Игра окончена для Земного шара, ч. 2

Продолжение обзора Презентации люстры Храма ведического планетария, Индия на Земле. Описание Ананта-шеши реальное или метафорическое? Земля в Чайтанья-лиле.

Продолжение обзора Презентации люстры Храма ведического планетария, Индия на Земле. Описание Ананта-шеши реальное или метафорическое? Земля в Чайтанья-лиле.

Ниже приводится продолжение нашего обзора рекламного ролика Храма ведического планетария (ХВП). В части 1 мы слышали официальное заявление ХВП о том, что Земля (Бху-мандала) удерживается Ананта-шешей. Хотя это учение немедленно лишает законной силы, сводит на нет и растворяет любую идею о том, что «Земля», о которой идет речь, — Земля, которая скоро будет представлена в Храме ведического планетария, — парит в космосе, мало кто пока, кажется, замечает или заботится о противоречии. Тем временем те члены общества, которые пишут о ведической космологии, продолжают сливать Бху-мандалу и Земной шар друг с другом и из них, как будто они каким-то образом одновременно едины и различны, хотя на самом деле они просто разные, без каких-либо сопоставимых атрибутов и особенностей. В сегодняшней статье мы услышим заявление ХВП о том, что Бхарата-варша является частью Джамбудвипы — учение, которое снова отменяет, сводит на нет и уничтожает любую идею о том, что Бхарата-варша является независимой планетой Земного шара, плавающей в космосе.

Пожалуйста, внимательно обратите внимание, что Земля, о которой идет речь, может относиться только к одной из двух вещей в ведической вселенной: либо она относится к Бху-мандале, либо к Бхарата-варше. Мы уже видели в части 1 этой статьи, что идея земного шара, парящего в космосе, не соотносится с описанием Земли в Шримад-Бхагаватам (Бху-мандала), диаметр которой составляет 500 миллионов йоджан и которую удерживает Ананта-шеша. В сегодняшней статье мы также покажем, почему идея земного шара никоим образом не соответствует описанию Бхарата-варши, которая является всего лишь одной частью на большом земном круге, а следовательно, не самой Землей. Бхарата-варша не может быть представлена как «Земля», когда на самом деле она является лишь небольшой частью более крупной земной плоскости. Для того, чтобы идея Земного шара была принята как действительная часть Ведической вселенной, она, очевидно, должна соответствовать описанию нашего местоположения в Ведической вселенной, как оно представлено в Шримад-Бхагаватам. К сожалению, для тех, кто спорит от имени всего земного шара, это не так.

Весь разгром природы Земли в ведической космологии может быть разрешен за пятнадцать минут, если правильно понять, что Шукадева Госвами подразумевает под (а) Бху-мандалой и (б) Бхарата-варшей. Идея о том, что «Земля» — это планета в форме шара, парящая в космосе, не поддерживается Шримад-Бхагаватам, потому что Шримад-Бхагаватам описывает «Землю» (Бху-мандалу), а также Бхарата-варшу (местоположение на Земле) совершенно по-другому. Действительно, наша цель в обзоре рекламного ролика «Храм ведического планетария» состоит в том, чтобы показать, что участники проекта полностью осознают, что Шримад-Бхагаватам не описывает ни Бху-мандалу, ни Бхарата-варшу как планету, парящую в космосе; и что они просто спотыкаются о свои собственные слова, когда представляют это иначе. В части 3 этой статьи мы покажем, как, вырвав некоторые утверждения Шрилы Прабхупады о Бхарата-варше из контекста собственного описания Земли в Шримад-Бхагаватам, члены ИСККОН ошибочно представили так называемое «доказательство» существования Земного шара, которого на самом деле не существует в ведической вселенной.

Где находится Бхарата-варша, согласно Храмуведического планетария?

После показа нам нижней части Земли, которую удерживает тысячеглавый змей по имени Ананта-сеша (см. Часть 1 этой статьи), анимация затем перемещается вверх, чтобы показать нам площадь поверхности Земли. Затем представитель Храма Ведического планетария объявляет, что «Джамбудвипа — это центральный остров Бху-мандалы, а Бхарата-варша расположена на южной стороне Джамбудвипы«. В анимации мы видим следующее изображение Джамбудвипы:

Продолжение обзора Презентации люстры Храма ведического планетария, Индия на Земле. Описание Ананта-шеши реальное или метафорическое? Земля в Чайтанья-лиле.

Круглая форма предназначена для представления ландшафта диаметром 100 000 йоджан (800 000 миль) (см. ШБ 5.20.2). Как упоминалось в предыдущих статьях, качество анимации здесь крайне низкое, и очень трудно понять, что это реальный пейзаж с горами, деревьями, реками, озерами, животными и людьми. Великий океан Соленой воды (кшара-самудрам), окружающий Джамбудвипу, был искажен как пустота в круге черного пространства (хотя вода прозрачна, океаны обычно изображаются синим цветом, а не как черная пустота). Аналогичным образом, окружающие острова и океаны Бху-мандалы были искажены как пустоты в кругах пространства (острова должны быть представлены как физическая суша, а не как черные пустоты).

В целом создается ложное впечатление, что человек смотрит на что-то в космосе, а не на часть ландшафта колоссальной земной плоскости. Мрачное «космическое» ощущение всего этого позволяет легко продвигать ложную идею о том, что Бху-мандала находится в «другом измерении». И поскольку Бху-мандала никогда не появлялась ни на одной из фотографий НАСА так называемой Земли, члены общества могут легко убедить себя, что они действительно живут на одиноком земном шаре, плавающем в темном космосе, как изображают картинки НАСА (мы рассмотрим мошеннический характер фотографий НАСА и видеозаписи Земли в более поздней статье). Оставив все это на мгновение в стороне, давайте сосредоточимся на правильном представлении рассказчика о том, что «Джамбудвипа — это центральный остров Бху-мандалы, а Бхарата-варша расположена на южной стороне Джамбудвипы». Местоположение Бхарата-варши на южной стороне Джамбудвипы действительно подтверждается в ШБ 5.16.9 (мы обсудим этот стих позже).

Шах и мат!

Шахматист, который не учитывает все возможные противодействующие ходы своего противника, может уверенно переместить фигуру в определенное положение на шахматной доске; однако мгновение спустя тот же человек может вздрогнуть и поморщиться, обхватить голову руками и застонать от поражения, когда его противник делает ловкий ход, который ставит ему шах и мат.

Аналогичным образом представители ХВП поместили Бхарата-варшу в Джамбудвипу, но не осознавая, что такой ход сигнализирует об окончании игры для тех, кто утверждает, что Бхарата-варша — это шар, парящий в пространстве. Поскольку Бхарата-варша расположена на юге гигантского континента под названием Джамбудвипа, ее никогда нельзя поместить или переместить в какое—либо другое положение — например, земной шар, парящий в космосе. Точно так же, как конституционное положение Лондона состоит в том, чтобы оставаться частью земли Англии, так и конституционное положение Бхарата-варши состоит в том, чтобы оставаться частью земли Джамбудвипа. Это станет яснее, когда мы поймем детали этого огромного ландшафта, на котором расположена Бхарата-варша, и, конечно, относительное положение Солнца, Луны и других планет по отношению к Бхарата-варше.

Описание вращения Солнца, Луны и других планет над плоскостью Бху-мандалы в Шримад-Бхагаватам никоим образом не соответствует современной идее о том, что планеты вращаются вокруг земного шара. Фактически, нынешняя попытка ИСККОН переопределить Бхарата-варшу как глобус, парящий в космосе, и как часть так называемой «солнечной системы», приводит к такой впечатляющей перестройке ведической планетной системы, что ее больше нельзя даже рассматривать как изложение ведической космологии. Мы обсудим этот вопрос далее в части 4 этой статьи.

Мы приводим приведенный выше пример шаха и мата не в духе соперничества с другими членами ИСККОН, которые спорят от имени всего земного шара, а просто для того, чтобы привести пример, помогающий проиллюстрировать тот факт, что Земной шар на самом деле находится в состоянии шаха и мата — по крайней мере, в соответствии с правилами расположения планет упорядоченных в ведической космологии. Намерение здесь состоит не в том, чтобы дискредитировать, обесценить или восторжествовать над другими, а скорее в том, чтобы установить надлежащую победу и прославление Шри-Кришны — создателя Земли, самой Земли (Бху-деви), держателя Земли (Ананта-шеша), и того кто поднял Землю (Вараха). Хотя нет никаких сомнений в том, что Шрила Прабхупада в совершенстве прославляет Шри Кришну и Его аватаров, независимо от того, как Земля представлена в этих играх, как только мы начинаем понимать и принимать поистине ошеломляющие масштабы Земли, как это описано в Пятой песни Шримад-Бхагаватам, истинная слава творения Шри-Кришны (в форме гигантского Земного круга) делает игры Шри Кришны на Земле еще более удивительными, достойными похвалы и наслаждения.

Какая разница, круглая Земля или плоская?

Иногда мы слышим, как преданные говорят, что не важно, круглая Земля или плоская, и что главное — это преданность Кришне. Но как может быть истинная преданность Шри-Кришне в Его форме Ананта-шеши, когда Ананта-шеша просто исчезает с картины каждый раз, когда Земля представляется в виде шара, парящего в пространстве? И как может быть надлежащая преданность Бху Деви (супруге Вишну), если человек не знает истинного величия ее физического проявления в форме гигантской Бху-мандалы? Вопрос о том, является ли Земля «круглой или плоской», с самого начала несколько предвзят, потому что, когда люди слышат термин «плоская Земля», они автоматически думают о плоской версии земного шара. Однако плоская Земля в ведической космологии не означает сплющенную версию так называемого земного шара; плоская Земля относится к гигантскому ландшафту, который простирается горизонтально через весь центр Вселенной и который удерживается на месте Ананта-шешей. Почему форма и размер Земли являются проблемой? Форма и размер Земли важны для понимания, потому что современное представление Земли в форме шара создает представление о том, что Земля — это небольшое ограниченное количество земли, и тем самым скрывает или полностью удаляет знания о гораздо большей Земной плоскости, как описано в ведической литературе. Это создает в уме ложное представление о реальности, что мы живем на изолированной планете, вращающейся в темном космосе, тогда как, согласно ведическим писаниям, на самом деле мы находимся на гигантской земной плоскости с различными землями и цивилизациями, окружающими нас со всех сторон. Представляя Землю в виде глобуса, остальная часть Бху-мандалы, семь островов и океанов, люди, животные и т.д. — все становятся обезличенными, и никто не узнает об их существовании. В форме шара Земля не просто искажена, скорее, настоящая Земля (Бху-мандала) и держатель Земли (Ананта-шеша) вообще не представлены. Идеология Земного шара по своей сути имперсоналистична. Мы подробнее остановимся на этом моменте в более поздней статье под названием «Что случилось с Матерью-Землей?«.

Если описание Бху-мандалы в Шримад-Бхагаватам неверно, тогда все остальное в Шримад-Бхагаватам становится бессмысленным; это так, потому что все игры Господа Кришны на самом деле происходят в Бху-мандале, и невозможно должным образом оценить игры Шри Кришны, не оценив природу Земли, на которой Он находится. Спортивные состязания. Баларама в образе Ананта-шеши держит Бху-мандалу (ШБ 10.68.46), Вараха поднял Бху-мандалу, когда она погрузилась в океан Гарбходака (ШБ 3.3.41), Вамана пересек Бху-мандалу одним шагом (8.20.32-33), а великие цари, такие как Притху (ШБ 4.16.20) и Дхрува (ШБ 4.12.16) правил Бху-мандалой. Тщательное изучение Пуран показывает, что все аватары Господа резвятся на большом круге Земли, а не на земном шаре. Бху-мандала демонстрирует не только удивительное творение Кришны, но и Его сверхчеловеческую деятельность над ним. Если Земля, на которой мы живем, — это земной шар, тогда мы можем с таким же успехом закрыть Шримад-Бхагаватам и забыть все остальное о Чудесном Кришне. В противном случае, если мы примем Шримад-Бхагаватам таким, какой он есть, трансцендентное учение о том, что мы живем на гигантском круге Земли, который удерживает Ананта-шеша, является прямым духовным вызовом нашей коллективной майе, согласно которой мы живем на Земном шаре, парящем в космосе.

Таким образом, истинная форма и размер Земли и ее связь с остальной Вселенной являются фундаментальной темой из-за радикально отличающихся мировоззрений, созданных верой в материальную или духовную науку. Короче говоря, вера в космологию Шримад-Бхагаватам и других Пуран создает преданность Шри-Кришне, тогда как вера в современную светскую космологию (которая отрицает ведическое мировоззрение) неизбежно ведет к атеизму и имперсонализму. Атеист, например, не способен поверить, что Шри Кришна создал Землю, или что Ананта-шеша держит Землю, или что Вараха поднял Землю, или что Вамана пересек Землю одним шагом, или что Притху доил Землю и т.д., Однако преданным поклонникам Шри Кришны не составит труда признать, что все творение исходит из личностного источника и что Кришна, Верховная Личность Бога, любит развлекаться внутри Своего собственного творения. Таким образом, вера в игры Шри-Кришны и вера в природу творения Шри Кришны, явленную Самим Господом (через Пураны), очень тесно связаны и зависят друг от друга, как мы объясним в последующих статьях. Отсутствие или потеря веры в ведическую космологию имеет естественные последствия для веры человека в Шри Кришну. И наоборот, если кто-то заявляет, что верит в Шри Кришну, из этого следует, что он будет верить в Землю такой, какой ее создал Господь и какой ее открыл Шукадева Госвами в Шримад-Бхагаватам.

Учение о том, что Ананта-шеша буквально удерживает Землю (см. Ниже), конечно, является трансцендентным вызовом всем тем, кто, несомненно, признает подлинность так называемых «фотографий», на которых Земля изображена как шар, парящий в космосе. Читатель, возможно, теперь может начать понимать, почему вопрос о том, является ли Земля «плоской или круглой», не является тем, который можно легко отбросить как несущественный. Поскольку вера в Шри Кришну и вера в творение Шри Кришны неразрывно связаны, преданный не может упрощенно утверждать, что любовь к Богу является истинной целью жизни, и что вопросы о форме Земли предназначены для тех, кто парит на ментальном уровне, несущественны, неуместны и ниже его понимания, это особая бхава. Вместо того, чтобы позволять своей вере в земной шар становиться причиной преуменьшения, пренебрежения или даже сомнения в описаниях Бху-мандалы и Ананта-шеши, следует учитывать, что необычное описание Земли в Шримад-Бхагаватам, несомненно, должно быть причиной для того, чтобы начать сомневаться в своей прежней вере в земной шар, вместе со всей так называемой наукой и пропагандой, которая ее поддерживает.

Ведическая и современная концепции Земли создают мощные и драматические различия в нашем понимании того, кто мы есть, где мы находимся и как мы относимся к остальной Вселенной. Описание Земли в Шримад-Бхагаватам сообщает нам, что остальная Вселенная находится намного ближе, чем мы думали. На самом деле, наши ближайшие соседи во Вселенной находятся всего в нескольких тысячах миль (на краю известной нам части Земли); эти области переходят в обширный ландшафт круглой формы со множеством других мест, изобилующих жизнью. Это революционная и изменяющая жизнь концепция, и, таким образом, вопрос о форме и размере Земли не является второстепенной или незначительной деталью.

Члены ИСККОН могут свободно верить, что Земля — это шар, парящий в космосе, если они того пожелают, и так называемые научные доказательства могут убедить их в том, что это действительно так; однако Шримад-Бхагаватам не описывает Землю таким образом, и поэтому члены общества не вправе накладывать свое собственное представление о Земле на первоначальную концепцию Земли и нашего местоположения на ней, изложенную в Шримад-Бхагаватам. В следующих статьях должно стать очевидным, что представители Храма ведического планетария противоречат своим собственным словам, официально представляя Бхарата-варшу как часть ландшафта Джамбудвипы, но в то же время проповедуя противоречивое сообщение о том, что Бхарата-варша — это Земной шар, парящий в космосе. Единственная причина, по которой Бхарата-варша продолжает представляться как шар, парящий в пространстве, заключается в том, что члены сознания Кришны не придерживаются последовательного описания Шримад-Бхагаватам того, где находится Бхарата-варша в Джамбудвипе, его связи с большим земным планом (Бху-мандала) и его отношения к Солнцу, Луне и другим планетам (это станет более ясным в четвертой части этой статьи, когда мы обсудим ведическое планетарное устройство). Подобно начинающему шахматисту, который думает, что может избежать мата, передвинув короля способом, противоречащим правилам игры, члены ИСККОН продолжают позиционировать Бхарата-варшу как глобус в пространстве, но таким образом, который полностью противоречит первоначальному представлению о том, что «Джамбудвипа — центральный остров Бху-мандалы и Бхарата-варша расположены на южной стороне Джамбудвипы«.

Итак, что именно это означает и каковы последствия для парадигмы земного шара? Почему это конец игры для земного шара в ведической космологии? И как это может быть концом игры для земного шара, когда сам Шрила Прабхупада говорил о Земле как о шаре, парящем в космосе? Давайте начнем отвечать на этот вопрос, задав сообществу преданных очень простой вопрос: где находится Индия на карте Земли? Причина, по которой этот вопрос важен, заключается в том, что местоположение Индии на Земле зависит от того, что мы подразумеваем под «Землей».

Где находится Индия на карте Земли?

На изображении ниже показан вход в храм Кришны-Баларамы, который находится во Вриндаване (Индия).

Где находится Индия на карте Земли?

Находится ли Индия на поверхности земного шара, как показано на приведенной выше карте «Земли», или Индия находится на поверхности большей плоской Земной плоскости, как это описано в Шримад-Бхагаватам и других Пуранах? Если вайшнавы в 21 веке думают, что Земля (Притхиви) — это земной шар, а Индия находится на поверхности Земного шара, то следует отметить, что такие вайшнавы работают с определением Земли, отличным от того, которое создал Сам Шри Кришна. В Санат-Кумара Самхите сказано:

трейлокйе притхиви дханья джамбудвипо йатах парам
татрапи бхаратам варшам татрапи матхура пури

«В трех мирах самым счастливым местом является Земля (Притхиви). Лучшее место на Земле — Джамбудвипа. В Джамбудвипе лучшее место — Бхарата-варша. В Бхарата-варше лучшее место — Матхура-пури».

Санат-кумара Самхита, стих 78

Точно так же в Падма-Пуране сказано:

«В трех мирах Земля почитаема; Джамбудвипа лучше ее. В этом страна Бхарата (превосходна); в этом город Матхура (лучший). В ней (роща), называемая Вриндавана (превосходна); в ней превосходна группа друзей Радхи. В этом Радхика — лучшая».

Падма Пурана, V, 81.52-56

Чтобы полностью понять трансцендентный смысл приведенных выше утверждений из Санат-кумара Самхиты и Падма Пураны, преданный Шри-Кришны должен сначала знать (1) форму и размер Притхиви (рассматриваемой Земли); (2) Джамбудвипа (центральный остров Земли); и (3) Бхарата-варша (место в Джамбудвипе). Шримад-Бхагаватам описывает Бхарата-варшу как часть Джамбудвипы; но поскольку Джамбудвипа измеряется в 100 000 йоджан (800 000 миль) в диаметре (см. ШБ 5.20.2), и более того, поскольку Джамбудвипа является лишь одним из семи гигантских круглых островов, составляющих Землю (Притхиви), диаметр которого составляет поразительные 500 миллионов йоджан (4 миллиарда миль) (см. ниже). Очевидно, что мы говорим о совершенно иной концепции Земли, отличной от той, которую нам представили светские агентства, такие как НАСА.

Хотя мы только что услышали от ХВП, что «Джамбудвипа — это центральный остров Бху-мандалы, а Бхарата-варша расположена на южной стороне Джамбудвипы», членам ИСККОН трудно понять или принять, что Индия (и остальной известный нам мир) является частью более крупного Земной план, возникает главным образом по трем причинам: (1) Шрила Прабхупада в основном называл Землю шаром; например, в комментарии к Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада писал: «Все планеты здесь описаны как гола, круглые. Каждая планета круглая, и каждая планета — это свое убежище, точно так же, как острова в великом океане. Планеты иногда называют двипа или варша. Эта планета Земля называется Бхарата-варша, потому что ею правил царь Бхарата. (Комментарий к ШБ 3.23.43). Мы обсудим представление Шрилы Прабхупады о Бхарата-варше как «этой планете Земля» в части 3 этой статьи. (2) Многие члены общества все еще недостаточно знают или понимают названия мест Бхарата-варша, Джамбудвипа и Бху-мандала (как они описаны в Шримад-Бхагаватам), что неизменно приводит к отсутствию веры в пураническое мировоззрение. (3) Члены общества остаются приверженными мировоззрению светской науки, которая представляет Землю как планету в форме шара. Ограниченная площадь поверхности так называемой Земли, как она изображена на глобусе, создает впечатление, что весь мир уже полностью исследован и нанесен на карту, и что больше нет Земли, которую можно было бы рассматривать. Однако, согласно Шримад-Бхагаватам, Земли гораздо больше, и поэтому наше понимание того, что подразумевается под «Землей», а также наше физическое описание и карта Земли должны быть соответствующим образом скорректированы. .

Местоположение Индии на карте Земли зависит от того, что мы подразумеваем по «Землёй» (Притхиви)

Когда мы читаем в Пуранах такое утверждение, как «В трех мирах самое счастливое место — это Земля», мы, естественно, предполагаем, что Земля означает земной шар, парящий в космосе, но ведические мудрецы описывают Землю не так. Ведическая Земля (Бху-гола) последовательно измеряется в Шримад-Бхагаватам и других Пуранах как 500 миллионов йоджан или 4 миллиарда миль в диаметре — панчасат-коти-ганитасйа бху-голасйа (ШБ 5.20.38). В Пуранах также говорится, что Ананта-шеша удерживает Землю в неподвижном положении, а не в том, что она парит в пространстве — мурдхани арпитам ануват сахасра-мурдхно бху-голам сагири-сарит-самудра-саттвам (ШБ 5.25.2). Имена Бху и Притхиви — это лишь некоторые из многих способов обращения к Матери-Земле, у которой есть множество других имен, таких как Васундхара, Дхарани, Махи, Гам, Авани и т.д. Пураническая концепция Земли как гигантского круглого ландшафта, которой придерживается Ананта-шеша, также является той, которой учат главные биографы Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, а именно Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами в своей книге «Чайтанья-чаритамрита» и Шрила Вриндаван дас Тхакур в своей книге «Чайтанья Бхагавата». В следующих стихах из «Чайтанья-чаритамриты» Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами от имени Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху и его последователей подтверждает гаудия-вайшнавское понимание огромных размеров и положения Земли (Притхиви), как оно раскрывается в Пуранах. Прежде всего Кришнадас Кавираджа Госвами утверждает, что Земле (Притхиви) повезло из-за Вриндавана:

trai-lokye prthivi dhanya
yatra vrndavanaa puri
tatrapi gopikah partha
yatra radhabhidha mama

«О Партха, из всех трех планетных систем этой Земле (Притхиви) особенно повезло, потому что на Земле находится город Вриндаван. И там гопи особенно великолепны, потому что среди них Моя Шримате Радхарани».

Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.216

Позже, в «Чайтанья-чаритамрите», Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами сообщает нам о размерах Земли (Притхиви).:

pancasat-koti-yojana prthivi-vistara
yanra eka-phane rahe sarshapa-akara

«Вселенная, диаметр которой составляет пятьсот миллионов йоджан, покоится на одном из Его капюшонов, как горчичное зерно».

Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 5.119

Хотя в переводе Шрилы Прабхупады к этому стиху имя Притхиви было переведено как «вселенная», имя Притхиви является общим именем, которое относится конкретно к Земле. В Вишнудхармоттаре упоминаются несколько из многих названий Земли:

«Эта Земля называется Бхуми, Васундхара, Притхиви, Кшама, Кшони, Дхара и Махи».

Вишнудхармоттара, Кханда 3, абхидхана Коша, глава 8, стих 8

Вишну Пурана объясняет, почему Земля называется Притхиви:

«Даровав жизнь Земле, Притху стал ее отцом, и отсюда она получила отчество Притхиви». (дочь Притху).»

Вишну Пурана, Книга, 1 глава 13

На протяжении всего своего учения Шрила Прабхупада обычно переводит Притхиви как Землю:

«Следовательно, эта Притхиви, или Земля, является нашей матерью. Все исходит от Земли».

Лекция, Бхуванешвара, 29 января 1977 г.

Шрила Прабхупада любил цитировать заявление Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, притхивите аче йата нагаради грама/ сарватра прачара хайбе мора нама: «В каждом городе и деревне на Земле (Притхиви) будет слышно повторение Моего имени». [Кстати, это заявление означает, что движение санкиртаны распространится по всей Бху-мандале, а не то, что оно ограничено ограниченными пределами так называемого Земного шара]. В любом случае, приведенный выше стих (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 5.119) подтверждает, что Земля (Притхиви) имеет 500 миллионов йоджан в диаметре и покоится (рахе) подобно горчичному зерну на одном из капюшонов Ананта-шеши. Давайте далее отметим, что слово рахе означает стоять или пребывать, таким образом, Земля не движется.

Поскольку Ананта-шеша содержит Землю (Притхиви), диаметр которой составляет 500 миллионов йоджан, члены Международного общества сознания Кришны могут быть справедливо сбиты с толку, потому что сам Шрила Прабхупада приравнивал Притхиви к современному земному шару:

«Поэтому Чайтанья Махапрабху рекомендовал этот процесс не только для Индии, но и для всех людей мира. Он сказал, что притхивите аче йата нагаради грама. Притхиви означает «на лице мира».; аче, «когда есть». Нагар означает «города», а грама означает «деревня» или «округ». Поэтому Он сказал: «Сколько бы деревень, городов или округов, человеческого общества ни было на поверхности земного шара», сарватра прачара хайбе мор нама, «Мое имя» — означает имя Господа Чайтаньи, потому что Он ввел простой метод повторения Харе Кришна — «будет прославляться.» Таково Его предсказание».

ШБ, 7.6.6-9, Монреаль, 23 июня 1968 г.

Хотя Шрила Прабхупада приравнял здесь Притхиви к современному земному шару, контекст лекции сообщает нам, что Шрила Прабхупада не давал официального представления о ведической космологии, а просто говорил о Земле в общепринятом смысле, а не так, как ее описывает Шримад-Бхагаватам или «Чайтанья-чаритамрита». Темой лекции не было — как мы все делаем сейчас — точного определения природы Земли в соответствии с ведической космологией; скорее, темой лекции было объяснение появления Святого Имени на Земле. Точная природа Земли — это другой вопрос. Таким образом, у членов ИСККОН нет никаких оснований использовать это и подобные заявления в качестве «доказательства» того, что Шрила Прабхупада считал Ведическую Землю шаром. Как могут члены ИСККОН продолжать утверждать, что Притхиви означает Земной шар, когда мы только что услышали от Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами, что Притхиви имеет диаметр 500 миллионов йоджан и удерживается в воздухе Ананта-шешей? Во многих местах Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами подтверждает ту же точку зрения, что Ананта-шеша удерживает Землю:

prthivi dharena yei sesa-sankarsana — Шеша Санкаршана, который держит все планеты на Своих головах

«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 6.95

Хотя в переводе Шрилы Прабхупады говорится, что Шеша-санкаршана держит все планеты на Своих головах, буквальный перевод гласит, что Ананта-шеша держит (дхарена) только Землю (притхиви). Ведическая Земля — это единое целое (см. Ниже). Согласно Шримад-Бхагаватам, другие планеты, такие как Солнце и Луна, относятся к совершенно иной категории, чем Земля, и описываются как парящие и движущиеся в пространстве силой Вайю (ШБ 5.23.3). Только Земля неподвижна, поскольку ее удерживает Ананта-шеша, поэтому она не парит и не движется в пространстве, как другие. Причина, по которой буквальный перевод этих стихов необходим для исполнения желания Шрилы Прабхупады создать «рабочую модель Вселенной», заключается в том, что конкретная деталь, в которой Ананта-шеша держит Землю, дает нам совершенно иное представление о Земле, отличное от нашего современного представления о том, что Земля парит в космосе. Во-вторых, чтобы опровергнуть аргумент о том, что сама Бхарата-варша может быть идентифицирована как современный земной шар, мы должны сначала понять, что на самом деле представляет собой основание Бхарата-варши. Соответствует ли описание Бхарата-варши в Шримад-Бхагаватам идее о том, что Земля — это планета в форме шара, парящая в пространстве с воздухом (Вайю) в качестве опоры, или Бхарата-варша просто часть большего ландшафта Бху-мандалы, который поддерживается/ удерживается Ананта-шешей? Продолжая этот обзор изложения ведической космологии в ХВП, мы увидим, что Бхарата-варша действительно расположена на ландшафте круглой Земли, которую удерживает Ананта-шеша; и, таким образом, его непосредственной опорой или основой является Ананта-шеша, а не Вайю, что имело бы место, если бы Бхарата-варша была независимой планетой, плавающей в космосе вместе с другими планетами.

Перевод Шрилы Прабхупады о том, что Ананта-Шеша поддерживает все планеты, можно понимать в том смысле, что, поддерживая гигантскую Землю на Своих Капюшонах, Земля, в свою очередь, поддерживает жизнь во всей Вселенной:

«Земля, поддерживаемая на голове этого суверенного змея, поддерживает, в свою очередь, гирлянду сфер вместе с (их обитателями) людьми, демонами и богами».

Вишну Пурана, Книга 2, глава 5

«О превосходнейший из всех царей, но для меня подданные будут уничтожены. О царь, все миры покоятся во мне. Вся вселенная поддерживается Мной».

Вайю Пурана, Часть 2, глава 1, стих 154

То, как Земной круг космического размера поддерживает остальную Вселенную, — тема для другого дня. Достаточно сказать, что Шеша-Санкаршана поддерживает всю вселенную, для целей создания рабочей модели ведического космоса мы должны знать, что Ананта-шеша специально удерживает Землю в неподвижном положении, в то время как планеты и звезды парят и движутся над Землей с помощью сила Вайю. Если бы Ананта-шеша держал все остальные планеты на Своих капюшонах, они не смогли бы вращаться по кругу вокруг Дхрувалоки. Цель Шрилы Прабхупады в утверждении, что Шеша-Санкаршана «держит все планеты на Своих головах», или держит всю «вселенную» на Своей голове, состоит в том, чтобы помочь нам понять, что вся вселенная со всеми ее планетами и светилами поддерживается и контролируется Верховной Личностью Бога, а не действует безличными материальными силами, как атеисты иначе представляют в своей пропаганде. Осознав этот факт, мы можем более внимательно присмотреться к той конкретной детали, что Ананта-шеша специально удерживает Землю. Вышеупомянутое понимание этих стихов исходит не из желания быть «сверхразумным» или «перепрыгивать через духовного учителя», а просто для того, чтобы обеспечить точное представление ведической космологии в Храме ведического планетария, что соответствует собственному указанию Шрилы Прабхупады::

«Внимательно изучите детали 5-й песни и создайте рабочую модель Вселенной».

Письмо Сварупе Дамодаре, Окленд, 27 апреля 1976 г.

В этом стремлении мы следуем наставлениям Шрилы Прабхупады всегда основывать свои аргументы на шастрах:

«Поэтому, согласно ведической цивилизации, если вы хотите что-то установить, вы должны процитировать раздел или предписание из Вед, тогда это совершенно. В ученом кругу вы не можете сказать ничего путанного. Это не будет принято. Если вы подкрепляете свое утверждение доказательствами Вед, тогда вас признают авторитетом».

Бхагавад-гита, 16.9, Гавайи, 5 февраля 1975 года

«Если вы читаете ходж-поджа (мешанину, беспорядок), то вы не сможете понять. Поэтому садху. А садху означает, что он приводит цитаты из шастр, а в шастрах Он садху. Садху не даст ничего, изготовленного им самим. Нет, он не садху. Садху имеет в виду, что бы он ни говорил, он немедленно даст показания из шастр. Садху-шастра-гуру. А гуру означает того, кто следует садху и шастрам».

ШБ 1.2.7, Вриндаван, 18 октября 1972 года

Что касается шастры, члены общества могут оспаривать наше представление о том, что Ананта-шеша конкретно удерживает Землю, а не вселенную; но вы неизменно обнаружите, что все имена, используемые в связи с Ананта-шешей, являются именами только для Земли. Описание Ананта-шеши, держащего Землю, содержится в Двадцать пятой главе Пятой песни Шримад-Бхагаватам. Названия Земли — Кшити-мандалам (ШБ 5.25.2), Бху-голам (ШБ 5.25.12) и Кшмам (ШБ 5.25.13). Все это конкретные названия Земли, и Шрила Прабхупада перевел их как таковые во всей остальной части Шримад-Бхагаватам. Господь Шива также подтверждает, что Ананта-шеша удерживает Бху-мандалу (ШБ 5,17.21). Тот же факт подтверждает царь Читракету, который получил даршан Ананта-шеши (ШБ 6.16.29-30) и восхвалял Господа как держателя Бху-мандалы (ШБ 6.16.48). Кауравы также восхваляли Господа Балараму как воплощение Ананта-шеши, который держит Бху-мандалу (ШБ 10.68.46). Как уже упоминалось выше, в литературе Чайтаньи Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами подтверждает, что Ананта-шеша держит Землю — притхиви дхарена йей шеша-санкаршана (ЧЧ Ади-лила, 6,95). Здесь название Земли — Притхиви. Снова упоминается имя Притхиви, чтобы объявить, что Земля состоит из 500 миллионов йоджан и удерживается Ананта-шешей—панчасат-коти-йоджана притхиви-вистара/янра эка-пхане рахе саршапа-акара (СС, Ади-лила 5.119). Если кто-то хочет утверждать, что все названия Земли должны предполагаться как означающие Вселенную, тогда у нас не останется имен, с помощью которых можно было бы указать на Землю, когда случай конкретно потребует от нас этого. Причина, по которой Земля называется одним набором имен (Бху, Притхиви, Махи и т.д.), А Вселенная называется другим набором имен (Брахманда, Вишва и т.д.), Заключается в том, что мы можем отличать одно от другого. Это позволяет нам построить точную модель Вселенной в соответствии с описанием каждого конкретного названия места.

То же понимание того, что Ананта-шеша удерживает Землю, представлено Шрилой Вриндаваном дасом Тхакуром в «Чайтанья Бхагавате»:

hodgepodge ananta prthivi giri-samudra-sahota ye-prabhu dharana sire palana karite

«На Своей голове Анантадева поддерживает всю вселенную с ее миллионами планет, содержащих огромные океаны и горы».

Чайтанья Бхагавата, Ади-кханда, 1.65

Хотя Шрила Прабхупада не переводил «Чайтанья Бхагавату», приведенный выше перевод следует тому же способу перевода Земли (Притхиви) как «вселенной». Однако Притхиви означает единственную Землю, а не «всю вселенную», которая имеет различные санскритские названия, такие как брахманда, вишва, джагат и т.д. В «Чайтанья Бхагавате» Вриндаван дас Тхакур подтверждает это понимание Земли, заявляя:

sri-varaha-rupe kara prthivi uddhara/narasimha-rupe kara hiranya-vidara

«В образе Варахи Ты освободил Землю, а в образе Нрисимхи Ты разорвал на части демона Хираньякашипу».

«Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.171

Здесь говорится, что Земля, поднятая Варахой, называется Притхиви. Нет никаких сомнений в том, что Вараха поднял Землю, а не всю Вселенную. Таким образом, Притхиви, несомненно, означает Землю, и, согласно Шриле Кришнадасу Кавирадже Госвами, Земля, о которой идет речь, удерживается Ананта-шешей и имеет диаметр 500 миллионов йоджан.

Дхаранидхара

В еще одном стихе Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами подтверждает ту же мысль, что Ананта-шеша удерживает Землю:

sei vishnu ‘sesha’-rupe dharena dharani
kanha ache mahi, sire, hena nahi jani

«Тот же самый Господь Вишну в образе Господа Шеши держит планеты на Своих головах, хотя Он не знает, где они находятся, потому что Он не может чувствовать их существование на Своих головах».

Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 5.17

Здесь говорится, что Ананта-шеша удерживает (дхарена) Землю (дхарани). Хотя Шрила Прабхупада перевел дхарани как «планеты», дхарани относится к единственной Земле. Шрила Прабхупада переводил Дхарани как единственную Землю в других местах, например:

dharani uvaca — ответила мать-земля

ШБ 1.16.25

dhanyeyam adya dharani — теперь эта Земля стала счастливой

ШБ 10.15.8

Шрила Прабхупада цитирует Шри Джаядеву Госвами, великого вайшнавского поэта, который пел следующее:

vasati dasana-sikhare dharani tava lagna
sasini kalanka-kaleva nimagna
kesava dhrita-sukara-rupa
jaya jagadisa hare

«О Кешава! О Верховный Господь, принявший облик вепря! О Господи! Планета Земля покоилась на Твоих клыках, и она выглядела как луна, покрытая пятнами.»

Здесь говорится, что Вараха поднял единственную Землю (Дхарани). В нем не говорится, что Вараха поднял «Земные планеты». Великий Земной круг, безусловно, имеет много областей на своей обширной поверхности, но это уникальный ландшафт, состоящий из семи концентрических островов и океанов, а не набор отдельных земных шаров, как можно заключить из терминологии Шрилы Прабхупады, такой как «Земные планеты» (см. Бг 14.8; ШБ 2.6.43 -45; ШБ 3.6.29) или «Земная планетная система» (ШБ 2.5.42 и т.д.). Использование Шрилой Прабхупадой термина «Земные планеты» предназначено для того, чтобы пробудить всех нас к потрясающему откровению, содержащемуся в ведических учениях, о том, что существует много других цивилизаций, подобных Земле. Однако, внимательно изучив Шримад-Бхагаватам, мы можем убедиться, что все другие земные места и цивилизации являются частью одного гигантского земного ландшафта, разделенного на множество различных регионов, а не набором отдельных глобусообразных «планет». Использование Шрилой Прабхупадой английского слова «планеты» было термином по умолчанию практически для любого региона во Вселенной; однако читатель Шримад-Бхагаватам должен знать, что современная концепция «планеты» не соотносится с тем, как сам Шримад-Бхагаватам описывает различные места на поверхности Земли (сапта-двипа), а также те места в ее обширных глубинах Земли, такие как подземные небеса (била-сварга) и ад (нарака). В любом случае, Господь Вараха поднял одну гигантскую Землю, а не множество «Земных планет». Как уже упоминалось, другие планеты (Солнце, Луна и т.д.), а также звезды относятся к категории, отличной от Земли, поскольку они не описываются как удерживаемые на капюшонах Ананта-шеши, а скорее как плавающие и движущиеся в пространстве силой Вайю (ШБ 5.23.3). В «Чайтанья Бхагавате» Вриндаван дас Тхакур также использовал имя Махи, чтобы подтвердить, что Ананта-шеша держит Землю:

sahasra-vadane krishna-yasa nirantara/gaite achena adi-deva mahi-dhara

«Неся вселенную на одном из Своих капюшонов, Анантадева воспевает славу Кришны каждым из Своих тысяч уст».

Чайтанья Бхагавата, Ади-кханда, 1.67

Здесь слово, обозначающее Землю, — Махи. Таким образом, Махи-дхара означает удерживать Землю, а не вселенную.

«Эта Земля называется Бхуми, Васундхара, Притхви, Кшама, Кшони, Дхара и Махи«.

Вишнудхармоттара, Кханда 3, абхидхана Коша, глава 8, стих 8

«О царь! Название этой Земли — Медини, поскольку она была создана из костного мозга двух Асуров Мадху и Кайтабхи. Эта Земля называется Дхарой, потому что она поддерживает все; называется Притхви, потому что она очень вместительна; и ее называют Махи, потому что она велика, поскольку она поддерживает так много существ. О царь! змей Ананта держит ее на своих тысяченогих лапах.»

Деви Пурана, 3-я Адьяя, глава 13, стихи 8-10

Шрила Прабхупада во многих местах переводит Махи как «Земля» (Бг, 1.32-35; ШБ, 1.12.5; ШБ, 3.12.11; ШБ, 4.17.28 и т.д.). Помимо утверждения, что имя Земли — Притхиви и Махи, Вишнудхармоттара также называет Ее именем Дхара. «Брахма-виварта-пурана» подтверждает, что имена Дхара и Дхарани — это оба названия Земли:

«Поскольку она несет бремя всех, ее называют Дхарой и Дхарани».

Брахма-виварта Пурана, пракрити-кханда, глава 9

Вишну в образе Ананта-сеши называют Дхаранидхарой (владыкой Земли). В Нарасингха-пуране говорится:

«Приветствую владыку трех миров, Вишну и Дхаранидхару Ананту. Частое приветствие Богу богов».

Нарасингха-пурана, глава 11

Здесь он прославляет Ананта-шешу как держателя Земли (дхаранидхара). На протяжении всего Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада переводит Дхару как «Землю» (например, ШБ, 2.4.20; ШБ, 3.18.2; ШБ, 4.7.29). В ШБ, 5.1.22 и ШБ, 6.1.4-5 Земля называется дхара-мандала, что означает круглая Земля. Мандала круглая, а не сферическая. Таким образом, Земля называется Дхара-мандала, Бху-мандала (ШБ, 4.12.16); Кшити-мандала (ШБ, 5.25.2); Авани-мандалам (ШБ, 4.21.7) и т.д.

Следует ли понимать описание Ананта-шеши, держащего Землю, буквально или метафорически?

В Части 1 мы обсуждали официальное заявление ХВП о том, что Ананта-шеша удерживает Землю. Все вышеприведенные стихи подтверждают, что это учение следует понимать буквально, а не метафорически: sei vishnu ‘sesha’-rupe dharena dharani (Вишну в форме Ананта-шеши держит Землю). Слово дхара буквально означает удерживать что-то. Индру, например, называют Враджа-дхарой, носителем молнии (ШБ 8.11.27), в то время как Шри-Кришна известен как Гада-дхара, обладатель дубинки (ШБ 1.8.39). Кришну также называют Гири-дхарой (поднимающим Говардхану). В рассказе о том, как Господь Кришна держит холм Говардхан, говорится:

ity uktvaikena hastena kritva govardhanacalam dadhara lilaya vishnus chatrakam iva balakah

«Сказав это, Господь Кришна, который есть Сам Вишну, поднял холм Говардхана одной рукой и поднял его так же легко, как ребенок держит гриб».

Шримад-Бхагаватам, 10.25.19

Слово «удерживать», используемое здесь, — это дадхара.

govardhana-acalam — Холм Говардхана; dadhara — Он удержал его; lilaya — очень легко

Таким образом, точно так же, как Шри-Кришна в образе мальчика-пастушка держит холм Говардхан, так и Шри-Кришна в образе Ананта-шеши держит Землю. На изображении ниже из документального фильма Данавиры Госвами «Ведический космос» изображен Ананта-шеша на вершине Курмы, держащий Земной круг снизу.

Тот же гигантский Земной круг, который удерживает Ананта-шеша, также удерживает Вараха, когда он поднимает Землю из океана Гарбходака. В следующем стихе Вараха называется бху-дхара — О поднимающий Землю:

«О поднимающий Землю (Бху-дхара), Земля с ее горами, которые Ты поднял Своими бивнями, расположена так же красиво, как цветок лотоса с листьями, поддерживаемый разъяренным слоном, только что вышедшим из воды».

Шримад-Бхагаватам, 13.40

Любое название Земли, которое используется в Шримад-Бхагаватам, такое как Бхуми, Притхиви, Дхара, Дхарани, Махи, Кшити, Авани, Гам и т.д., — это название одной Земли, которая измеряется в панчасат-коти-йоджане (500 миллионов йоджан или 4 миллиарда миль). Таким образом, когда Шрила Прабхупада переводит Притхиви как «поверхность земного шара» (см. ШБ 4.18.29), или Бху-мандала как «земной шар» (ШБ 3.21.52-54), или Авани-тала как «весь земной шар» (ШБ 5.7.1), или Махи как «земной шар» (ШБ 3.21.36) или в любом из сотен других случаев, когда Шрила Прабхупада переводит различные названия Земли как «глобус» или «планета», читатель должен знать, что Земля, о которой идет речь, описана в главах 16-26 Пятой песни и измеряется в 500 миллионов йоджан в диаметре. Это не так называемый Земной шар. Использование Шрилой Прабхупадой западных терминов, таких как «Земной шар» и «планета Земля», было просто обычным употреблением, которое на самом деле не соотносится ни с описанием Земли в Шримад-Бхагаватам как огромного круглого ландшафта, удерживаемого Ананта-шешей, ни с расположением Бхарата-варши на нем.

Земля в Чайтанья-лиле

Мы уже приводили много стихов из Шримад-Бхагаватам и «Чайтанья-чаритамриты», в которых описываются размеры и положение Земли. Если преданные не научатся работать с этими базовыми и конституциональными определениями Земли, они навсегда будут сбиты с толку следующими утверждениями из «Чайтанья Бхагаваты» и «Чайтанья-чаритамриты», которые были представлены нам в форме мема:

Очевидный вывод, конечно, состоит в том, что Земля должна иметь форму шара. Однако тот факт, что Шри Кришна Чайтанья Махапрабху в настроении Варахи поднял горшок, чтобы изобразить Землю, не является доказательством того, что Земля — это шар; был ли горшок круглым или нет, это другой вопрос. Ни в одном из текстов конкретно не упоминается форма горшка, хотя странно, что создатель вышеупомянутого мема выбрал большой круглый горшок для воды, чтобы представлять Землю, а не маленький горшок (гаду) с насадкой (как упоминает Шрила Прабхупада в своем комментарии). Мы можем предположить, что горшок был частью атрибутики божества, поскольку повествование из Чайтанайи Бхагаваты сообщает нам, что в этот момент Господь Чайтанья вошел в храмовую комнату Мурари Гупты. Поскольку Мурари Гупта был счастливым преданным, который был свидетелем этого времяпрепровождения, мы можем обратиться к его книге «Шри Кришна Чайтанья-чарита Махакавья», в которой это времяпрепровождение описано следующим образом:

vartulambuja-netrena / hunkarenanunadayan
dadhara dashanagrena / paittala jala-patrakam

«Его глаза цвета лотоса стали большими и круглыми, а Его рев громко отдавался эхом, когда Он держал кончиками зубов медный кувшин с водой».

Шри Кришна Чайтанья-чарита Махакавья, вторая сарга, стих 16

Здесь упоминается, что глаза Господа стали большими и круглыми (вартула), а не то, что кувшин с водой был большим и круглым. В тексте говорится, что Господь поднял медный кувшин с водой (пайтталам джала патракам). Латунные горшки для воды бывают всех форм и размеров, не все идеально круглые. Мурари Гупта также использует слово гаду (вараха-акара прабху хайла сеи-кшане сванубхаве гаду прабху тулила дасане — Господь немедленно принял облик Варахи и по Своей собственной милой воле схватил кувшин с водой зубами). Возможно, кто-нибудь из наших бенгальских преданных сможет просветить нас относительно точной формы гаду. В «Чайтанья Бхагавате» говорится: вишну-грихе прависта хайла вишвамбхара саммукхе декхенаджала-бхаджана сундара—Вишвамбхара вошел в храм Вишну, где увидел красивый кувшин для воды с носиком. (Чайтанья Бхагавата, Мадхья-лила, стихи 21-24). Выглядел ли медный кувшин для воды с носиком так:

Или так…

Это форма Земли? Это своего рода бессмысленный и пустой спор, который возникает, когда преданные либо не знают, либо просто предпочитают игнорировать первоначальное описание Земли, как оно содержится в Шримад-Бхагаватам. Для того, кто понял и принял описание Земли в Шримад-Бхагаватам, форма горшка, поднятого Махапрабху, не имеет значения, потому что горшок всегда предназначался только для символического обозначения Земли, а не для буквального представления формы Земли. Благословенный художник-преданный, который нарисовал чудесное времяпрепровождение Господа Чайтаньи в настроении Варахи, поднимающего Землю (см. ниже), невинно изобразил горшок, чтобы он выглядел как форма Земли, какой все могут ее принять; однако фактическая форма горшка и фактическая форма земля, поднятая Варахой, — это другой вопрос, поскольку ни Бху-мандала, ни Бхарата-варша (местоположение на Бху-мандале) не имеют формы круглого горшка.

Хотя Шрила Прабхупада в какой-то момент поручил одному из своих учеников нарисовать Землю в форме шара, позже он признал во время обсуждения Бху-мандалы в 1977 году, что Вараха поднял всю Бху-мандалу, а не Земной шар. Мы обсуждали этот вопрос в статье под названием «Поднял ли Вараха Земной шар?«

Если на основании этого одного случая, в котором Шри Чайтанья Махапрабху в настроении Варахи несет горшок с водой (чтобы действовать как Земля), кто-то затем решает (не определяя форму горшка) поверить, что Земля должна иметь форму шара???, тогда это происходит ценой отказа от глав с 16 по 26 Пятой песни, в которых Земля иначе описывается как гигантский круглый ландшафт диаметром 500 миллионов йоджан. С таким же успехом мы можем просто закончить обсуждение здесь, потому что, если мы не сможем установить природу Земли со ссылкой на официальное описание Земли, как оно раскрыто в Шримад-Бхагаватам, тогда нет никакой надежды когда-либо избавиться от этой Земной иллюзии. Для тех, кто думает, что Земля имеет форму горшка из-за вышеупомянутого случая из Чайтанья-лилы, давайте в качестве ответа представим, что у нас была возможность задать Самому Шри Чайтанье Махапрабху этот очень важный вопрос о форме и размере Земли, которую поднял Вараха. Как бы ответил Господь? Великий учитель (Махапрабху) может начать с цитаты из Шримад-Бхагаватам, в которой Шукадева Госвами утверждает, что Вараха поднял всю Бху-мандалу: rupam idam ca saukaram bhu-mandalenatha data dhritena te — в форме кабана ты поднял Землю (Бху-мандалу) на своем бивне (ШБ, 3.3.41).

Далее, чтобы определить форму и размер Бху-мандалы, Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, очевидно, отсылает нас к случаю, когда царь Парикшит задал Шукадеве Госвами тот же самый вопрос: «Бху-мандала разделена на семь островов. Вы дали очень общее описание их размеров, названий и характеристик. Теперь я хочу узнать о них поподробнее. Будь добр, исполни мое желание». (см. ШБ, 5.16.1-2). В начале своего ответа на вопрос царя Парикшита Шукадева Госвами категорически заявляет, что он расскажет нам о форме (рупа), размере (мана) и характеристиках (лакшанатах) рассматриваемой Земли — bhu-golaka-visesham nama-rupa-mana-lakshanato vyakhyasyamah (ШБ, 5.16.4). Я бросаю вызов любому, кто утверждает, что описанная в нем Бху-гола — это планета в форме шара, плавающая в космосе с окружностью 24 900 миль. Мы уже говорили, что, согласно Шукадеве Госвами, диаметр Бху-голы составляет 500 миллионов йоджан, или 4 миллиарда миль — pancasat-koti-ganitasya bhu-golasya (ШБ, 5.20.30). Более того, Бху-гола удерживается Ананта-шешей, а не парит в пространстве — murdhany arpitam anuvat sahasra-murdhno bhu-golam (ШБ, 5.25.12). Приведенные выше два утверждения из Шримад-Бхагаватам не подтверждают идею о том, что Бху-гола — это планета в форме шара (или водяного горшка) длиной 24 900 миль, парящая в космосе. Бху-гола, конечно, круглая, но она круглая, как в круглом, а не круглая, как в сферическом. Мы представили доказательства круговой природы Бху-гола в следующей статье «Поддерживает ли индуизм Плоскую Землю?, Часть 3«.

В ходе своего повествования о Бху-голе Шукадева Госвами специально обращается к первоначальному вопросу царя Парикшита о размерах и характерных чертах (manato lakshanatas ca sarvam) семи островов и океанов Земли saptabhih sapta sindhava upaklpta (ШБ, 5.16.2). Семь островов (сапта-двипа) и океаны (сапта синдхава) описаны в Двадцать первой главе Пятой песни и имеют поразительную протяженность в 202 800 000 миль. Эта цифра подтверждается в Сканда Пуране:

«Таким образом, семь островов и океаны вместе простираются на двадцать пять миллионов триста пятьдесят тысяч йоджан (202 800 000 миль). О сын Притхи».

Сканда-пурана, 1.ii.37.22 b

Давайте тогда внимательно отметим, что Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, давая наставления Санатане Госвами, говорил о Земле как о состоящей из этих семи островов и океанов:

«Солнце движется по зодиаку днем и ночью и пересекает океаны между семью островами один за другим».

Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.387

Здесь Господь ссылается на sapta-dvipa-ambudhi — семь островов и океанов. Если горшок предназначался для того, чтобы поднять Землю в форме шара, где эти семь островов и океанов — размером двадцать пять миллионов триста пятьдесят тысяч йоджан — можно найти на земном шаре? Хотя Шри Кришна Чайтанья Махапрабху (в настроении Варахи) поднял горшок, чтобы изобразить Землю, это не следует воспринимать как буквальную форму Земли. Форма горшка не имеет значения, поскольку Шримад-Бхагаватам устанавливает совершенно другой вывод относительно формы Земли — Земля в Шримад-Бхагаватам круглая, а не в форме горшка. Более того, заявления Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами и Шрилы Вриндавана даса Тхакура (главных биографов Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху) относительно размеров и положения Притхиви (Земли) имеют огромное значение, поскольку они сообщают нам, что всего 500 лет назад непосредственные последователи Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху имели очень иное понимание Земли (Притхиви), чем у нынешних гаудия-вайшнавов. Разница в понимании объясняется не тем фактом, что вайшнавы в 20 и 21 веках имеют доступ к «науке и технике», которого не было у их предшественников, а скорее потому, что вайшнавы в современную эпоху потеряли понимание того, что подразумевается под Землей, и, следовательно, поддались идее Земля представлена не ведическими источниками, которые сами подвержены несовершенному чувственному восприятию, иллюзии, ошибкам и, прежде всего, склонности к обману.

Намерение Шрилы Прабхупады состояло в том, чтобы изменить эту ситуацию, возродив истинное понимание первоначальных ведических космологических идей. Члены ИСККОН могут считать само собой разумеющимся, что «Земля нашего опыта» — это шар, парящий в космосе, но они редко подвергают сомнению реальность этого «опыта», основанного на собственном описании Шримад-Бхагаватам того, где мы находимся на Бху-мандале. Кто действительно «видел» Землю в форме шара своими собственными глазами? Мы когда-либо видели только изображение так называемой Земли, представленное вторичными источниками, такими как НАСА; но зачем доверять этим источникам, а не самому Шримад-Бхагаватам?

Индия находится на круге Земли, а не на земном шаре

Где же тогда шастра помещает Вриндаван на карте Земли? Давайте теперь резюмируем все, что было сказано до сих пор: вышеприведенные стихи описывают, что Вриндаван является частью Матхуры (Индия), которая является частью Бхарата-варши, которая является частью Джамбудвипы, которая является частью Притхиви (Земли), и, как мы только что слышали, Притхиви — это 500 миллионов йоджан в диаметре, и его удерживает Ананта-шеша: prthivi dharena yei sesa-sankarsana. Таким образом, исходя из описания Бхарата-варши, Джамбудвипы и Бху-мандалы, Храм Кришны-Баларамы во Вриндаване расположен на массивном земном плане, который удерживает Ананта-шеша, он не расположен в северном полушарии Земного шара, который плавает в пространстве.

«По чьему приказу вода несет черепаху, черепаха несет змею Шешу, а змея Ананта несет Землю, в то время как Земля несет все океаны, семь островов, семь гор и всех людей во всех формах».

Брахма-виварта Пурана, Пракрити кханда, глава 34

Членам Международного общества Сознания Кришны надлежит преодолеть свою обусловленность тем, что Индия является частью земного шара, когда Шримад-Бхагаватам ясно описывает ее как часть гигантской плоской Земли, которую удерживает Ананта-шеша. Согласно Шримад-Бхагаватам, мы находимся не на сферическом ландшафте с ограниченной окружностью; мы находимся на горизонтальном ландшафте, который продолжается в другие области более крупного земного плана.

Хотя Храм ведического планетария и другие члены ИСККОН ясно поняли описание Шримад-Бхагаватам о том, что Бхарата-варша находится в южной части Джамбудвипы, как будто это учение ничего не значит, поскольку те же самые люди продолжают вводить в заблуждение других, представляя Бхарата-варшу как шар, парящий в пространстве.

Конституциональное положение Бхарата-варши

Чтобы проиллюстрировать ошибку в представлении Вриндавана в Индии как части планеты, парящей в космосе, давайте рассмотрим расположение Биг—Бена — одной из самых известных достопримечательностей мира.

Биг-Бен находится в Вестминстере, который является районом Лондона; Лондон — столица Англии; Англия является частью Соединенного Королевства (Великобритания); Великобритания находится у западного побережья Европы; а Европа — один из континентов нашей известной Земли.

Основываясь на приведенном выше описании, нет никаких оснований предполагать, что Лондон является чем-то иным, кроме как частью более крупного ландшафта. Таким образом, большинство людей в мире поняли бы следующее утверждение: В этом мире есть континент, называемый Европой; у западного побережья Европы находится Великобритания; в Великобритании есть страна под названием Англия; в Англии есть город под названием Лондон; в Лондоне есть район под названием Вестминстер; в Вестминстере находятся главные правительственные здания, называемые зданиями парламента; У здания парламента есть знаменитая достопримечательность в виде огромной башни с часами, известной как Биг Бен. Хотя среднестатистический житель Земли 21 века легко понял бы названия «Европа», «Англия», «Лондон» и т.д., Что, если прошло 5000 лет, и вся ситуация изменилась, и никто больше не называл Европу Европой? Что, если бы эти места назывались по-другому? Что, если никто никогда не слышал об Англии или Лондоне? Что, если Вестминстер был прикрыт и о нем забыли?

Давайте представим сценарий через 5000 лет в будущем, в котором кто-то найдет приведенную выше карту и описание местоположения Лондона на Земле. Давайте также представим, что вместо того, чтобы наш человек в будущем понял, что Лондон является частью страны под названием Англия, которая является лишь небольшой частью большой Земли, он вместо этого размышляет, что Англия на самом деле является планетой в космосе.

Какова была бы логика или обоснование такого понимания Англии? Человек в будущем мог бы представить такое представление об Англии, только полностью игнорируя очевидный факт, что описание местоположения Биг-Бена в Лондоне включает описание местоположения Лондона в Англии, которая является частью острова, окруженного морем, и имеет относительное положение к большей части суши, называемой Европой. Хотя названия могут измениться в будущем, исследователь не мог игнорировать тот факт, что место под названием «Англия» описывается как часть более крупного ландшафта под названием «Европа», который также является частью еще более крупного ландшафта под названием «Земля». Отделять Англию от контекста ее более обширного окружения и представлять ее как независимую планету Земля было бы бессмысленно.

К сожалению, очень похожим образом члены ИСККОН оторвали Бхарата-варшу от контекста ее расположения на большом земном плане и ошибочно представили Бхарата-варшу как саму Землю, которая теперь превратилась в форму земного шара. Но Бхарата-варша — это не «Земля» и не земной шар; Бхарата-варша — это всего лишь небольшая часть гораздо большего Земного круга. Остальная часть Земного круга остается там, где она была всегда, и окружает нас со всех сторон; однако обществу в целом еще предстоит признать этот факт как реальность нашей ситуации. Хотя те, кто выступает за земной шар, правильно восприняли одну часть описания Пуран, а именно, что Вриндаван является частью Матхуры, которая является частью Бхарата-варши, они, к сожалению, проигнорировали более широкий контекст, что сама Бхарата-варша является частью Джамбудвипы, которая является одним из нескольких островов космического размера на Бху-мандале (Земле), которую поддерживает Ананта-шеша. Из-за того, что они обусловлены идеологией Земного шара, и из-за слабого понимания или осознания, или веры в Ведическую Землю (Бху-мандалу), члены ИСККОН, которые пишут о ведической космологии, представили Бхарата-варшу как современный Земной шар, и тем самым полностью игнорировали и не учитывали понимание того, что Бхарата-варша конституционально расположена на плоскости плоской Земли, не означает, что она является, была или когда-либо будет планетой, парящей в космосе.

Как мы видели на официальном видео ХВП, в то время как описание местоположения Бхарата-варши в Джамбудвипе в Шримад-Бхагаватам все еще формально представлено в ИСККОН как часть ведической космологии, на самом деле это описание ничего не значит, поскольку любая вера в эту концепцию буквально исчезает каждый раз, когда Бхарата-варша представляется как земной шар, парящий в космосе. Поскольку Бхарата-варша описывается как часть более крупной плоской Земли, ее необходимо нанести на карту, изобразить и объяснить таким образом, чтобы это соответствовало описанию. Точно так же, как Вестминстер описывается как часть Лондона, который является частью Англии, которая является частью Европы и т.д., Так и Пураны описывают Вриндаван как часть Матхуры, которая является частью Бхарата-варши, которая является частью Джамбудвипы, которая является частью Бху-мандалы, которая поддерживается Ананта-шешей. Таким образом, Бхарата-варша — это небольшая часть более крупного Земного плана, а не сама «Земля».

И точно так же, как конституциональное положение Лондона состоит в том, чтобы всегда оставаться местом в Англии (а не внезапно превращаться в планету, которая плавает в космосе), так и конституциональное положение Бхарата-варши всегда будет оставаться частью большого ландшафта Джамбудвипы, и точно так же никогда не превратится в независимую планету, такую как земной шар, который предположительно плавает в космосе. Приведенная выше идея о том, что Англия станет отдельной планетой от Земли, имеет не больше возможностей, чем существующая в настоящее время в ИСККОН идея о том, что Бхарата-варша — это так называемый Земной шар, парящий в космосе. Эта идея может возникнуть только потому, что преданные, вовлеченные в осуществление этой идеи, либо не понимают, либо не придерживаются последовательно описаний Бхарата-варши, Джамбудвипы и Притхиви. Вместо того, чтобы понимать Бхарата-варшу как часть Земли (Притхиви), члены ИСККОН представили Бхарата-варшу как саму Землю, а тем временем перенесли настоящую Землю в другое измерение. Это полная путаница в описании Шукадевой Госвами имен (нама), форм (рупа) и измерений (манах) мест в ведическом космосе. Как только происходит это переопределение Бхарата-варши, человек больше не «переосмысливает» ведическую космологию в том виде, в каком она первоначально преподается Шукадевой Госвами в Шримад-Бхагаватам. Единственный способ выпутаться из этой путаницы — правильно понять три ключевых имени в ведической космологии — Бхарата-варша, Джамбудвипа, Притхиви и т.д., И нанести на карту эти области так, как они описаны.

Карта на волшебном шаре

Карта Земли в том виде, в каком она изображена на глобусе, действует почти как реквизит в магическом шоу фокусника, поскольку ее сферическая форма может легко убедить человека в том, что весь мир уже полностью исследован и нанесен на карту. Когда чей-то взгляд «обходит» так называемый земной шар, кажется, что больше нет земли, на которую можно было бы смотреть.

В своей книге «Уроки земли», в которой обсуждается история использования земного шара британскими империалистами в Индии, Сумати Рамасвами приводит следующую выдержку из отчета Совета по образованию за 1850 год:

«В этой области изучения (географии) мне доставляет некоторое удовлетворение констатировать, что невежество, которое долгое время преобладало в этой стране в отношении этого предмета, теперь быстро отступает, и пуранические и романтические описания несуществующих океанов и стран, а также гиперболических высот и длин о горах и реках, сейчас мы быстро освобождаем место для правильного знания земли и того, что разнообразит ее поверхность…Прискорбным фактом является то, что среди них все еще может найтись значительное число людей, которые все еще не могут заставить свою совесть поверить, что Земля не находится на одной из голов великого змея, и что, возможно, еще не обнаружены некоторые ее части, которые не были исследованы европейцами мореплаватели океанов молока и творога. Но, несмотря на все эти недостатки, у меня есть веские основания полагать, что истинное знание, несомненно, прокладывает свой путь, хотя и медленно, но неуклонно».

Цитируется на стр. 173, Сумати Рамасвами, «Уроки Земли, Завоевание Мира как Глобуса»

Британцы стратегически обошли стороной традиционные гуру-кулы и открыли свои собственные школы по всей Индии. Менее чем за столетие им удалось полностью перевернуть ведическую концепцию Вселенной и эффективно заменить ее современной западной идеей.

Земной шар на картинке выше — это не Бхуми, это майя бхуми. Земной шар не представляет ни Бху-мандалу (также известную как Притхиви), диаметр которой составляет 500 миллионов йоджан и которую удерживает Ананта-шеша, ни Бхарата-варшу, которая является лишь небольшой частью гораздо большего плана плоской Земли. Как умело документирует Сумати Рамасвами, Земной шар был введен в школы по всей Индии в рамках систематической идеологической обработки и пропагандистской кампании, направленной на то, чтобы опровергнуть веру в ведические географические и космологические учения и тем самым подорвать веру во всю ведическую систему верований.

Действительно, у брахманов в Индии было мало или вообще не было аргументов, когда они сталкивались с христианскими миссионерами и их волшебным устройством глобуса. Представляя земной шар и указывая на все места на его сферической поверхности, миссионеры просто высмеивали идею о том, что Земля больше, и что Земля удерживается снизу Ананта-шешей. Столкнувшись с физическим глобусом, на котором все места на «Земле», по-видимому, нанесены на карту и измерены, брахманам было трудно спорить с теми, кто якобы плавал «вокруг всей Земли», что на самом деле существует больше Земли, как заявлено в Пуранах. Однако путаница, вызванная иллюзией земного шара, срабатывает только тогда, когда человек поддается первоначальной идее о том, что Земля действительно сферическая. Можно также плавать вокруг плоской Земли.

Действительно, поскольку вода всегда находит свой уровень, мы можем понять, что все океаны на Земле находятся на одной и той же ровной поверхности. Опыт наблюдения за кораблями, исчезающими вдали, возникает не потому, что корабли опускаются ниже так называемой кривой Земли, а скорее из-за явления, называемого точкой исчезновения на горизонте, которое наряду с другими явлениями, такими как атмосферные условия, мешает нам видеть на неограниченные расстояния. Однако современные камеры с зум-объективами позволяют нам продолжать видеть корабли еще долго после того, как можно было бы предположить, что они исчезли «за горизонтом» с помощью только невооруженного глаза. Камеры также позволяют нам видеть выдающиеся достопримечательности с расстояния в сотни миль, когда теоретически они должны быть скрыты под изгибом Земли.

С точки зрения плоской Земли нетрудно понять, что дэвы используют определенные силы, как физические, так и ментальные, чтобы удерживать нас в пределах ограниченной области Земного плана. Наша собственная часть Земли (показанная выше) крошечная по сравнению с окружающими областями (как они описаны в Шримад-Бхагаватам). В дискуссии о Бху-мандале в 1977 году Шрила Прабхупада сказал, что мы можем путешествовать дальше, чем думаем, но карма удерживает нас в определенных пределах, как быка, привязанного к мельнице и вынужденного двигаться кругами вокруг центральной точки. Шоры на быке мешают ему видеть дальше (см. Дискуссию о Бху-мандале, 3 июля 1977 года, Вриндаван). Земной шар — это всего лишь магический трюк, уловка майи, призванная удержать обусловленные души Кали-юги в рамках ограниченного понимания физической и духовной реальности.

Карта ниже представляет собой карту азимутальной эквидистантной проекции, использовавшуюся во время 2-й мировой войны для отображения маршрутов полетов, расстояний и направлений на плоской поверхности; она ясно показывает, что можно перемещаться по Земле, используя карту плоской Земли.

Карта Мира Плоской Земли 1943 года | Карта Полярной Азимутальной Равноудаленной Проекции

Даже по сей день правительственные документы, касающиеся самолетов и другой военной техники, предполагают неподвижную, невращающуюся плоскую Землю (см. Flatearthdoctrine.com ).

Идея о том, что Земля, по которой мы ходим, плывем и летаем, имеет сферическую форму и вращается со скоростью 1000 миль в час, может быть легко опровергнута с помощью многих эмпирических наблюдений. Например, развертывание ракеты большой дальности основано на предположении, что Земля представляет собой плоскую неподвижную плоскость, в противном случае при стрельбе ракетой по конкретной цели на большом расстоянии военным пришлось бы учитывать вращение и кривизну Земли, но это не так. На данный момент, однако, мы не хотим отклоняться от нашей главной цели объяснения Бху-мандалы, вступая в дебаты о предполагаемой науке, поддерживающей модель земного шара, и о том, вращается ли он со скоростью тысячи миль в час или нет. Поскольку большинству сообщества преданных еще предстоит либо понять, либо принять собственное описание Земли в Шримад-Бхагаватам, на данном этапе необходимо сосредоточиться на том, что на самом деле описывает Шримад-Бхагаватам относительно нашего местоположения и положения во Вселенной. Как только последователи Шрилы Прабхупады разовьют понимание и веру в описание Земли в Шримад-Бхагаватам, они, естественно, будут более склонны подвергать сомнению и оспаривать науку и пропаганду, поддерживающие идеологию Земного шара.

Что касается вопроса «Где находится Индия на карте Земли?», то это зависит от того, что мы подразумеваем под «Землей». Хотя ИСККОН предпринял некоторые попытки представить местоположение Бхарата-варши в Джамбудвипе, реальность нашей связи с Джамбудвипой не воспринимается всерьез, поскольку мы можем ясно видеть каждый раз, когда Бхарата-варша иначе представлена как независимый шар, парящий в пространстве.

Как ИСККОН создал планету Земля, которой не существует в ведической вселенной

Если идея земного шара не соотносится ни с Бху-мандалой, ни с Бхарата-варшей, почему тогда Шрила Прабхупада использовал термины «Земной шар» и «планета Земля»? Простой ответ заключается в том, что Шрила Прабхупада использовал общепринятый язык того времени, чтобы помочь западному читателю понять, что Бху, Притхиви и т.д. означают Землю и относятся к нашему месту во Вселенной. Точное описание Земли было вопросом, который возник только после публикации Пятой песни в 1975 году и последующего объявления о строительстве Храма ведического планетария. Обсуждения Бху-мандалы летом 1977 года показали, что Шрила Прабхупада не был привязан ни к глобусу, ни к плоской концепции Земли, а только к тому, что описывает сам Шримад-Бхагаватам. Представление Бху-мандалы в Храме ведического планетария было тем, что Шрила Прабхупада оставил своим ученикам с условием, что все должно быть в соответствии с описанием Шримад-Бхагаватам:

Прабхупада: Возьмите версию Бхагаватам… мы должны принять шастру.

Беседы о Бху-мандале, 5 июля 1977 года, Вриндаван

В частях 3 и 4 этой статьи мы покажем и продолжим показывать, как представление ИСККОН о Земле как о шаре на самом деле не имеет никакой связи с описанием Бху-мандалы в Шримад-Бхагаватам и нашим местоположением на ней (Бхарата-варша). Мы специально покажем, как члены ИСККОН ложно представили доказательство для земного шара, (1) исказив утверждения Шрилы Прабхупады о Земле; (2) исказив стихи из текста, называемого «Сурья-сиддханта». Вырвав утверждения Шрилы Прабхупады о Земле из контекста собственного описания Земли в Шримад-Бхагаватам и неверно истолковав стихи из «Сурья-сиддханты», члены ИСККОН ошибочно представили так называемое «доказательство» существования Земного шара, которого на самом деле не существует в ведической вселенной.

Продолжение следует…

Автор: Майешвара дас

28 ноября 2020г. Ирландия Оригинал статьи

Рекомендованные статьи