Что такое низшие планетные системы? Отдельные ли это планеты или часть Земного диска Бху-мандалы? Структура и размеры низших областей.
В предыдущих статьях мы представили описание Земли (Бху-мандалы) в Шримад-Бхагаватам в виде круглого диска протяженностью четыре миллиарда миль. Вводный документ можно найти здесь. Мы обсудили здесь радикальные последствия этой концепции для движения Харе Кришна и, в частности, для представления Земли в рамках строящегося Храма Ведического планетария.
Предыдущая серия статей в основном касалась описания объектов на поверхности большого земного круга, таких как семь островов и океанов (сапта-двипа), которые покрывают сотни миллионов миль вдоль его обширной плоскости. В следующей серии статей мы добавим дополнительные детали к этому аргументу, обратившись к описаниям мест под поверхностью Земли, которые находятся на глубине сотен тысяч миль — да, это сотни тысяч миль в глубину, а не сотни тысяч футов.
Эти описания еще раз сообщают нам, что массивный Земной круг, описанный в Шримад-Бхагаватам, не является так называемым земным шаром в космосе; и поэтому его не следует представлять как таковой в Храме Ведического планетария в Майяпуре. Мы обсуждали здесь вопрос об изображении Земли в ХВП.
Шукадева Госвами описывает четыре основные категории, которые находятся под Землей:
(1) Подземные небеса (Била-сварга)
(2) Корень горы Меру
(3) Преисподняя
(4) Ананта Шеша, который находится на океане Гарбодака и держит большой Земной круг на своих капюшонах.
В этой первой части из четырех статей мы начнем рассмотрение подземных миров. Поскольку наше внимание здесь больше сосредоточено на местоположении и измерениях этих мест под Землей, мы не будем сосредотачиваться на увлекательном описании природы людей и окружающей среды в пределах семи подземных небес.
Что такое планеты?
Шрила Прабхупада говорил о подземных мирах Земли как о «семи низших планетных системах»
«…ниже земли на 70 000 йоджан находятся семь низших планетных систем, называемых Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала».
Шримад-Бхагаватам, 5.23.9
Снова:
«Четырнадцать миров перечислены в Шримад-Бхагаватам, Вторая песнь, Пятая глава. Высшими планетными системами являются (1) Бху, (2) Бхувар, (3) Свар, (4) Махар, (5) Джанас, (6) Тапас и (7) Сатья. Семь низших планетных систем — это (1) Тала, (2) Атала, (3) Витала, (4) Нитала, (5) Талатала, (6) Махатала и (7) Сутала».
Чайтанья-чаритамрита, Ади, 5.98
Эта идея «семи низших планетных систем» может сформировать в сознании человека представление семи слоев множества планет, похожих на глобусы, вращающихся в космосе где-то под предполагаемым земным шаром. Термин «планетные системы» был выбран Шрилой Прабхупадой, и он постоянно использовал этот термин, но наша современная концепция того, что может представлять собой «планетные системы», полностью отличается от того, что Шукадева Госвами описывает как семь огромных сфер внутри одного огромного земного круга. С самого начала Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада переводил стихи, относящиеся к Бху-мандале, даже не имея карты или изображения Бху-мандалы, чтобы помочь ему понять, где расположено каждое место и как каждое место связано с другим. Пятая песнь особенно подробно описывает Вселенскую форму, за которой очень трудно следовать без карты, или описания, или объяснения любого рода. Комментарии ачарьев также полны, казалось бы, бесконечных измерений и вычислений. По его собственному признанию, Шрила Прабхупада сказал: «На самом деле я не вмещаю все эти знания», и, как всегда, Шрила Прабхупада отдал должное Кришне за перевод этого трудного раздела:
Прабхупада: И я не мог это переварить. (смеется) Кто-то другой помог мне в этом… Я непрофессионал. Я не знаю.
Разговор в комнате, 18 июня 1977 года, Вриндаван
Тамала Кришна: Как вы это написали?
Прабхупада: Этот кто-то, Кришна, помог мне. Это Он придумал…Когда я писал, я молился Кришне о том, чтобы «На самом деле я не вместил в себя все эти знания. Пожалуйста, помогите мне». Да. Все в порядке.
Когда Шрила Прабхупада сказал: «На самом деле я не вмещаю все эти знания», мы не должны думать, что это было потому, что Шрила Прабхупада не мог вместить знания космологии Пятой песни; скорее, это было потому, что (вероятно, из-за нехватки времени в попытке завершить свой перевод Шримад-Бхагаватам и учитывая все детали, связанные с ведической космологией), он тактично делегировал изучение «всего этого знания» некоторым из своих учеников:
«Теперь наши доктора философии должны сотрудничать и изучать Пятую песнь, чтобы создать модель для строительства Ведического планетария… Итак, теперь все вы, доктора философии, должны тщательно изучить детали Пятой песни и создать рабочую модель Вселенной. Если мы сможем объяснить смену времен года, затмения, фазы луны, смену дня и ночи и т.д., То это будет очень мощная пропаганда».
Письмо Шрилы Прабхупады Сварупе Дамодаре дасу, 27 апреля 1976 г.
Прабхупада: Теперь вы все вместе делаете этот ведический планетарий очень красивым, чтобы люди приходили и смотрели. Исходя из описания Шримад-Бхагаватам, вы готовите этот ведический планетарий.
Разговор в комнате, 15 июня 1976 года, Детройт
«Что касается ученых, мы доверили нашим собственным трем ученым, а именно Сварупе Дамодаре, Садапуте и Мадхве, и мы оставляем этот вопрос им, мы сами ничего не говорим, но оставляем это им».
Доктор У.Х. Вольф-Ротткей, 14 октября 1976 г.
Мы обсуждали этот вопрос в разделе 1.2 этого документа.
Без карты, изображения или объяснения описание вират-рупы (Вселенской формы) очень трудно представить. Шрила Прабхупада неизменно использовал слово «планета», чтобы описать множество мест, упомянутых Шукадевой Госвами. Однако следует знать, что многие места, которые Шрила Прабхупада называет «планетами», на самом деле являются ссылками на места на обширном ландшафте Бху-мандалы или в глубинах самой Бху-мандалы (подземные царства). Это не «другие планеты», как мы их себе представляем, а часть самой Земли. Как мы сейчас увидим, концепция семи слоев планет, похожих на шары, плавающих под Землей, определенно не соответствует описанию Шукадевы Госвами. Во-первых, давайте быстро взглянем на то, что подразумевается под словом «планета».
Санскритское слово, обозначающее планету, — граха, что означает «захватывать», «хватать», «удерживать». Планеты в ведической космологии также известны как грахи, что означает, что небесные тела «захватывают», или «захватывают», или «влияют», или «удерживают». судьбы людей, награждая их карму различными способами. Грахи составляют часть вселенского тела Кришны, которое особым образом наделяет кармой живые существа:
«У нерожденного Господа много воплощений. Он воплотился как девять (нава) грах, чтобы даровать живым существам результаты, обусловленные их кармой. Он — Джанардана. Он принял благоприятную форму грахаса, чтобы уничтожить демонов и поддержать божественных существ».
Брихат Парашара хора-шастра 2.3-4
Девять планет (грах) названы Солнцем, Луной, Марсом, Меркурием, Юпитером, Венерой, Сатурном, Раху и Кету. Граха — это другое название цифры девять. Земля не входит в число девяти грах, но находится в своей собственной уникальной и отдельной категории; действительно, большая часть описания Вселенной Шукадевой Госвами сосредоточена на Земле, потому что Земля на самом деле является самым большим объектом во Вселенной с диаметром 4 миллиарда миль. Грахи движутся в небе, в отличие от массивной неподвижной Земли внизу. Другое санскритское название Земли — акала (неподвижная). Великий Земной круг удерживается на своем неизменном месте Ананта-шешей. Игра Господа, заключающаяся в удержании Земли, станет предметом более поздней статьи.
Очень интересно также, что Земля не была названа ни одной из планет ни греками, ни римлянами. Конечно, обе цивилизации рассматривали Землю (Гайю/Терру) как Богиню, как планету Луну (Селену/Луну) и Венеру (Афродиту); но они не считали Землю планетой, подобной другим. Английское слово «планета» происходит от греческого planan, что означает блуждать. Идея состоит в том, что планеты движутся или блуждают среди других звезд, которые зафиксированы в созвездиях. Как в древней западной, так и в ведической астрономии планеты вращались вокруг неподвижной плоской Земли. Земля — это «основание» или «установка».
Эта концепция Земли как неподвижного центра Вселенной была распространена на Западе вплоть до времен Коперника (1473-1543). После этого сама Земля стала рассматриваться как похожая на шар планета, вращающаяся в космосе вокруг Солнца. Эта идея о том, что Земля движется вокруг Солнца, была опровергнута по многим причинам и многими практическими экспериментами, но, как и теория Дарвина, которая также может быть опровергнута многими способами, гелиоцентрическая модель была просто идеей, которая была в тот день. Шримад-Бхагаватам представляет совершенно иную идею Земли и планет, которая является радикальным вызовом нашему современному мировоззрению и чувству реальности.
В главах 16-20 Пятой песни Земля с ее выдающимися чертами описывается как диск длиной 4 миллиарда миль, который пересекает центр Вселенной и делит Вселенную на верхнюю и нижнюю части. В описании Вселенной Шукадевой Госвами грахи (планеты) и звезды находятся над, а не под поверхностью Земли. Нет никакого описания грахов или звезд, плавающих в космосе под Землей. Из-за огромного диаметра Земного круга в 4 миллиарда миль солнечный свет и свет от других светил блокируются от нижней половины Вселенной, которая в противном случае заполнена водой из океана Гарбодхака. Глубина океана Гарбходака составляет 2 миллиарда миль. На поверхности океана Гарбходака находится Ананта-шеша, который держит на Своих капюшонах весь Земной круг (Бху-гола или Бху-мандала). Ананта-шеша расположен на глубине 240 000 миль под поверхностью Земли. Таким образом, расстояние между океаном Гарбходака и дном Земли составляет всего 240 000 миль.
«Шри Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту: Мой дорогой Царь, примерно в 240 000 милях под планетой Патала живет другое воплощение Верховной Личности Бога. Он — экспансия Господа Вишну, известного как Господь Ананта или Господь Санкаршана».
Шримад-Бхагаватам, 5.25.1
Это небольшое расстояние в 240 000 миль между поверхностью океана Гарбходака и нижней частью Земного круга, безусловно, не является царством бесконечного темного пространства, в которое нас заставляют верить изображения земного шара со звездами и планетами, кажущимися простирающимися в бесконечность. Он, конечно, недостаточно велик, чтобы вместить идею семи обширных слоев бесчисленных планет, вращающихся где-то под Землей. Как мы сейчас услышим, семь подземных миров на самом деле находятся в глубинах самого большого земного круга; они не являются отдельными планетами, плавающими в пространстве. Описание расположения адов расплывчато, но в более поздней статье мы приведем аргумент, что они также находятся в глубинах Земли и расположены чуть ниже Паталы (самого нижнего подземного царства). Мы должны быть исправлены в отношении расположения адов, но, если ады также включены в глубины Земли, то между океаном Гарбходака и дном Земли есть только Ананта-шеша, который держит большой Земной круг на Своей голове. Другими словами, нет никаких других звезд или планет, окружающих Землю или находящихся под Ней, как это изображено на популярных изображениях Земного шара в космосе. Эту идею можно лучше понять, рассмотрев разделение Вселенной в соответствии с тремя гунами природы (гунами).
Земля (Бху-мандала) пересекает центр вселенной и разделяет вселенную в соответствии сгунами Природы
Представление о Земле (Бху-мандале) как о большой круглой плоскости, пересекающей центр Вселенной, может вызвать некоторое замешательство или путаницу в сознании читателей, поскольку мы все привыкли видеть изображения так называемого Земного шара, парящего в космосе с бесчисленными другими звездами и планетами, которые, по-видимому, окружают Землю в во всех направлениях.
Изучите внимательно! Приведенное выше изображение так называемого земного шара было создано с помощью компьютерной анимации; это не настоящее изображение Земли, сделанное с так называемого спутника в космосе — и вы не найдете такой подлинной фотографии. Когда мы видим подобное изображение, нас, естественно, заставляют поверить, что Земля — это шар в космосе и что есть миллионы других планет как под, так и над так называемой планетой Земля. Это не так — по крайней мере, согласно Шримад-Бхагаватам.
Приведенное выше изображение не масштабируется и не содержит многих элементов. Идея здесь просто в том, чтобы показать, как огромная Бху-мандала пересекает центр вселенной и делит ее на верхнюю и нижнюю части. Континенты нашей Земли — лишь крошечная часть этого великого ландшафта, действительно, наша собственная земля и океаны окружены другими землями и океанами, которые простираются на сотни и миллионы миль. Огромная ширина Бху-мандалы блокирует свет солнца и луны от проникновения в нижнюю часть Вселенной, которая заполнена в основном океаном Гарбходака, глубина которого составляет 2 миллиарда миль. Бху-мандала покоится на Ананта-шеше и находится примерно в 240 000 милях над океаном Гарбходака. Над поверхностью Земли находится верхняя часть Вселенной, которая находится еще на 2 миллиарда миль, что составляет 4 миллиарда миль Вселенной сверху донизу. Верхняя, средняя и нижняя части Вселенной разделены в соответствии с тремя гунами материальной природы (гунами).
Над большим кругом Земли находятся звезды и планеты для тех, кто находится в гуне благости. На большом круге Земли диаметром 4 миллиарда миль расположены семь островов (сапта-двипа) для тех, кто находится в смешанных гунах природы. Внутри или под поверхностью Земного круга находятся подземные миры для тех, кто находится в гунах невежества. Под ними же находится преисподняя. Шукадева Госвами объясняет царю Парикшиту, как устроена вселенная в соответствии с тремя гунами природы:
«Царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: Мой господин, почему живые существа в материальном мире оказываются в разном положении? Будь добр, объясни мне это.
Шримад-Бхагаватам, 5.26.1
«Великий мудрец Шукадева Госвами ответил: О царь, действия, совершаемые в материальном мире, бывают трех видов — в гуне благости, в гуне страсти и в гуне невежества. Под влиянием этих трех гун находятся все люди, а потому последствия действий людей тоже бывают трех видов. Человек, действующий в гуне благости, следует заповедям религии и всегда счастлив; тот, кто действует в гуне страсти, встречает на своем пути и счастье, и страдания, а действующий под влиянием гуны невежества все время несчастен и живет подобно животному. Из-за того что живые существа подвержены влиянию гун природы в разной степени, условия, в которых они рождаются, тоже отличаются друг от друга.»
Шримад-Бхагаватам, 5.26.2
«Совершая разного рода благочестивые поступки, живое существо попадает в разные условия райской жизни, и точно так же разные греховные поступки приводят его в разные условия адской жизни. Те, кто движим гуной невежества, совершают грехи и в зависимости от того, насколько они невежественны, подвергаются разным по тяжести адским наказаниям.»
Шримад- Бхагаватам, 5.26.3
Кришна резюмирует это в «Бхагавад-гите» следующим образом:
«Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на земных планетах, а те, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадают в адские миры.».
Бхагавад-гита, 14.18
Опять же, в Шримад-Бхагаватам Господь Кришна резюмирует это описание в своих наставлениях Уддхаве:
«Господь Брахма — душа вселенной. Будучи наделен энергией гуны страсти, он по Моей милости предавался великой аскезе и так создал планеты трех уровней (Бхур, Бхувар и Свар), а также управляющих ими полубогов.
Рай стал обителью полубогов, Бхуварлока — местом пребывания духов и привидений, а Земля была отведена людям и другим смертным созданиям. Мистики, стремящиеся к освобождению, выходят за пределы этих трех миров.
Под Землей Господь Брахма создал обитель для демонов и нагов. Так были сотворены три мира, куда живые существа попадают в результате разных видов деятельности в трех гунах природы.»
Шримад-Бхагаватам, 11.24.11-13
Уход в подземелье
Здесь Кришна говорит: adho ‘suranam naganam bhumer: «область под Землей — это обитель нагов и асуров». Итак, что следует понимать под словом адха «внизу»? Означает ли это под поверхностью Земли, как вход в подземную станцию, или это означает под всей Землей?
Шукадева Госвами говорит:
«О царь, ниже Земли находятся еще семь планетных систем: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Я уже рассказал о расположении и размерах средних планет, а планеты семи низших систем имеют такие же размеры, как и Земля.»
Шримад-Бхагаватам, 5.24.7
В санскритском тексте говорится:
avaner apy adhastat sapta bhu-vivara
Из санскритского текста мы можем понять, что подземные царства — это не отдельные планеты, а часть самой Земли (бху-виварах). Бху, конечно, означает Землю, а вивара означает дыру, отверстие, впадину, пропасть, пещеру и т. д. Идея вивара, означающая отверстие, также может быть воспринята из перевода Прабхупадой «karna-vivaraih» как «через отверстия (вивараих) ушей (карна)» (ШБ, 3.9.5). Он также может быть применен к другим отверстиям корпуса. Вивара — это другое название вагины. В смысле «отверстие в Земле» Прабхупада переводит вивару как «внутри земли», что касается хорошо известной истории о входе Ситадеви в Землю:
«Отвергнутая мужем, Ситадеви вверила своих двух сыновей заботам Валмики Муни, а сама, сосредоточив мысли на лотосных стопах Господа Рамачандры, ушла в землю.»
Шримад-Бхагаватам, 9.11.15
vivaram — внутри земли; pravivesa — она вошла
Нет никаких указаний на то, что слово вивара относится к планете в нашем современном смысле этого слова. Слова бху-вивара наиболее определенно указывают на какое-то отверстие внутри или под самой Землей. Таким образом, описывая подземные царства, когда Шрила Прабхупада переводит слова вивара-ишвара как «правители планет» (ШБ, 5.24.9), мы должны понимать, что вивара — это ссылка на подземные царства, где есть разные ишвары (лидеры). Ачарьи переводят бху-вивара как «дыры в Земле» (см. комментарии ниже). Шрила Прабхупада фактически переводит то же самое слово виварах как «дыры» в другом стихе, описывающем времяпрепровождение Ваманадевы, распространяющегося по всей вселенной:
«После этого безграничный Верховный Господь, который принял облик Ваманы, используя материальную энергию, стал увеличиваться в размерах, пока все мироздание — земля, небо, планетные системы, стороны света и отверстия во вселенной, моря, океаны, птицы, звери, люди, полубоги, великие святые и все остальное — не оказалось внутри Его тела.».
Шримад-Бхагаватам, 8.20.21
Здесь Шрила Прабхупада переводит слово виварах как «различные дыры Вселенной». Это относится не к какой-то умозрительной идее вроде черных дыр, а к любому виду пещеры или отверстия, которые можно найти во всех разнообразных ландшафтах Вселенной; в частности, к подземным царствам Бху-мандалы, какими они были описанный Шукадевой Госвами Махарадже Парикшиту в его описании вселенской формы: адхастат сапта бху-вивара (семь отверстий/пещер/царств внутри Земли).
Слово виваран снова используется по отношению к Дурвасе Муни, когда он убегал из Сударшана-чакры:
«Пытаясь спастись, Дурваса Муни метался повсюду — он взмывал в небо, бегал по земле, прятался в пещерах, укрывался на дне океана, искал прибежища на планетах повелителей трех миров и даже на райских планетах, — но, где бы он ни оказался, он тотчас видел Сударшану-чакру, которая мчалась за ним по пятам и опаляла невыносимым жаром.»
Шримад-Бхагаватам, 9.4.51
Шрила Прабхупада переводит санскритские синонимы этого стиха следующим образом: кшмам — на поверхности земли; виваран — внутри дыр. Единственные дыры, описанные Шукадевой Госвами, — это удивительные подземные миры под поверхностью Земли adhastat sapta bhu-vivara (ШБ, 5.24.7). Хотя Шрила Прабхупада перевел слова сапта бху-вивара как «семь других планет» под Землей, Шукадева Госвами буквально описывает их как семь миров внутри или под поверхностью Земли. Таким образом, «дыры в Земле» является наиболее последовательным переводом бху-вивара и соответствует другим переводам Шрилы Прабхупады, в которых слово вивара переводится как «дыры», а не как планеты. Это также, очевидное понимание, представленное ачарьями. Слово «планета» было просто стандартным словом Шрилы Прабхупады для описания любого места за пределами нашей известной области Земли. Истинная природа Бху-мандалы и наше собственное место в ней на данный момент не были расшифрованы. Я ни в коем случае не предлагаю, чтобы мы изменили перевод; Я просто рекомендую нам попытаться понять из описания, что подразумевается под adhastat sapta bhu-vivara.
В приведенном выше утверждении adhastat sapta bhu-vivara (ШБ, 5.24.7), слово адхастат («под»), снова говорит нам, что эти семь (сапта) отверстий (виварах) находятся ниже или под поверхностью Земли (бху), а не то, что существует семь слоев шарообразных планет, вращающиеся вокруг так называемого земного шара. Конечно, слово адхастат может также означать «внизу» в том смысле, что планета Раху находится ниже планеты Солнца на 80 000 миль, как в утверждении: adhastät savitur yojanäyute svarbhänur (ШБ, 5.24.1). Однако идея о том, что адхастат означает «под Землей» или «в недрах самой Земли», подтверждается дальнейшим утверждением Шукадевы Госвами:
etesu hi bila-svargesu «В этих подземных небесах». (ШБ, 5.24.7)
Санскритское слово била означает дыру, полость, впадину, отверстие, яму и т. д. Например, билайана — это подземная пещера. Это другое слово, используемое Шукадевой Госвамито для описания первого из этих семи обитаемых мест под Землей или под Землей:
«Bilayanam pravistam purusham» (ШБ, 5.24.16)
«Билайана означает обитель в форме отверстий» (Комментарий Шрилы Шридхары Свами)
«Теперь отверстия описываются индивидуально, начиная с Аталы» (Комментарий Шри Бхагаватпрасадачарьи)
«Билайана = место дыры» (Комментарий Ядаварьи к ШБ 5.24.18)
Приведенные выше переводы взяты из издания Данавиры Госвами к Комментариям вайшнавских ачарьев к 5-й песни «Бхагаватам Космология»
Слово «била» имеет соответствующие слова и названия, связанные с копанием или рытьем нор. Мышь, например, называется билакарин, потому что она живет в норе. Змею или любое животное, живущее в подземной норе, можно назвать билавасин или биламгама, что указывает на то, что она обитает под Землей. Это уместно, потому что великие эпосы, такие как «Махабхарата», изображают нагов как таинственных существ, обладающих качествами, подобными змееподобным и человеческим.
Как и во всех сферах жизни, можно представить, что наги состоят как из хороших, так и из плохих персонажей.
Изображения, как древние, так и современные, изображают нагов наполовину людьми, наполовину змеями. Является ли эта визуализация чем-то, что возникает из коллективного подсознательного разума? Нарада Муни говорит:
«Порой во сне мы видим то, с чем ни разу не сталкивались в этой жизни и о чем никогда не слышали, но на самом деле все это происходило с нами, только в другое время, в другом месте и при других обстоятельствах.».
Шримад-Бхагаватам, 4.29.67
«Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в истинности моих слов. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях.».
Шримад-Бхагаватам, 4.29.65
Можно не воспринимать идею змееподобной/рептильной расы, живущей под Землей, как серьезное предположение, но таково утверждение Шримад-Бхагаватам, и было бы мудро отнестись к нему серьезно. Смысл этой информации состоит в том, чтобы сообщить нам о различных типах тел и ситуациях, в которые может попасть душа в зависимости от ее связи с тремя гунами материальной природы. Тот, кто серьезно относится к Кришне, должен серьезно относиться к Шримад-Бхагаватам.
Таким образом, била-сваргешу описываются как огромные дыры / пещеры под (била) поверхностью Земли, а не планеты, похожие на глобусы, под самой так называемой планетой Земля. Это совершенно ясно. Однако била-сваргешу — это не просто какие-то старые дыры; на самом деле это огромные небесные царства непостижимого богатства. Слово сварга означает небесный.
«В материальной вселенной есть три категории небес: дивья-сварга, баума-сварга и била-сварга».
Шримад-Бхагаватам, 5.17.11, комм.
Дивья-сварга находится в высших сферах Вселенной, бхума-сварга находится на Земном круге и включает восемь из девяти варш Джамбудвипы. Бхарата-варша — девятая варша или область Джамбудвипы (центральный остров большого земного круга), но не считается райской областью. [У Бхарата-варши другая функция. В Бхарата-варше живые существа создают карму, которая приводит к их будущему рождению в высших, средних или низших областях Вселенной. Бхарата-варша также является областью во Вселенной, где живым существам легче всего достичь освобождения от круговорота рождений и смертей. Это также наиболее благоприятно для пробуждения любви к Богу]. Под поверхностью великой Земли находится другая категория небес, называемая била-сварга, где асуры (демоны) и наги (змееподобные существа) наслаждаются великим наслаждением. Таким образом, подземные небеса отличаются от преисподней, которые обычно ассоциируются с такими сущностями:
«Эти семь планетных систем называют била-сваргой, подземным райским царством. Там много великолепных дворцов, садов и мест для отдыха и развлечений. По своей роскоши эти дворцы и сады превосходят даже те, в которых проводят время полубоги на высших планетах, ибо демоны больше всех пристрастны к чувственным удовольствиям, богатству и власти. На подземных райских планетах обитают Дайтьи, Данавы и наги, и почти все они ведут семейную жизнь. Вместе со своими женами, детьми, друзьями и последователями они наслаждаются иллюзорным, материальным счастьем. Даже полубоги и те не всегда могут свободно предаваться чувственным наслаждениям, однако обитателям этих планет ничто не мешает наслаждаться жизнью. Поэтому все они очень привязаны к иллюзорному счастью».
Шримад-Бхагаватам, 5.24.8
Опять же, не следует принимать неверную концепцию из английского перевода Шрилой Прабхупадой санскритских слов «била-сварга» как «семь планетных систем». Наше современное представление о том, что может представлять собой «планетные системы», полностью отличается от того, что Шукадева Госвами описывает здесь как семь огромных миров внутри одного огромного Земной круга. Шрила Прабхупада на самом деле уточняет перевод: «В этих семи планетных системах, которые также известны как подземные небеса [била-сварга]». Это фактически то, что описывается, поскольку била-сварга буквально означает подземные / подземные (била) небеса (сварга). Этимологический словарь объясняет происхождение слова «подземный» следующим образом: Подземный (прил.) около 1600 года, от латинского subterraneus «подземный», от sub «под, под» + terra «земля, земля»
Ачарьи в своих комментариях (см. ниже) включают семь подземных небес как часть (внутри) в саму Бху-мандалу. Ачарьи называют их «дырами» внутри Земли, а не семью слоями планетных систем, вращающихся вокруг так называемой планеты Земля.
Так что же такое подземные царства? Лучший способ подумать об этом — это подумать о спуске в метро или на подземную базу, за исключением того, что Земля намного, намного глубже, чем нам говорили. То, что Шрила Прабхупада назвал «семью низшими планетарными системами», на самом деле является семью подземными царствами под нашими ногами. Однако Земля под нашими ногами — это не шар диаметром в несколько тысяч миль. Диаметр большого земного круга составляет четыре миллиарда миль, а глубина — сотни тысяч миль:
Парашара: Протяженность поверхности Земли была описана тебе таким образом, Майтрейя. Говорят, что её глубина под поверхностью составляет семьдесят тысяч йоджан (560 000 миль); каждая из семи областей Паталы простирается вниз на десять тысяч йоджан (80 000 миль).»
Вишну Пурана, книга 2, глава 5
Эти цифры подтверждаются в Шримад-Бхагаватам (см. ниже). Таким образом, подземные царства — это обширные подземные миры, где живут наги и асуры. Наги и асуры наслаждаются необыкновенной подземной цивилизацией; гораздо более красивой, чем изображено на изображении ниже, хотя идея подземного мира передана:
Что касается размеров подземных царств, то, по-видимому, в переводе ШБ, 5.24.7 допущена ошибка. Мы повторим перевод еще раз:
«Мой дорогой царь, под этой землей находятся семь других планет, известных как Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Я уже объяснял ситуацию с планетарными системами Земли. Ширина и длина семи низших планетных систем рассчитаны так, чтобы быть точно такими же, как у Земли.»
Шримад-Бхагаватам, 5.24.7
Здесь говорится, что «ширина и длина семи низших планетных систем рассчитаны так, чтобы быть точно такими же, как у Земли». Однако Шукадева Госвами дал измерение для каждого подземного царства — йоджана-аюта, что означает 10 000 йоджан или 80 000 миль. Это измерение, конечно, не соответствует размеру Земли, упомянутому Шукадевой Госвами (бхуме — планеты Земля), который иначе описывается как 4 миллиарда миль.
Что касается переводов Пятой песни в целом, я не уверен, сам ли Шрила Прабхупада делал все переводы, или некоторые из его учеников были привлечены для помощи. В любом случае, следующий разговор указывает на недовольство Прабхупады редакторами. В беседе Прабхупада дает отпор тем, кто вносит несанкционированные редакторские изменения в его книги, и здесь может быть уместен следующий раздел:
Прабхупада: Очень рискованно давать им редакторское руководство. Малое обучение опасно. Как бы ни был хорош знаток санскрита, малое обучение опасно. Они сразу же становятся очень большими учеными, получают высокую зарплату и пишут всякую чушь. Кто они такие? (пауза) Тогда?
Беседа: «Редакторы-мошенники» — 22 июня 1977 года, Вриндаван
Тамала Кришна: «О мудрецы, я был…»
Прабхупада: Нет, они не могут быть надежными. Они могут причинить больше вреда. Просто посмотрите здесь самое интересное (?).
Тамала Кришна: Да. В Пятой песне мы обнаруживаем, что есть слова, которые настолько неуместны, что их значение полностью изменилось, полностью изменилось. Я имею в виду, что в трех главах, которые мы прочитали, Бхакти-према Махарадж внес по меньшей мере полдюжины серьезных исправлений. Они изменили значение.
Сварупа Дамодара: Некоторые ошибки в цифрах, цифрах.
Тамала Кришна: О, да, они все…
Прабхупада: Итак, как они могут быть надежными…
Тамала Кришна: В Пятой песне был один стих. Судя по тому, как они это перевели, никто никак не мог понять, что означал этот стих. Я имею в виду, что из-за перевода это стало непонятным. Итак, мы читали. Наконец Бхакти-према говорит: «Подожди минутку. Этот перевод неверен. Они отредактировали здесь дополнительное заявление, которого там нет, и это делает его совершенно непонятным «. Затем внезапно, когда он исправил санскрит, его стало легко понять. Это было очень ясно.
Также, по-видимому, есть ошибка в переводе Данавиры Госвами комментариев космологии вайшнавских ачарьев к 5-й песни Бхагаватам. Подземные локи описываются как 10 000 йоджан каждая (80 000 миль), но в переводе говорится, что они составляют 800 000 миль. Это измерение должно быть подтверждено или исправлено редакторами. В настоящее время мы будем считать нормальным, что йоджана составляет 8 миль, что делает 10 000 йоджан равными 80 000 милям, а не 800 000, как было переведено. Слова аюта-йоджана последовательно переводятся во всем Шримад-Бхагаватам как 10 000 йоджан (80 000 миль), и эта цифра подтверждается в словаре санскрита. Шридхара Свами говорит, что все сферы имеют одинаковую ширину и высоту:
«Каждый из них имеет 10 000 йоджан (80 000 миль в высоту и ширину. Это пространство нижних миров».
Шримад-Бхагаватам, 5.24.7, комм.
Вираргхава Ачарья говорит:
«Земля (вся Бху-мандала) была описана выше очень подробно. Теперь автор переходит к объяснению статуса лока под Землей. Под землей находятся семь отверстий. Каждая из лока имеет высоту 10 000 йоджан (80 000) миль и одинаковую ширину и расположена одна под другой.»
Комментарий Вирарагхавы к Шримад-Бхагаватам, 5.24.7
Снова:
«Адхастат = все ниже и ниже. Атала и другие — это всего лишь дыры, высотой и шириной 10 000 йоджан [80 000 миль], расположенные одна под другой».
Комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура к Шримад-Бхагаватам, 5.24.7
«Адхастат означает в нижних и нижних областях. Атала и т.д. — это только дыры. 10 000 йоджан [80 000] ниже Земли — это Атала, 10 000 йоджан [80 000 миль ниже Аталы — это Витала и так далее. Каждый из них имеет 10 000 йоджан [80 000 миль] в высоту и ширину»
Комментарий Васидхары к Шримад-Бхагаватам, 5.24.7
Эти дыры в Земле уходят вниз на семь уровней (один ниже другого). Каждый уровень имеет огромный размер в десять тысяч йоджан yojana-ayuta-antarena (восемьдесят тысяч миль). В общей сложности семь миров уходят вглубь Земли на 560 000 миль. Несмотря на огромные размеры, подземные царства удивительно малы по сравнению с общим масштабом Бху-мандалы. И, хотя эти семь сфер малы по сравнению с общим размером Бху-мандалы, мы все же должны учитывать, что каждая из них имеет 80 000 миль в длину, глубину и ширину, и, таким образом, дает нам еще один пример абсолютно огромных массивных размеров самой Земли.И снова, когда Шукадева Госвами говорит об adhastat sapta bhu-vivara, Земля (бху), о которой он говорит, очевидно, не маленький шар в космосе. Только одно из этих царств (вивара), которые находятся ниже (адхастат) поверхности Земли (бху), имеет 80 000 миль в длину и ширину (аюта-йоджана). 80 000 миль — это в 10 раз больше диаметра так называемого земного шара. Опять же, давайте применим некоторые логические выводы к вопросу — это описание сфер внутри бху-гола не является описанием так называемого Земного шара диаметром 8000 миль. Это прерогатива человека — не верить ни единому слову из того, что говорят, но теперь, когда на это указали, человек должен, по крайней мере, быть достаточно честным, чтобы принять то, что рассказчик Шримад-Бхагаватам описывает о самой Земле.
Детали этого спора никогда не доводились до сведения Шрилы Прабхупады для его рассмотрения. Если Земля, описанная Шукадевой Госвами, имеет глубину в сотни тысяч миль, то, основываясь на Шримад-Бхагаватам, мы можем усомниться в представлении Земли как маленькой планеты в форме шара. Мое собственное исследование показало, что единственные изображения Земли — это те, которые созданы художниками, компьютерной анимацией или отделом спецэффектов НАСА с кучей актеров, изображающих астронавтов в космосе. Всякий раз, когда эти так называемые астронавты появляются в средствах массовой информации, это делается только для того, чтобы показать какой-нибудь клоунский трюк (созданный в студии спецэффектов), чтобы отвлечь детского зрителя от серьезных вопросов о подлинности таких так называемых космических путешествий:
Специалистам по спецэффектам не так уж сложно создать впечатление, что астронавт или космический корабль парят в космосе над так называемым земным шаром — создатели фильмов делают это постоянно! На самом деле создатели фильма делают это лучше, чем НАСА, которых постоянно ловят на фальсификации так называемых полетов в космос. Небольшое исследование показывает, что все это не что иное, как выдумка.
Изображения так называемой круглой Земли просто берутся с высотных самолетов, которые фотографируют или снимают ровную плоскость Земли внизу; эффект искривления создается либо типом используемого объектива, либо добавляется позже с помощью компьютерных эффектов. Позже мы напишем статью, в которой покажем, как создаются эти фотографии и видео земного шара, хотя на самом деле такого земного шара не существует. По крайней мере, описание Земли Шукадевой Госвами, несомненно, является основой для сообщества преданных, проводящего тщательное расследование истинности или ложности изображений, представленных НАСА и другими космическими агентствами. Описание положения Бхарата-варши на плане Бху-мандалы, безусловно, опровергает идею о том, что Бхарата-варша — это планета в космосе; и настоящее описание глубины Земли, измеряемой сотнями тысяч миль, снова говорит нам, что членам ИСККОН необходимо пересмотреть нынешнюю парадигму, согласно которой Земля это земной шар в космосе.
Как мы слышали из описания, подземные небесные царства находятся в ядре или глубинах Земного круга и не являются отдельными планетами. Поскольку они описаны как имеющие одинаковую длину, высоту и ширину, они не сужаются к точке, как показано в модели ХВП ниже. Это небольшой, но показательный пример невнимания к деталям. Впечатление, приведенное ниже, представляет собой семь слоев под Бху-мандалой, а не семь слоев внутри самой Бху-мандалы.
На приведенном выше изображении показана модель Бху-мандалы с серией концентрических кругов и семью слоями, сужающимися под ней. Острова и океаны Бху-мандалы правильно сформированы в виде серии концентрических кругов, но пусть дизайнеры не забывают, что на самом деле это острова с настоящей водой и ландшафтами, состоящими из настоящей Земли и воды, как у нас. Приведенное выше изложение совершенно бесформенно и не дает никакого понимания того, что Бху-мандала — это один огромный ландшафт, состоящий из островов и океанов, которые простираются на сотни и миллионы миль по центру Вселенной. Семь островов Бху-мандалы — это не ряд отдельных планет, плавающих в космосе, а скорее единый ландшафт, разделенный на семь массивных островов с окружающими их океанами. На приведенном выше изображении они были ошибочно изображены как круги безличного пространства.
То, как изобразить подземные царства Земли на выставке Бху-мандала (так, чтобы они были видны посетителям), может потребовать некоторого размышления, но чего следует избегать при любом изображении, так это ошибочного представления о том, что Шукадева Госвами описывает семь слоев планет, похожих на глобусы, под так называемой Землей глобус. Популярное изображение ниже, изображающее положение Земли, используется практически на всех выставках ИСККОН по ведической космологии — несмотря на то, что оно совершенно неверно!
Первая ошибка заключается в том, что на изображении Земля изображена как земной шар, в то время как сам Шримад-Бхагаватам описывает Землю как диск диаметром 4 миллиарда миль, который образует массивный ландшафт в центре Вселенной. В Шримад-Бхагаватам нет так называемого Земного шара! Бхарата-варша не описывается как отдельная планета в космосе, но описывается как находящаяся на ландшафте Бху-мандалы; если быть точным, Бхарата-варша находится на южной стороне острова Джамбудвипа (центральный остров Бху-мандалы). Почему же тогда идея огромной Бху-мандалы была опущена из приведенного выше изображения, а вместо нее был представлен Земной шар? Независимо от того, что кто-то думает о Земле, следует понимать и признавать, что приведенные выше и подобные изображения Земли не являются точным и надежным отображением описания, данного в Шримад-Бхагаватам. Во-вторых, подземные царства находятся в глубинах Бху-мандалы на расстоянии 560 000 миль и не являются слоями планет, которые, по-видимому, уходят вниз на миллиарды миль (как показано на изображении выше). Согласно Шримад-Бхагаватам, длина Вселенной сверху донизу составляет четыре миллиарда миль, а вся нижняя половина Вселенной заполнена океаном Гарбходака на глубину 2 миллиарда миль. На поверхности океана Гарбодхака находится Ананта-шеша, который держит Земной круг на Своих капюшонах, который находится всего в 240 000 милях над поверхностью океана Гарбодхака. Семь подземных миров находятся в огромных глубинах самой Земли, adhastat sapta bhu-vivara (ШБ, 5.24.7). Над поверхностью Земли находятся все звезды и планеты, вращающиеся вокруг неподвижной Земли внизу. К сожалению, на данный момент у нас нет адекватных изображений, чтобы передать всю эту информацию; мы с нетерпением ждем вдохновленного компьютерного дизайнера, который может помочь представить описание Бху-мандалы в визуальной форме.
Автор: Майешвара дас
25 октября 2017г. — Ирландия — Оригинал статьи