни разу не упоминается в комментариях к Пятой песне. Ачарьи объясняют день и ночь, времена года, затмение и т.д., Ссылаясь на то, как Солнце и Луна вращаются над плоским неподвижным земным кругом (Бху-мандала), а не на то, как они вращаются вокруг вращающегося Земного шара, который плавает в пространстве. Таким образом, когда Шрила Прабхупада говорит, что планета Земля «движется в течение двадцати четырех часов, покрывая 25 000 миль днем и ночью», его последователи должны спросить, какую Землю имеет в виду Шрила Прабхупада? Ведическая Земля не движется, поскольку ее удерживает Ананта-шеша, и поскольку Бхарата-варша представляет собой ряд из девяти островов на поверхности неподвижной Земли, нельзя сказать, что Бхарата-варша — единственная планета, вращающаяся в пространстве. Рассматривая общий контекст того, что Шрила Прабхупада намеревается донести в своей лекции, приведенная выше идея о том, что Земля вращается вместе со всем остальным во Вселенной, выдвигается не с намерением доказать, что это так, а просто как пример, иллюстрирующий совершенно другую точку зрения проповеди, а именно то, что машина материальной природы не может работать без оператора.
Члены ИСККОН могли бы представить любое из сотен подобных утверждений в качестве доказательства того, что Шрила Прабхупада считал Землю планетой в форме шара, парящей в космосе. К сожалению, такие утверждения обычно преподносятся без учета контекста лекции или обсуждения, ни исторических причин, по которым Шрила Прабхупада говорил о Земле таким образом, ни с каким-либо четким пониманием разницы между ведическим и современным определением Земли, ни с каким-либо разумным применением слов Шрилы Прабхупады более позднее указание представить Ведическую космологию в Храме ведического планетария «в точности в соответствии с описанием Пятой песни» (Беседа в комнате, 8 мая 1977 года, Хришикеш). Мы представили некоторое обсуждение этого вопроса в статье под названием «Почему Шрила Прабхупада назвал Землю Шаром?«
Изучая контекст различных утверждений Шрилы Прабхупады о том, что Земля является шаром, парящим в космосе, вращающимся вокруг своей оси и т.д., становится совершенно ясно, что такие утверждения никогда не являются частью какого-либо формального представления описания Земли, как оно представлено в ведической космологии. Например, в вышеупомянутой лекции в Токио 28 января 1975 года Шрила Прабхупада просто использует современную концепцию Земли (вращающейся со скоростью тысячи миль в час), чтобы проиллюстрировать тот факт, что за каждым устройством в природе должна стоять управляющая сила. Тема лекции заключалась не в том, чтобы — как мы все делаем сейчас — определить точную природу Земли в соответствии с ведической космологией; скорее, темой лекции было объяснение управляющей силы Бога. Целью и намерением Шрилы Прабхупады здесь не было установить со ссылкой на различные шастры или другие эмпирические исследования, что Земля на самом деле вращается со скоростью тысячи миль в час; скорее, цель лекции состоит в том, чтобы показать, что даже принимая современную идею Земли, логика требует, чтобы мы приняли личного и сознательного управляющего, стоящего за работой материальной вселенной.
Ачала
Вопрос о том, действительно ли Земля плавает или вращается или нет, — это то, что должно быть решено со ссылкой на шастры. В части 2 этой статьи мы процитировали стих из Чайтанья-чаритамриты, Ади-лила, 5.119, который подтверждает, что Земля (Притхиви) имеет 500 миллионов йоджан в диаметре и покоится (рахе) подобно горчичному зерну на одном из капюшонов Ананта-шеши. Давайте отметим, что слово рахе означает оставаться или находиться, таким образом, Земля не движется. В Шримад-Бхагаватам подтверждается, что Земля (Бху-гола) закреплена (арпитам) на голове (мурдхани) Ананта-шеша мурдхани арпитам ануват сахасра-мурдхно бху-голам (ШБ, 5.25.12). В «Брахма-виварта-пуране» содержится список названий Земли, одно из которых — Неподвижное:
«Поскольку дома всех людей построены на Земле, вот почему это называется Бхуми. Поскольку она носит богатство в своем чреве, ее называют Васундхарой. С тех пор как она родилась из бедра господа, ей дали имя Урви. Поскольку она несет бремя всех, ее называют Дхарой и Дхарани. Поскольку над ней совершаются ягьи, ее называют иджья, потому что она уменьшается в росте во время растворения, она известна как Кшони. Поскольку она полностью разрушается во время растворения, ее называют Кшити. Поскольку она дочь Кашьяпы, ее также называют Кашьяпи. Поскольку она остается стабильной, ее называют неподвижной. Поскольку она питает всю вселенную, ее называют Вишвамбхарой. Поскольку она обладает бесконечной формой, ее называют Анантой. О мудрец, поскольку она дочь Притху, ее называют Притхви, а из-за ее неизмеримых просторов ее называют Махи».
У меня нет римской транслитерации этого стиха, поэтому наши эксперты по санскриту могут просветить нас относительно названия, используемого для обозначения «недвижимого», хотя предположительно это имя Ачала. В английском переводе «Брахманда-пураны» Г.В. Тагаре также используется имя Ачала, когда речь идет о Земле:
«Земля, захлестнутая океаном, начала сотрясаться, хотя ее название — Ачала (неподвижная). В покаянии и абстрактном размышлении аскетов был перерыв и помеха».
Брахманда Пурана, Книга 3 (Уподгхата), глава 52, стихи 80
Эмпирические наблюдения неподвижной плоской Земли могут сыграть вспомогательную роль по сравнению с той, которая уже установлена шастрой.
В Шримад-Бхагаватам также есть несколько интересных стихов, которые подразумевают, что Земля не движется:
«Из-за того что воды реки не стоят на месте, кажется, будто отраженные в них прибрежные деревья тоже движутся. Или, когда у человека из-за помутнения разума начинают бегать глаза, ему представляется, будто земля под ним тоже пришла в движение.».
Шримад-Бхагаватам, 7.2.23
Если бы Земля действительно двигалась, не имело бы смысла говорить, что Земля «кажется движущейся» (дршйате — видно; калати — движется; ива — как будто; бхух — земля). Шри Кришна привел подобный пример Уддхаве:
«Материальная жизнь души, ее опыт чувственных удовольствий, на самом деле ложен, о потомок Дашархи, точно так же, как видимость дрожания деревьев, когда деревья отражаются во взбаламученной воде, или как видимость вращения Земли из-за того, что человек вращает глазами. Эта жизнь иллюзорна, как мир фантазий и снов».
Шримад-Бхагаватам, 11.22.54-55
Здесь Шри Кришна говорит, что видимость вращения Земли на самом деле ложна, как и собственная материальная жизнь человека (дршйате — появляется; бхрамати — движется; ива — как будто; бхух — Земля). Хотя эта аналогия не относится к контексту обсуждения космологии, она подтверждает то, что наши чувства воспринимают как истину, а именно, что Земля неподвижна и не вращается, и что это звезды и планеты вращаются по большим окружностям над нами. Действительно, астрология, какой мы ее знаем, возможна только на основе плоской, неподвижной, невращающейся Земли, в противном случае все вычисления должны были бы также учитывать постоянно меняющееся вращение Земли и ее относительное положение относительно планет. Астрология занимается только движением планет над Землей; не предполагается, что сама Земля движется в пространстве или вращается вокруг своей так называемой оси.
Поскольку мы до сих пор установили, что (1) Земля (Бху-гола) удерживается Ананта-шешей и, следовательно, не парит в пространстве; (2) Земля не движется и не вращается, поскольку она Ачала (неподвижна); и (3) наше собственное местоположение (в Бхарата-варше) находится на поверхности поверхности этой огромной неподвижной Земли, мы можем с уверенностью заключить, что идея планеты Земля, парящей в космосе и вращающейся со скоростью тысячи миль в час, не подтверждается Пураническим описанием.
Хотя Шрила Прабхупада иногда излагал идею о том, что Земля вращается вместе с другими планетами, но контекст обсуждения или лекции неизменно показывает, что он использует современную идею Земли скорее как пример, иллюстрирующий некоторые моменты проповеди, связанные с контролем Шри Кришны над природой, чем как представление о ведическом описании Земли. Давайте рассмотрим другой пример ниже:
«Но поскольку Бог настолько совершенен, хотя все планеты вращаются со своей скоростью, точно так же, как вращается эта земля… Какова скорость? По крайней мере, за двадцать четыре часа она преодолевает 25 000 миль. Это означает, что её скорость составляет по крайней мере около 1000 миль. И точно так же движутся и другие планеты, точно так же. А планета-солнце движется со скоростью 16 000 миль в минуту или секунду, по расчетам. Но все эти планеты движутся таким образом, с такой большой скоростью, но они не сталкиваются. Идеальное расположение есть, и они плавают. Как это возможно? Это случайно? Ты думаешь, это случайно?»
Разговор в комнате с Шьямасундарой
Цель проповеди здесь не в том, чтобы доказать, что ведические и современные представления о Земле совпадают; цель проповеди — просто помочь людям понять, что планеты работают в соответствии с системой, которую нельзя считать «случайной». Хотя современное понимание Земли используется в качестве примера, чтобы проиллюстрировать его точку зрения, Шрила Прабхупада не цитирует шастры, чтобы доказать, что Земля действительно расположена именно так. Те, кто хочет использовать это утверждение в качестве «доказательства» для земного шара, должны показать, что такое представление о Земле согласуется с описанием Земли, данным в Шримад-Бхагаватам. Под «Землей» Шрила Прабхупада имеет в виду Бху-мандалу диаметром 500 миллионов йоджан, которую удерживает Ананат-сеша, или он имеет в виду Бхарата-варшу, которая представляет собой серию из девяти островов, расположенных на южной стороне Джамбудвипы? Ни в том, ни в другом случае описание Земли и нашего местоположения на ней в Шримад-Бхагаватам не соответствует современной идее о том, что Земля парит в космосе и вращается со скоростью 1000 миль в час.
Разочаровывает видеть, как ученики Шрилы Прабхупады, такие как Раджашекхара даса, продолжают выдавать подобные заявления Шрилы Прабхупады в качестве «доказательства» существования земного шара, несмотря на то, что ни Бху-мандала, ни Бхарата-варша никак не соотносятся с этим современным пониманием Земли. Поскольку Шримад-Бхагаватам явно не описывает Землю таким образом, члены ИСККОН вынуждены объяснять утверждения Шрилы Прабхупады не со ссылкой на сам Шримад-Бхагаватам, а на вторичные источники, такие как «Сурья-сиддханта» и астрономы, такие как Арьябхатта. Результатом является длинный запутанный аргумент, который якобы «доказывает» существование земного шара, но не имеет абсолютно никакой связи с тем, как Шримад-Бхагаватам описывает Землю и наше местоположение на ней. В более поздней части этой статьи мы покажем, что «Сурья-сиддханта» была неверно истолкована в поддержку идеологии глобуса, а затем представлена таким образом, который полностью противоречит описанию Бху-гола в Шримад-Бхагаватам.
Как упоминалось в Части 2 этой статьи, весь разгром вокруг природы Земли в ведической космологии может быть разрешен за пятнадцать минут, если правильно понять, что Шукадева Госвами подразумевает под (а) Бху-мандалой и (б) Бхарата-варшей. Идея о том, что «Земля» — это планета в форме шара, парящая в космосе, не поддерживается Шримад-Бхагаватам, потому что Шримад-Бхагаватам описывает «Землю» (Бху-мандалу), а также Бхарата-варшу (местоположение на Земле) совершенно по-другому. Действительно, наша цель в обзоре рекламного ролика «Храм ведического планетария» состоит в том, чтобы показать, что участники проекта полностью осознают, что Шримад-Бхагаватам не описывает ни Бху-мандалу, ни Бхарата-варшу как планету, парящую в космосе; и что они просто спотыкаются о свои собственные слова, когда представляют это иначе.
По какой-то причине многие преданные, пишущие о ведической космологии, кажутся неспособными или не желающими принять описание Земли в Шримад-Бхагаватам и вместо этого манипулируют стихами из «Сурья-сиддханты» и даже высказываниями Шрилы Прабхупады таким образом, что это противоречит самому Шримад-Бхагаватам, а также наставлениям Шрилы Прабхупады излагать ведическую космологию ХВП «в точности соответствии с описанием в пятой песни».
Прабхупада: …что «Мы намерены сделать огромный планетарий. Если вы можете нам помочь?»
Разговор в комнате, 8 мая 1977 года, Хришикеш
Тамала Кришна: Упоминая Пятую песнь, Бхагаватам?
Прабхупада: Мы хотим в точности соответствовать описанию Пятой песни.
Битва за Землю в Бхагавад-гите
Бхагавад-гита начинается с того, что две противоборствующие армии собираются бороться за контроль над Землей. В одной драматической сцене Шри Кришна вместе с Арджуной, Бхимой, Юдхиштхирой, Накулой и Сахадевой, а также другими военачальниками своей армии одновременно затрубили в свои трансцендентные раковины, вызвав сильное уныние в лагере противника:
«Громовые звуки их раковин слились в непрерывный гул. Оглашая небо и землю, они заставили содрогнуться сердца сыновей Дхритараштры.«
Бхагавад-гита, 1.19
Здесь название Земли — Притхиви: nabhas ca prthivim caiva. Для многих преданных Кришны может быть неожиданностью услышать, что битва за Землю, которая произошла 5000 лет назад на Курукшетре, была не битвой за маленькую планету в форме шара, а скорее битвой за круглую земную плоскость диаметром 500 миллионов йоджан (4 миллиарда миль). Для тех, кто все еще находится под впечатлением, что Притхиви относится к Земному шару, мы отсылаем читателя к Части 2 этой статьи, где мы обсуждали описание Шрилой Кришнадасом Кавираджей Госвами Притхиви, как удерживаемой Ананта-шешей и имеющей диаметр 500 миллионов йоджан:
pancasat-koti-yojana prthivi-vistara
yanra eka-phane rahe sarsapa-akara
«Вселенная, диаметр которой составляет пятьсот миллионов йоджан, покоится на одном из Его капюшонов, как горчичное зерно».
Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 5.119
Хотя Шрила Прабхупада в приведенном выше стихе перевел Притхиви как вселенную, имя Притхиви — это конкретное название Земли. Ананта-шеша держит на Своих капюшонах Землю, а не саму вселенную; иначе Вселенная описывается как плавающая в Причинном Океане вместе с миллионами других вселенных (см. Приложение ниже). В наших предыдущих статьях мы приводили некоторые подробности завоевания пандавами Притхиви/Бху-мандалы от имени Юдхиштхиры; см., например, Плоскую Землю в Махабхарате.
В «Махабхарате» Татпарья Нирная Мадхвачарья рассказывает о различных завоеваниях Арджуны, Бхимы, Накулы и Сахадевы по всему плану Бху-мандалы, причем каждый брат выбирает свое направление. Следующий стих, произнесенный Драупади в самой Махабхарате, также подтверждает, что Юдхиштхира контролировал различные варши Джамбудвипы вместе с другими островами Бху-мандалы:
«Прежде, о могущественный, ты, о монарх, обладал могуществом в области, называемой Джамбу-двипа, о тигр среди людей, изобилующей густонаселенными районами. Ты также, о повелитель людей, могуче поколебал ту другую область, называемую Краунчадвипа, расположенную к западу от великого Меру и равную самой Джамбу-двипе. Ты могуче поколебал, о царь, ту другую область, называемую Сакадвипа, к востоку от великого Меру и равную самой Краунча-двипе. Область, называемая Бхадрасва, к северу от великого Меру и равная Сакадвипе, также была покорена тобой, о тигр, среди людей! Ты даже проник в океан и могуче покорил и другие области, о герой, и даже острова, омываемые морем и содержащие множество густонаселенных провинций. Достигнув, о Бхарата, таких неизмеримых подвигов и получив (благодаря им) поклонение Брахманов, как же так получается, что твоя душа не удовлетворена?»
Махабхарата, Шанти-парва, XIV
В приведенном выше стихе Драупади упоминает несколько островов космических размеров, которые находились под контролем Пандавов. Центральный остров Земли называется Джамбудвипа и имеет ширину 100 000 йоджан/800 000 миль (ШБ, 5.20.2). Шримад-Бхагаватам подтверждает, что Юдхиштхира был императором Джамбудвипы: джамбудвипадхипатам ча (ШБ 1.12.5) Драупади также упоминает Краунчадвипу, ширина которой составляет 1 600 000 йоджан/12 800 000 миль (ШБ 5.20.18), в то время как Сакадвипа имеет ширину 3 200 000 йоджан/25 600 000 миль (ШБ 5.20.24). Другие острова здесь не упоминаются, хотя Мадхвачарья подтверждает, что Пандавы завоевали все семь островов, которые в общей сложности занимают площадь в сотни миллионов миль. Масштабы этой операции находятся за пределами понимания мирского ума, который просто отвергает ее как индуистскую мифологию; однако преданные Шри Кришны должны знать, что, когда Юдхиштхира был коронован императором Земли во время жертвоприношения Раджасуя, Земля, о которой идет речь, — это гигантская Бху-мандала, а не так называемая Земной шар. Пандавы получили капитуляцию и дань от всех царств на семи островах и океанах Бху-мандалы, а также от царств нагов и асуров (била-сварга), которые представляют собой подземные царства, уходящие в глубины Земного круга на сотни тысяч миль. Эта огромная империя была позже отнята у Пандавов заговором, возглавляемым нечестивым Дурьоданой. Битва на Курукшетре в конечном итоге произошла, чтобы вернуть царство Юдхиштхире, которого называют Дхармараджей (ШБ 10.73.35), появившемуся на Земле как часть плана Шри Кришны по восстановлению дхармы на Земле (Бг 4.7-8). Махабхарата сообщает нам, что сотни миллионов солдат, участвовавших в войне на Курукшетре, прибыли со всей Джамбудвипы, а не просто из мест в Индии и вокруг нее:
«Тогда вся Земля казалась пустой, лишенной лошадей и людей, лишенной машин и слонов, и только дети и старики остались (дома). Со всей области Джамбудвипы, над которой солнце проливает свои лучи, была собрана эта сила, о лучший из царей. Люди всех рас, собравшись вместе, заняли территорию, простиравшуюся на многие йоджаны над районами, реками, холмами и лесами…Действительно, это столкновение двух армий было в высшей степени чудесным, подобно столкновению двух океанов, когда наступает конец Юги. Вся земля была пуста, и только дети и старики остались (дома) из-за той большой армии, которую собрали кауравы».
Махабхарата, Бхишма-парва, Джамбу-канда, Раздел 1
Теперь давайте рассмотрим все, что было сказано выше, в свете двух других вступительных стихов из Бхагавад-гиты. Еще до того, как началась битва на Курукшетре, Арджуна выразил свое сомнение в том, стоит ли сражаться за власть над Землей:
«О Говинда, зачем нам царство, счастье, да и сама жизнь, если все те, ради кого мы стремимся обладать этим, собрались сейчас на поле битвы? О Мадхусудана, когда учителя, отцы, сыновья, деды, дядья по матери, тести, внуки, зятья, шурины и другие родственники стоят передо мной, готовые расстаться с жизнью и потерять все, могу ли я желать их смерти, даже если иначе они убьют меня? О хранитель всех живых существ, я не хочу сражаться с ними даже в обмен на все три мира, не говоря уже о Земле. Много ли радости принесет нам уничтожение сыновей Дхритараштры?»
Бхагавад-гита, 1.32-35
Здесь название Земли — Махи. Махи — одно из многих санскритских названий Земли:
«Эта Земля называется Дхара, потому что она поддерживает все; называется Притхви, потому что она очень вместительна; и она называется Махи, потому что она велика, поскольку она поддерживает так много существ. О царь! змей Ананта держит ее на своих тысячях капюшонов.»
Деви Пурана, 3-я Адьяя, глава 13, стихи 8-10
Здесь говорится, что Ананта-шеша держит Махи (Землю) на Своих тысячах капюшонах. Имя Махи — подходящее название для Земли, поскольку Земля на самом деле является самым большим объектом в ведической вселенной. Имена Притхиви, Махи и Дхара не относятся к земному шару, но являются названиями гигантского земного круга (Бху-мандалы), удерживаемого Ананта-шешей, как описано в Пятой песни. Когда Кришна, Верховная Личность Бога, ходил по Земле пять тысяч лет назад, Земля, о которой идет речь, была Бху-мандала:
«Теперь эта Земля стала самой счастливой, потому что Ты коснулся ее травы и кустов Своими лотосоподобными стопами».
Шримад-Бхагаватам, 10.15.8
В Десятой песни Шримад-Бхагаватам есть чудесное описание того, как Шри Кришна и Арджуна пролетают над семью островами и океанами Бху-мандалы, направляясь к Маха-Вишну. Описание в приведенном ниже стихе снова сообщает нам, что Господь резвится на гигантской Бху-мандале, а не на земном шаре:
«Дав такой совет Арджуне, Верховная Личность Бога пригласил Арджуну присоединиться к Нему на Его божественной колеснице, и вместе они отправились на запад. Колесница Господа проехала над семью островами средней вселенной, на каждом из которых есть свой океан и семь главных гор. Затем он пересек границу Локалоки и вошел в обширную область полной тьмы.»
Шримад-Бхагаватам, 10.89.46-47
Здесь санскритские названия семи островов и океанов — sapta dvipan sa-sindhums ca. Эти семь островов и океанов Бху-мандалы описаны в главе 20 Пятой песни Шримад-Бхагаватам и занимают площадь в сотни миллионов миль. За семью островами и океанами находится необитаемая Золотая Земля, а за Золотой Землей находится великая гора Локалока, которая разделяет Земной круг на светлую сторону, освещенную Солнцем и Луной, и темную сторону, куда не проникает солнечный свет. Когда Шримад-Бхагаватам провозглашает, что Шри Кришна спустился, чтобы уничтожить демонов, которые стали бременем на Земле, Земля, о которой идет речь, — это гигантская Бхурлока, известная также как Притхиви, Дхарани, Васундхара, Махи, Гам и т.д.
«О Господь, нам повезло, потому что тяжелое бремя демонов на этой Земле [бхувах — на этой Земле; бхарах — бремя, созданное демонами] немедленно устраняется Твоим появлением. Воистину, нам, несомненно, повезло, ибо мы сможем увидеть на этой Земле [Гам] и на райских планетах знаки лотоса, раковины, булавы и диска, которые украшают Твои лотосные стопы».
Шримад-Бхагаватам, 10.2.38
Здесь Земля называется Бхух и Гам. Когда Шри Кришна собирался уничтожить огромную армию Джарасандхи, Он подумал про Себя:
«Это цель Моего нынешнего воплощения — освободить Землю от ее бремени, защитить благочестивых и убить нечестивых».
Шримад-Бхагаватам, 10.50.9
этат — для этого; артхах — цель; аватарах — нисхождение; айам — это; бху — с земли; бхара — бремя; харанайа — для снятия; ме — Мной
Шри Кришна также привлек Пандавов для этой цели:
«Бхагаватам повествует о том, как был сожжен дотла город Варанаси, и рассказывает, как Господь Кришна облегчил бремя Земли, побудив Пандавов сразиться в битве на Курукшетре.».
Шримад-Бхагаватам, 12.12.40-41
бхара — от бремени; аватаранам — уменьшение; бхуме — земли; нимитти-кртйа — создание видимой причины; пандаван — сыновья Панду.
И закончить на позитивной ноте:
«Верховный Господь нисшел в этот мир, чтобы убить царей- демонов, ставших тяжким бременем для Земли, и защитить святых преданных. Однако по милости Господа все они — и демоны, и преданные — получили освобождение. Вот почему Его трансцендентная слава разнеслась по всем планетам вселенной.».
Шримад-Бхагаватам, 11.5.50
vidvit-snigdhah svarupam yayur
Шримад-Бхагаватам, 10.90.47
«И те, кто ненавидел Кришну, и те, кто любил Его, достигли вечных форм, подобных Его собственной, в духовном мире».
Приложение: Вселенные плавают в Причинном океане
В Шримад-Бхагаватам и «Чайтанья-чаритамрите» есть много стихов, в которых утверждается, что Ананта-шеша держит Землю, например, Кшити-мандалам (ШБ, 5.25.2); Бху-голам (ШБ, 25.12); Кшмам (ШБ, 5.25.13); Бху-мандала (ШБ, 5.17.21); Притхиви (ЧЧ, Ади-лила, 6.95); и т.д. Однако в переводе этих стихов Шрила Прабхупада заявил, что Ананта-шеша удерживает вселенную. Цель заявления Шрилы Прабхупады о том, что Вселенная удерживается Ананта-шешей, очевидно, состоит в том, чтобы донести идею о том, что Вселенная поддерживается и управляется Верховной Личностью Бога, а не о том, что она действует в соответствии с безличными материальными силами. Однако, что касается специфики ведической космологии, ясно, что Ананта-шеша удерживает Землю, а не саму вселенную, которая иначе описывается как плавающая в Причинном океане (Карана-арнава). Например, в следующем стихе Шри Кришна говорит Уддхаве:
«Я Сам явился в этом яйце, лежащем на водах Причинного океана. Из Моего пупка вырос вселенский лотос, а из лотоса возник саморожденный Брахма.».
Шримад-Бхагаватам, 11.24.10
тасмин — внутри этого; ахам — я; самабхавам — появился; анде — в яйце вселенной; салила — в воде Причинного океана; самстхитау — который находился
Господь Капила также учил, что вселенная в форме золотого яйца (hiranmayad anda-kosad) лежит на воде (salile shayat).
«Верховная Личность Бога, вират-пуруша, вошел в это золотое яйцо, покоившееся на воде, и разделил его на множество частей.».
Шримад-Бхагаватам, 3.26.53
хиранмайат — золотой; анда-косат — из яйца; уттхайа — возникающий; салиле — на воде; шайат — лежащий
Снова:
«Более тысячи лет это сверкающее яйцо покоилось на водах Причинного океана, не проявляя никаких признаков жизни, после чего Господь в образе Гарбходакашайи Вишну вошел в него.».
Шримад-Бхагаватам, 3.20.15
сах — это; ашайишта — положил; абдхи-салиле — на воды Причинного океана; анда-косах — яйцо;
Комментарий:
«Из этого стиха следует, что все вселенные плавают в Причинном океане».
Во многих комментариях и лекциях Шрила Прабхупада утверждает, что вселенные плавают в Причинном океане, а не удерживаются на голове Ананта-шеши:
«Материальное существование сравнивается здесь с великим океаном невежества. Другое название этого океана — Вайтарани. В этом Океане Вайтарани, который является Причинным Океаном, есть бесчисленные вселенные, плавающие, как футбольные мячи».
Шримад-Бхагаватам, 4.22.40, комментарий
Снова:
«Материалисты рисуют образ огромной вселенной, состоящей из бесчисленных планет размером с Солнце, хотя их знания о ней весьма несовершенны. Они видят лишь небесный свод над головой и не ведают, что эта вселенная, как и сотни тысяч других, покрыта семью материальными оболочками, состоящими из воды, огня, воздуха, неба, эго, ноумена* и материальной природы; она плавает, как огромный футбольный мяч, на водах Причинного океана, где возлежит Господь в образе Маха-Вишну. Семена вселенных появляются на свет во время выдоха Маха-Вишну, который представляет Собой часть неполной экспансии Господа, а затем во время гигантского вдоха Маха-Вишну все вселенные вместе с правящими ими Брахмами снова уходят в небытие.».
Шримад-Бхагаватам, 2.1.25, комментарий
В «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавираджа дас Госвами подтверждает, что вселенные находятся в Причинном океане. Название Причинного Океана, используемое в этом стихе, — карана—абдхи — Причинный океан;
«Весь духовный мир представляет собой безграничное богатство Кришны, и там есть бесчисленные планеты Вайкунтхи. Причинным океаном считаются окружающие Вайкунтхалоку воды. Майя и ее безграничные материальные вселенные находятся в этом Причинном Океане. Действительно, майя, кажется, парит, как горшок, наполненный горчичными зернами».
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.175-176
тате — в этой воде; бхасе — плавает; майа — материальная энергия; лана — поглощающая; ананта — безграничные; брахманда — вселенные
Снова:
«Подобно тому, как на дереве удумбара растут миллионы плодов, миллионы вселенных плавают в водах реки Вираджа».
«Чайтанья-чаритамрита», Мадха-лила, 15.172
В Гарга-самхите сказано:
«В древние времена Земля, одолеваемая бременем множества дайтьев, данавов и человеческих царей, приняла облик коровы и, беспомощно плача, дрожа и описывая свои беды, приняла прибежище у полубога Брахмы. Брахма утешил ее, а затем в сопровождении Шивы и полубогов отправился во дворец Господа Хари на Вайкунтхе. Брахма склонился перед четырехруким Господом Вишну и объяснил, зачем он пришел. Затем Тот, кто является мужем богини процветания, обратился к Брахме и обеспокоенным полубогам. Верховная Личность Бога сказал: Без Кришны, который является Верховной Личностью Бога, повелителем бесчисленных вселенных, совершенным, стоящим выше полубогов и наслаждающимся трансцендентными играми, эта проблема не будет решена. Вы должны немедленно отправиться в Его вечную и лучезарную обитель. Шри Брахма сказал: Я не знаю никого более великого и совершенного, чем Ты. Если есть такой человек, пожалуйста, покажи Его нам, о Господь. Шри Нарада сказал: Когда это было сказано, совершенный Господь Хари показал всем полубогам путь духовной реки, протекающий через дыру, которую Шри Вамана проделал во Вселенной Своим ногтем. Отправившись на лодке по этому пути, полубоги покинули вселенную. Они увидели, что вселенная была похожа на круглый плод кутаджи далеко внизу. Когда они увидели, что другие вселенные подобны множеству плодов кутаджи, качающихся в воде (океана Карана), они все испугались и удивились».
Гарга самхита, Песнь 1, глава 2, стих 4-2
Приведенная ниже картина Джадурани даси, несомненно, должна считаться одной из самых важных, красивых и увлекательных картин в истории мирового искусства.
На нем изображен Шри Кришна и Его экспансия в виде Маха-Вишну, лежащего в Причинном океане (хотя здесь Господь не показан лежащим на Ананта-шеше, Брахма-самхита 5.47 подтверждает, что Маха-вишну возлежит на Ананта-шеше). Из пор на кожи Маха-Вишну исходят бесчисленные вселенные, которые затем плавают на поверхности Причинного Океана. Каждая вселенная имеет форму круглого золотого яйца (анда). Внутри каждой вселенной есть еще один огромный водоем, называемый океаном Гарбходака, который заполняет нижнюю половину вселенной. На этом великом океане лежит вторая форма Вишну, называемая Гарбходакашайи Вишну, который снова возлежит на ложе Ананта-шеши. В десяти главах Пятой песни Шримад-Бхагаватам, посвященных ведической космологии, описывается, что Ананта-Шеша находится на поверхности океана Гарбходака и удерживает Землю снизу. Сама Земля имеет форму гигантского круглого ландшафта, который пересекает весь центр Вселенной. Семь островов и океанов образуют обитаемую область на поверхности, и они описаны в главах 16-20 Пятой песни. Преисподняя (см. главу 26) и подземные небеса (см. главу 24) — это обширные подземные царства в центре Земного круга. Роль Ананта-шеши в удержании великой Земли описана в главе 25. Все планеты и звезды описываются как вращающиеся по кругу над Землей (см. главы 21-23). Это в двух словах ведическая космология, и идея о том, что Земля — это шар, парящий в космосе, не фигурирует в этом описании. Земной шар не фигурирует в этом описании, потому что Земля, о которой идет речь, иначе описывается как Бху-мандала, которую держит Ананта-шеша.
Пусть преданные Шри Кришны поймут и примут Землю такой, какой Он ее создал; и пусть те, кто отвечает за представление Земли в Храме ведического планетария, пожалуйста, воздержатся от представления неарийской идеи о том, что Земля — это шар, парящий в космосе. Арийцы поклоняются Ананта-шеше, который держит Земной круг. Царь Читракету сказал Ананте: yam upasate tv aryah — Такие арийцы поклоняются Тебе, Верховной Личности Бога (ШБ, 6.16.43). Царь Читракету далее подтверждает, что Ананта-шеша держит Бху-мандалу: бхbhu-mandalam sarsapayati yasya murdhni (ШБ 6.16.48)
Автор: Майешвара дас
12 декабря 2020г. — Ирландия — Оригинал статьи