Что случилось с Матерью-Землёй? ч.2

Что думали о форме Земли в 17-м и 18-м веках? Множество примеров картин плоской Земли и Шри Шри Бху-Варахадевы, пространство вокруг Земли, его размеры.

Что думали о форме Земли в 17-м и 18-м веках? Множество примеров картин плоской Земли и Шри Шри Бху-Варахадевы, пространство вокруг Земли, его размеры.

Хотя на следующих двух картинах отсутствуют некоторые из вышеупомянутых черт (богиня, корова и храм), они, тем не менее, интересны по той простой причине, что на них не изображена Земля в виде шара. Опять же, если бы создатели этих священных изображений верили, что Земля имеет форму шара, они бы наверняка изобразили ее такой.

Что думали о форме Земли в 17-м и 18-м веках? Множество примеров картин плоской Земли и Шри Шри Бху-Варахадевы, пространство вокруг Земли, его размеры.
Вараха, Химачал-Прадеш 1720
Аукционы Christie’s, 2016
Вараха, Раджастхан, Индия (1725)
Национальная галерея Виктории, Мельбурн
Вараха, Воплощение Вишну в виде Кабана, ок. 1725-50

Снова мы видим Землю, изображенную в виде плоской круглой формы. Бхуми изображена в виде коровы, стоящей рядом с павлином, а храм (или гора Меру) находится в центре Земли. Внизу находится океан Гарбходака.

Вараха, спасающий Землю, ок. 1720-50
Бруклинский музей.
Вараха, Пахари, Чамба, ок. 1730-40
Кливлендский художественный музей

Здесь мы видим плоскую Землю и корову, очень мирно сидящую на поверхности.

Вараха убивает Хираньякшу и спасает мир, Басоли, около 1730 года
Лахорский музей

Здесь мы видим конечную дискообразную плоскую Землю с Бхуми в виде коровы на поверхности.

Вараха, Третье Воплощение Вишну, Стоит перед
Обезглавленным телом Демона Хираньякши, ок. 1751-1850
Коллекция Британского музея

Здесь мы снова видим прекрасное изображение Бхуми-деви, расположенной на плоской круглой Земле.

Вараха убивает демона Хираньякшу, около 1760 года
Художественный музей Сан-Диего
Вараха Аватар (Фолиант из серии «Дасаватара») Котах, 1760 год

На другой картине, озаглавленной «Вараха, Воплощение Вишну в виде Кабана», из фолианта серии «Техри Гархвал» Гиты Говинды, 1775-1780 гг., мы видим, как Вараха поднимает впечатляющую версию плоской Земли из океана Гарбодхака. Эту картину можно посмотреть онлайн в Музее Метрополитен.

Varaha Rescues the World from the Waters, Bengal, c. 1775
Chester Beatty Museum, Dublin
Вараха, иллюстрация к серии «Дасаватара», школа Чамба, Пенджаб, около 1700 года
Вараха, поднимающий Землю, из иллюстрированной Бхагавата-пураны, около 1800 года
Национальная библиотека Франциим
Вараха, Воплощение Вишну в виде Кабана, школа Раджастана (1790-1810)

На первый взгляд изображение Земли кажется похожим на земной шар; однако, крупный план изображения показывает, что Земля представляет собой круглый ландшафт, а здания расположены горизонтально на плоской земле. Земля здесь круглая, как монета.

Вараха, аватар Вепря Вишнуну
Британский музей

Имейте в виду, что Земля, изображенная здесь, предназначена для представления Бху-мандалы, диаметр которой составляет 500 миллионов йоджан. Он не предназначен для представления плоской версии так называемого Земного шара, который является крошечным по сравнению с общей Бху-мандалой.

Океан под Землёй

Земля была поднята из воды потопа
Серия «Бхагавата-пурана», 1775-1790 гг., семейная мастерская Найнсух, Парахи
Фонд Королевской коллекции

На приведенной выше картине изображена Земля после того, как она была поднята Варахой. Гора Меру находится в центре Земли и окружена пышным ландшафтом, усеянным храмами и коровами, что еще раз сообщает нам о том, что люди считали самым важным и приоритетным в своей жизни. Высокие горы, простирающиеся с востока на запад, возможно, являются попыткой изобразить такие великие горы, как Гималаи, Хемакута и Нишадха, которые делят Джамбудвипу на разные варши.

Эта картина интересна тем, что на ней не только изображена Земля в круглой форме, но и изображена Земля, расположенная над водой океана Гарбходака (не окруженная темным пространством, как должно было бы быть, если бы люди в то время действительно думали, что Земля расположена именно так). Пураны не описывают Землю как находящуюся в бесконечном темном пространстве со всевозможными планетами и звездами как вверху, так и внизу (как изображают современные изображения Земли). В ведической космологии все звезды и планеты находятся над Землей. Единственное, что находится под Землей, — это Ананта-шеша, который обитает в океане Гарбходака. Это объясняется в «Чайтанья-чаритамрите» Шрилой Кришной дасом Кавираджей Госвами следующим образом:

«После создания миллионов вселенных первый пуруша вошел в каждую из них в отдельной форме, как Шри Гарбходакашайи. Войдя во вселенную, Он нашел только тьму, в которой не было места для проживания. Таким образом, Он начал размышлять. Затем Он создал воду из пота Своего собственного тела и этой водой заполнил половину Вселенной. Вселенная измеряется пятьюстами миллионами йоджан. Его длина и ширина — одно и то же. Наполнив половину вселенной водой, Он устроил там Свою собственную резиденцию и проявил четырнадцать миров в другой половине. Там Он проявил Вайкунтху как Свою собственную обитель и отдыхал в водах на ложе Господа Шеши. Он лежал там с Анантой в качестве кровати. Господь Ананта — это божественный змей с тысячами голов, тысячами лиц, тысячами глаз и тысячами рук и ног. Он — семя всех воплощений и причина материального мира».

Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 5.94-101

Здесь говорится: сеи джале кайла ардха-брахманда бхарана — Вишну наполнил половину (ардха) вселенной (Брахманда) водой (джале). В своем комментарии к ШБ 5.23.9 Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур утверждает, что Вселенная сверху донизу составляет 500 000 000 миллионов йоджан, и что океан Гарбходака составляет чуть меньше половины этой величины и имеет глубину 249 800 000 йоджан. Кришна дас Кавираджа Госвами продолжает говорить, что Шеша держит Землю (Дхарани) на Своей голове: сеи вишну ‘шеша’ -рупе дарена дхарани (CC Adi. 5.117). Далее Земля, о которой идет речь (Притхиви), описывается как имеющая диаметр 500 миллионов йоджан (панчасат коти йоджана) и покоящаяся подобно горчичному зерну на голове Ананта-шеши (ЧЧ Ади, 5.119). На рисунке ниже изображены Курма и Шеша на воде океана Гарбходака с Землей на капюшонах Ананты.

Курма, поддерживающий Ананта-шешу, который держит Землю на своих капюшонах, около 1690 года
Азиатский художественный музей

Ни в Шримад-Бхагаватам, ни в «Чайтанья-чаритамрите» не упоминается роль Курмы, хотя в большинстве Пуран говорится, что воды несут Курму, а Курма несет Ананта-шешу. В «Брахма-вайварта-пуране» говорится:

«По чьему приказу вода несет черепаху, черепаха несет змею Шешу, а змея Ананта несет Землю, в то время как Земля несет все океаны, семь континентов, семь гор и всех людей во всех формах».

Брахма-виварта Пурана, Пракрити Кханда, глава 34

Уловка Майи

На следующей картине изображена плоская Земля, удерживаемая на рогах коровы.

Корова, Поддерживающая Вес Земли на своих рогах
Биканер, школа Раджастана, 1700-1720 гг.
Британский музей

Приведенная выше картина, скорее всего, является попыткой изобразить исламскую концепцию Куджаты/куюты (коровы или быка), которая держит Землю. Корова, в свою очередь, удерживается космической рыбой.

Эта идея, скорее всего, является вариацией ведического учения о том, что Земля поддерживается Ананта-шешей и Курмой. Что интересно в вышеупомянутой картине, так это то, что Земля снова изображена как плоский пейзаж. В следующей статье мы обсудим, как введение иезуитами земного шара в Индию было немедленно встречено мусульманскими правителями того времени. Султаны считали земной шар уникальным символом, который мог эффективно продемонстрировать их власть над всем сущим. Стоя на земном шаре, человек, казалось бы, стоял как император над всей Землей. На картинке мы видим мусульманского правителя, стоящего на Земле, которую удерживают Бык и рыба, но в данном случае плоская Земля (показанная на картинке выше) была изображена вместо этого в виде глобуса.

Земной шар, конечно, является уловкой майи, потому что не только Земли гораздо больше, чем показано на земном шаре, но и сама Земля никогда не может быть завоевана ни одним смертным человеком. В двенадцатой песни Шримад-Бхагаватам мы слышим следующую речь Шукадевы Госвами, обращенную к царю Парикшиту, которому самому оставалось жить всего семь дней:

«Мой дорогой царь Парикшит, все эти цари, которых я описал, а также все другие человеческие существа приходят на эту Землю и заявляют свои права, но в конечном счете все они должны покинуть этот мир и встретить свою гибель. Даже если тело человека теперь может иметь обозначение «король», в конце концов его имя будет «черви», «испражнения» или «пепел». Что может знать человек, который причиняет вред другим живым существам ради своего тела, о своих собственных корыстных интересах, поскольку его действия просто ведут его в ад? [Царь-материалист думает:] «Эта безграничная земля принадлежала моим предшественникам и теперь находится под моим владычеством. Как я могу сделать так, чтобы оно осталось в руках моих сыновей, внуков и других потомков?» Хотя глупцы принимают тело, сделанное из земли, воды и огня, как «меня», а эту землю — как «мою», в каждом случае они в конечном счете оставляют и свое тело, и землю и уходят в небытие. Мой дорогой царь Парикшит, все эти цари, которые пытались наслаждаться землей своей силой, были сведены силой времени к не более чем историческим отчетам».

Шримад-Бхагаватам, 12.2.40-44

На следующей картине 1790 года изображена плоская Земля со множеством трансцендентных храмов на ее поверхности.

Вараха, третье воплощение Вишну, около 1790 года
Фонд Королевской коллекции Альберта

Пожалуйста, имейте в виду

Хотя изображение плоской Земли на приведенных выше картинах может показаться несколько упрощенным и наивным, следует иметь в виду, что изображения Земли как ландшафта плоской Земли никогда не предназначались для представления точных и сложных моделей Земного круга, как это научно описано в Ведических Пуранах. Форма и размер Земного круга наряду с описаниями различных лок во Вселенной преподавались в других местах в гурукулах, храмах и ашрамах с помощью различных сложных диаграмм, изображающих вират-рупу (вселенскую форму). На приведенных ниже изображениях из документального фильма «Ведический космос» изображен саньясин, преподающий ведическую космологию, указывая на традиционную карту Бху-мандалы и большого космоса.

Приведенные выше изображения плоской Земли имеют целью вызвать преданность Шри-Шри Бху-Варахе и не представлены как научно точные изображения ведической Бху-мандалы. ИСККОН было поручено создать точную трехмерную модель Бху-мандалы, которая, как мы надеемся, появится в Храме Ведического планетария.

До сих пор мы рассматривали множество примеров картин 17-го и 18-го веков, на которых Земля изображена как плоская Земля вместе с персонифицированной богиней Земли, которая появляется на пейзаже либо в женском, либо в виде коровы. Во следующей части этой статьи мы покажем еще несколько примеров картин с изображением плоской Земли 19-го века; затем мы покажем, как вся сцена резко изменилась в 20-м веке с появлением картин, изображающих Вараху, держащего Землю в форме шара.

Продолжение следует. . .

Автор: Майешвара дас

01 марта 2021г. Ирландия Оригинал статьи

Рекомендованные статьи